Даниловский — от монастыря до мануфактуры
Монастырь, рынок, мануфактура, мост, район…Что у москвичей ассоциируется со словом «Даниловский»МОСЛЕНТА исследовала все «даниловское» в Москве и выяснила, как монастырское сельцо и индустриальный пригород стали одним из важнейших районов столицы.
Ни у кого из исследователей московской старины нет сомнений в том, что сам топоним «Даниловский» изначально происходит от Свято-Даниловского монастыря, рядом с которым впоследствии появилась одноименная слобода. В остальном — сплошные загадки.
Легенда о князе-монахе
Если верить церковной традиции, то Даниловский монастырь — старейший в нашем городе. Вроде бы, его еще в конце XIII века (год точно не известен) лично основал первый московский князь Даниил Александрович, сын Александра Невского. Более того, князь даже испросил для него у Владимирского митрополита статус архимандритского, то есть сделал главным храмом княжества. В конце жизни Даниил вроде бы даже принял в нем монашеский постриг и умер «в черньцѣх и в скимѣ». Случилось сие прискорбное событие в 1303 году. О точном месте захоронения Даниила в летописях XIV века указаний не было.
Но уже через три десятилетия монастырь тихо и безропотно прекратил свое существование. По указанию князя Ивана Данииловича Калиты (сына Даниила) архимандрит и братия переехала в новый Спасо-Преображенский монастырь на территории Кремля:
«Глаголють же нѣции отъ древнихъ старець, яко пръвии 6ѣ князь Данило Александровичь сиа архимандритию имѣяше оу святаго Данила за рѣкою, яко въ свое ему имя церкви той поставленъи сущи, послѣди же нѣ по колицъхъ лѣтехъ сынъ его князь великий Иоанъ боголюбивъ сын, паче же рещи, мнихолюбивъ и страннолюбивъ и топлѣе сын вѣрою, и приведе отътуду архимандритию ту и близь себе оучини ю, хотя всегда въ дозорѣ видѣти ю... ».
Монастырь Даниил, конечно же, основал, но находился он гораздо ближе к Кремлю — примерно в районе нынешнего храма Христа Спасителя
На месте же бывшего монастыря осталась церковь в честь Даниила Столпника и маленькая деревенька Даниловка. Однако наименование местности уже прочно ассоциировалось с именем Даниила, и даже местная речушка вроде бы стала именоваться Даниловкой.
Это традиционная версия, но современные ученые (хотя и не все) ставят ее под сомнение. Монастырь Даниил, конечно же, основал, но находился он гораздо ближе к Кремлю — примерно в районе нынешнего храма Христа Спасителя. Это довольно убедительно доказали археологические раскопки и архивные изыскания последних десятилетий.
Рцы великому князю Ивану: се убо сам всячески себе утешаеши, мене же почто забвению предал еси? Но обаче аще он забвенна мя имать, Бог же мой несть мене забыл никогдаже
Даниил Московский
святой благоверный князь
Но тогда откуда же взялось название «Даниловский» и действующий поныне монастырь? Оказывается, появился он во времена Ивана Грозного, а точнее — в 1560-м году. Согласно сохранившейся в «Степенной книге» легенде, когда один юноша из царского окружения ехал по тем местам, ему явился сам князь Даниил и молвил:
«Рцы (т.е. сообщи) великому князю Ивану: се убо сам всячески себе утешаеши, мене же почто забвению предал еси? Но обаче аще он забвенна мя имать, Бог же мой несть мене забыл никогдаже».
Юноша поведал о видении царю, и суеверный до истерики Иван Грозный повелел основать монастырь на том месте, где вроде как была легендарная Даниловская обитель. В принципе, это время и должно считаться моментом зарождения Даниловского монастыря. Кстати, самые ранние летописные упоминания о названии речки Даниловка и одноименной слободы тоже относятся к XVI веку, легенду же о монастыре эпохи князя Даниила можно считать…просто легендой, авторство которой, скорее всего, принадлежит митрополиту Макарию (основателю монастыря в XVI веке) или кому-то из его окружения. Чтобы завершить с религиозной составляющей истории монастыря, вспомним, что еще через сто лет, в 1652 году, состоялось обретение мощей князя Даниила, а в 1791 году он был канонизирован для местного почитания как святой благоверный князь Даниил Московский.
Так или иначе, в середине XVI века Даниловская обитель была построена и вошла в цепочку «монастырей-сторожей», окружавших Москву с южной стороны. Самый восточный из них — Андроников на высоком берегу Яузы, далее Новоспасский, Симонов, Даниловский, Донской (чуть позже) и самый западный — Новодевичий в Лужнецкой пойме. Эти обители перехватывали наиболее уязвимые подходы к Москве — тракты и переправы — и должны были при необходимости стать опорными пунктами обороны города с самого опасного южного направления, откуда регулярно появлялись отряды степняков. Все перечисленные обители обнесены могучими крепостными стенами, и монахи в них были не только послушниками, но и воинами. Не раз им приходилось брать в руки оружие и защищать Москву от набегов ногайцев и крымчаков, стены же служили надежным прибежищем для окрестных жителей.
