Чему обучают московских школьников в клубе Soft Skills 2035 и кто он — лидер будущего?
Как в столице школьникам помогают определиться с будущей профессиейСегодня для школьников проводится множество мероприятий по профориентации и самоопределению. О том, как именно они работают и как будет выглядеть успех в 2035 году, рассказал в интервью МОСЛЕНТЕ директор Городского методического центра Андрей Зинин.
В 2017 году Центр запустил проект Soft Skills 2035. Это открытая деловая площадка, где эксперты, специалисты крупных столичных компаний и карьерные консультанты помогают с профессиональным самоопределением московским школьникам и студентам колледжей. Развивающее пространство выстроено в соответствии с концепцией 4К — креативное мышление, коммуникация, кооперация, критическое мышление. Раскрытие собственного потенциала, принятие совместных решений, работа в команде, постоянное самообразование, инициативность — вот фундаментальная soft-платформа настоящего профессионала. И начинать формировать эти навыки надо уже в школе, считает Зинин.
Андрей Сергеевич, расскажите, как работает клуб Soft Skills 2035?
Московский клуб Soft Skills 2035 — один из самых востребованных проектов нашего Центра, включенный в календарь событий «Суббот московского школьника». Площадка продолжала успешно функционировать в дистанционном формате и в период действия ограничительных мер. Это связано с тем, что одним из ключевых преимуществ на рынке труда сегодня являются те самые «гибкие навыки», которые очень важно формировать у ребенка со школьной скамьи. Именно владение ключевыми инструментами коммуникации, представление о том, что значит в современном понимании лидерство, как можно выстраивать работу в группах, что такое коллаборация — все это очень сильно повышает шансы ребенка получить достойную работу в будущем и строить карьеру в той сфере, которая ему действительно интересна. Поэтому мы создали такой клуб. Это коммуникационная площадка, куда мы приглашаем школьников, студентов колледжей. Здесь они общаются с самыми разными специалистами, которые помогают им выстроить систему координат для того, чтобы в дальнейшем эффективно реализоваться в профессии. Занимаясь в клубе, школьники приобретают не только способность строить карьерную траекторию, но и генерировать идеи новых продуктов, учатся прогнозировать потребности рынка труда через 10-15 лет. В 2035-м важным умением будет не только встраивание в запросы рынка труда, но и формирование новых сфер занятости, создание новых команд и рабочих мест. Чтобы стать участником клуба, достаточно перейти на сайт spo.mosmetod.ru и выбрать интересующее мероприятие в разделе Soft Skills 2035.
Какие навыки получают школьники в вашем клубе?
Для школьников очень важно работать и взаимодействовать с теми, кто является действующими профессионалами. В дополнение к знаниям о современных профессиях, получаемых школьниками на уроках и классных часах, серьезный вклад в профессиональное самоопределение ребенка вносит карьерный консультант. Это ключевой человек в нашем клубе. Он помогает школьнику выстроить систему, в рамках которой тот может прокачать свои лидерские качества, освоить ключевые навыки самопрезентации. Одна из задач, решаемых в рамках нашего клуба, — научить ребят выстраивать гибкую систему взаимодействия с людьми, ведь сейчас для профессионала крайне важно быть способным организовывать эффективные отношения внутри коллектива.
И еще очень важен языковой аспект. Наши эксперты помогают школьникам сориентироваться в том вокабуляре, которым пользуются сейчас в определенных профессиональных сферах. Педагоги формируют у ребенка правильную литературную речь, а наши эксперты — языковую культуру, в том числе для бизнеса. Чтобы стать эффективным коммуникатором, нужно иметь представление о том, как взаимодействуют друг с другом, как общаются люди в своей профессиональной среде. Наши карьерные консультанты поясняют, что значат те или иные термины. Отчасти просто помогают упростить коммуникацию, потому что есть определенные термины, устоявшиеся профессионализмы, которые в ходу в определенной профессиональной сфере. То есть одна из важнейших задач — дополнительная речевая настройка, которая поможет нашим ребятам в дальнейшем сократить языковую дистанцию, например, с потенциальным работодателем. Или быстрее найти общий язык с более опытными коллегами из той же сферы в той компании, куда они придут в качестве стажеров.
Расскажите подробнее о бизнес-сленге. Как быстро его осваивают современные дети?
