Каким будет бюджет-2016
На чем сэкономит московское правительствоВласти города рассмотрели проект бюджета на 2016 год и плановый период 2017-2018 годов. МОСЛЕНТА разбиралась, какие факторы повлияли на его формирование, какие приоритеты в нем обозначены, что станет основным источником доходов и на чем город намерен экономить.
Проект городского бюджета на следующий год составлялся в непростой ситуации: пришлось учитывать такие факторы, как снижение цен на энергоносители на мировых рынках, экономические санкции против России (и ответные меры), а также возросший уровень инфляции и спад деловой активности. Согласно документу, бюджет получился дефицитным — доходы в 2016 году составят 1,598 триллиона рублей, а расходы — 1,646 триллиона.
Погашение долгов
«Бюджет на следующий год обещает быть чрезвычайно непростым. Его рост будет минимальным — около двух процентов от номинальной стоимости. Предполагаемый дефицит бюджета — 48 миллиардов рублей», — сообщил мэр Москвы Сергей Собянин.
Несмотря на то что эта цифра кажется не очень большой, городу необходимо погасить государственный долг, накопленный до 2011 года, отметил он. Столичные власти планируют в том числе полностью выплатить в 2016 году валютный долг в размере 407 миллионов евро — это позволит полностью избежать негативного влияния колебаний валютных курсов при его возврате.
«За последние пять лет мы погасили долгов на 150 миллиардов, но это, конечно, не улучшает структуру бюджета. Тем не менее кто бы в этом кресле ни сидел, обязательства города надо выполнять», — заявил мэр.
«На 2016 год у нас приходится пик выплат по долговым обязательствам. Предстоит погашение долгов в сумме более 84 миллиардов рублей, в том числе погашение крупного валютного займа, привлеченного в 2006 году. С его погашением для бюджета Москвы будут полностью исключены валютные риски. Средства на это в проекте предусмотрены», — заявила руководитель департамента финансов Москвы Елена Зяббарова.
По ее словам, в 2011 году госдолг столицы достигал 300 миллиардов рублей, а уровень долговой нагрузки составил 28 процентов от общего дохода бюджета. К сегодняшнему дню с половиной долгов город рассчитался.
Неизменность приоритетов
По словам мэра, как и в прошлом году город сохранит свои приоритеты. В частности, в полном объеме будет профинансировано социальное направление (53 процента — более половины бюджета).
«Все приоритеты города остаются прежними. Социальная защита, социальные обязательства перед москвичами будут выполнены в полном объеме — с учетом дополнительных льгот, которые город установил по капитальному ремонту и другим направлениям. Всего на социальную политику будет израсходовано 880 миллиардов рублей, а с учетом отчислений Фонда обязательного медицинского страхования это составит около 1 триллиона рублей», — заявил мэр.
Собянин добавил, что город постарается обеспечить выполнение инвестиционной программы всех направлений, связанных со строительством метрополитена, дорог, развязок, благоустройства города и строительства социальных объектов — школ, поликлиник, больниц, детских садов. На адресную инвестиционную программу (АИП) будет направлено 22 процента из бюджета (более 1,154 миллиарда за три года).
Налоги как основной источник дохода
Как сообщила Зяббарова, прогноз доходов бюджета «составлен с умеренными темпами роста». Основная доля доходов — 90 процентов — как и прежде приходится на налоговые поступления. Крупнейшим доходным источником в 2016 году и в плановом периоде остается налог на доходы физических лиц, его доля в объеме налоговых доходов увеличится с 50 процентов в текущем году до 53 процентов в 2018 году.
Вторым по значимости источником дохода является налог на прибыль. Объем его поступлений в общей массе налоговых доходов составляет около трети. В планируемом периоде сохранится тенденция постепенного снижения удельного веса данного налога. Доля же региональных и местных налогов в общем объеме налоговых поступлений увеличится и составит в 2016 году 11 процентов.
Неналоговые доходы составляют в бюджете около 10 процентов, что соответствует сегодняшнему уровню. При формировании доходной части бюджета были учтены предстоящие изменения федерального законодательств: рост акцизов на нефтепродукты (в среднем на 20 процентов), рост ставок налога на имущество, на инфраструктуру естественных монополий.
«Однако все эти изменения уже в следующем плановом периоде не будут столь существенными, как в прежние годы», — отметила Зяббарова.
«Не так плохо, как могло бы быть»
Москва стала единственным регионом страны, где принято решение сохранить трехлетний формат бюджета, подчеркнула Зяббарова. «Москва не первый раз формирует бюджет при низких доходах, но мы подошли к новому бюджетному циклу подготовленными. Проект бюджета обеспечивает приоритеты социальных расходов, развитие города и устойчивость бюджетной системы», — заявила она.
Депутат Мосгордумы Александр Семенников согласен с тем, что Москва встречает новый бюджетный цикл в лучшей форме, чем другие регионы, а по своим формальным показателям проект нового бюджета остается на уровне прошлого года.
«От его номинальных цифр увеличение идет на два процента — это бюджет прошлого года. Если говорить об идеологии — все выглядит не так плохо, как могло бы быть. Во-первых, в отличие от федерального бюджета мы все же сохранили трехлетнее планирование. Во-вторых, сохраняем все обязательства социального характера. 22 процента на АИП означает, что город не снижает размер инвестиций в экономику. На фоне небольшого снижения инвестиций в частном секторе город выступает тем локомотивом, который может поддержать экономику», — заявил Семенников.
По его мнению, частные инвестиции выглядят в Москве лучше, чем в целом по России, — они сохраняются на уровне прошлого года, а в первом полугодии динамика даже положительная, инвесторы продолжают вкладывать в город.
«Бюджет, конечно, напряженный, так как надо отдавать займы. Он дефицитный, но в Москве он планировался так всегда. Дефицит 47 миллиардов рублей — это порядка трех процентов от доходов бюджета, а согласно кодексу можно иметь дефицит до 15 процентов. Поэтому мы смотрим на него позитивно. Рост доходов от сбора НДФЛ — также положительный момент, так как он показывает, что доходы физлиц по крайней мере не падают», — считает депутат.
«Главное, что все социальные программы и инвестиции в экономику сохраняются. Естественно, будут сокращаться расходы на госаппарат, может быть, на какие-то другие вещи, которые раньше предполагали большие вложения, не будут расти и активно развиваться — например, программы туризма, природопользования, спортивные», — объяснил Семенников.
По мнению депутата, критика в отношении больших затрат на проведение городских массовых мероприятий хоть и является справедливой, однако на макроэкономические показатели не влияет: «Я, конечно, в курсе этой критики, и в каких-то моментах с ней согласен. Но смотрите — при бюджете города 1,5 триллиона рублей потраченные на какие-то мероприятия 10 миллионов уж точно никак не влияют на общее состояние экономики. Хотя нужно, конечно, оценивать потребности».