Вообще вопрос сленга очень интересен. Существует подростковый сленг, одной из очевидных задач которого всегда была «эвфемизация» смысла, сокрытие его, в том числе от мира взрослых или представителей других молодежных субкультур. У бизнес-сленга принципиально иная функция. Он стремится максимально упростить речь, подбирая такие емкие термины, которые позволяют экономить время. В бизнесе самой главной ценностью является информация и время. Все, что помогает быстро получить информацию за максимально короткое время, очень хорошо работает для любых бизнес-задач. Поэтому и сам язык тоже начинает работать на их решение. Если в деловой среде кто-то будет пытаться говорить исключительно классическим пушкинским языком, очевидно, это не станет его преимуществом на работе. Это хорошо в иных речевых ситуациях, но совершенно не работает в том случае, если вам нужно очень быстро наладить какие-то бизнес-процессы. Поэтому для бизнеса характерно использовать те слова, которые максимально сжато и концентрированно передают суть.
Какие качества, на ваш взгляд, необходимо формировать у школьников для того, чтобы они могли добиться успеха в будущем?
Современные подростки живут в других реалиях. В моем детстве лидеры, на которых мы ориентировались, — это обязательно харизматики, яркие, самоценные люди, вокруг которых могла вращаться вселенная. Эти образы культивировались в кино. Вместе с родителями мы смотрели фильмы «Верная рука — друг индейцев» или «Великолепная семерка».
Сейчас во многих сферах важны другие качества. Для того чтобы стать успешным, нужно быть максимально договороспособным, гибким, терпимым к проявлениям других людей. Сегодня в бизнес-литературе появляется совершенно новое описание лидеров. Например, описывается модель «скромного лидерства». На первый взгляд, звучит как оксюморон. Что значит скромный лидер? Как в принципе можно сказать подростку: ты должен быть лидером, но скромным? Нам сразу представляется глава какой-нибудь крупной корпорации, который являет собой воплощение харизмы, силы характера, решительности. И вместе с тем одним из мировых трендов является как раз вот это «скромное лидерство». Это значит, что человек может выступать в самых разных ролях. В одном случае он собирает группу и является в ней абсолютным лидером. В другом случае он становится частью рабочей группы и работает с другим лидером, выполняя лишь определенный функционал. И для него смена ролей не является драматичной. Это тоже один из трендов. В зависимости от проекта люди могут меняться ролями начальника и подчиненного. То есть каждая задача по-новому расставляет людей, которые ее решают. Если при такой системе человек сверхамбициозен и постоянно хочет демонстрировать свою значимость и авторитет, он проигрывает. А в выигрыше — тот, кто способен быть максимально гибким и ориентироваться в той или иной ситуации.
И сейчас многие выпускники наших школ как раз демонстрируют это качество.
Новое поколение — это очень адаптивные люди. Они способны воспринимать действительность таким образом, чтобы жить ради интересного дела, а не ради определенного статуса. Репутация и финансовое благополучие сейчас чаще приходят к тем, кто максимально демонстрирует гибкость, адаптивность, способность очень быстро находить общий язык со всеми. И, конечно, к тем, кто воспринимает себя частью открытого информационного пространства и способен говорить на нескольких иностранных языках. Я думаю, что это принесет нашим выпускникам успех.
Вы, наверное, хорошо представляете, как будет выглядеть успешный человек в 2035 году, ведь именно эта цифра «зашита» в названии вашего клуба…
Это будет человек, который точно знает, что ему нужно от жизни. И основные усилия наша система московского образования прикладывает к тому, чтобы максимально рано наши выпускники начинали выстраивать определенный маршрут, который приведет их к нужной карьерной цели. Чтобы человек довольно точно мог сформулировать, в какой области он хотел бы профессионально реализоваться — в медицинской, инженерной, или, может быть, его интересует серьезная академическая наука. Либо он чистый гуманитарий и станет, например, театральным критиком.
Новое поколение вряд ли окажется в той ситуации, в которой оказалось, например, поколение 1990-х. Многие в то время заканчивали вуз по одному направлению, а устраивались на работу по другой специальности.
В 2035 году — это будет целеустремленный человек, при этом с очень широкой гаммой интересов. Он будет знать, что ему нужно в профессии, будет легко выстраивать свой карьерный трек. И одновременно будет интересоваться окружающим миром, читать художественную литературу, ходить в театр.
Такие качества мы стараемся вложить в наших ребят, которые через 15 лет, в 2035 году, будут находиться в самом активном возрасте и, надеемся, будут выстраивать вокруг себя комфортную и гармоничную среду.