Со временем оборонительная функция монастырей отошла на второй план, да и сами обители, начиная с петровских времен, стали постепенно мельчать. В 1710 году в Даниловом монастыре насчитывалось 30 монахов, по штату 1764 года — 12 монахов с настоятелем, в 1900 году — 17 монахов. В 1812 году монастырь был разорен врагами, правда, накануне вступления французских войск в Москву ризницу Данилова монастыря успели вывезти в Вологду, а казну — в Троице-Сергиеву лавру. С середины XIX века должность настоятеля монастыря совмещалась с должностью благочинного московских епархиальных монастырей, а в начале XX века как монастырь 3-го класса Даниловский перешел в ведение викария Московской епархии.
После революции в 1919 году монастырь был формально закрыт, но на деле он продолжал существовать до 1929 года, когда в его зданиях НКВД решил разместить приемник-распределитель для детей репрессированных. Тогда же была разобрана колокольня, а находившиеся на ней колокола (18 штук общим весом в 25 тонн!) чудом удалось спасти от переплавки двум оказавшимся в России американцам — археологу, сотруднику Гарвардского университета Томасу Виттемору и промышленнику и дипломату Чарльзу Ричарду Крейну. Благодаря их стараниям, реликвии были переправлены за океан и переданы в дар Гарвардскому университету.
«Колокола великолепны, красиво установлены и сделаны в совершенстве… этот небольшой подбор может быть последним и почти единственным фрагментом прекрасной российской культуры, оставленным в мире» (из письма Чарльза Кейна своему сыну Джону).
В середине 1980-х в связи с грядущим празднованием тысячелетия крещения Руси правительство СССР передало монастырь церкви для устройства в нем резиденции патриарха. Интересно, что сначала Брежнев подписал указ о передаче Донского монастыря, но потом его заменили на Даниловский. Так древняя обитель спустя почти семь столетий вернула себе архимандритский статус. Началась масштабная реставрация старых соборов и строительство новых административных зданий. Тогда-то монастырь получил свой современный облик: на его территории, помимо храмов, появилось здание резиденции патриарха, корпус отдела внешних связей РПЦ, гостиница «Даниловская». В 2008 году на свое историческое место из США были возвращены подлинные монастырские колокола, которые теперь ежедневно радуют москвичей своим уникальным звоном.
Загадка головы Гоголя
А вот некрополь монастыря спасти не удалось, он был уничтожен в 1931 году. Под нож пошли могилы князей Голицыных, Волконских и Гагариных, генералов Арсеньтева и Вельяминова и многих, многих представителей старинных московских фамилий. Перезахоронения удостоились лишь самые известные деятели культуры: в Донском монастыре появилось надгробие художника Василия Перова, а на Новодевичье кладбище был перенесен прах знаменитого поэта Николая Языкова, основателя московской консерватории Николая Рубинштейна, супругов Хомяковых, историка Дмитрия Валуева и великого русского писателя Николая Гоголя. Перезахоронение последнего впоследствии обросло мистическими подробностями…
Автор этих жутких, вполне в духе гоголевского «Вия» рассказов писатель Владимир Лидин присутствовал на перезахоронении вместе с группой советских литераторов — Юрием Олешей, Михаилом Светловым, Всеволодом Ивановым. Историй этих много, и они отличаются друг от друга. Лидин долгие годы преподавал в Литинституте и баловал студентов все новыми и новыми сюжетами.
Сначала Владимир Германович рассказывал о том, что гроб писателя оказался не на положенном месте, а в стороне от могилы и его долго искали. При вскрытии оказалось, что Гоголь лежит на боку, после чего по Москве пошли слухи, что писатель, мол, был похоронен заживо в состоянии летаргического сна. Все вспомнили, что Николай Васильевич страшно боялся этого и за семь лет до кончины завещал: «Тела моего не погребать до тех пор, пока не покажутся явные признаки разложения. Упоминаю об этом потому, что уже во время самой болезни находили на меня минуты жизненного онемения, сердце и пульс переставали биться».
В более поздние годы Лидин уверял, что Гоголь вообще оказался…без головы. Тогда пошла гулять легенда о том, что ее во время реконструкции могилы писателя в 1909 году (к столетию со дня рождения) похитил основатель театрального музея Алексей Бахрушин. Вроде как он крутился возле могилы и выкупил череп у чинивших склеп рабочих, а потом держал его в специальной коробке и показывал только самым близким друзьям. Правда, никто кроме Лидина об этом не упоминал…
31 десятина «неудобья» и чумное кладбище
Отдельное от монастыря существование поселения Даниловское началось в 1764 году после екатерининского указа о секуляризации монастырских владений. В «Экономических примечаниях» 1766 года село описывается как «Ведомства Коллегии Экономии бывшего владения… Данилова монастыря». Здесь имелось 37 дворов, проживало 115 мужчин и 121 женщина. Селение занимало 34 десятины, пашня составляла 111 десятин, сенные покосы — 311 десятин, «неудобья» — 31 десятину.
«Село по обе стороны Большой Серпуховской дороги (ныне Варшавское шоссе) и на правом берегу Москвы-реки и по левой стороне Кадашевского оврага. Церковь каменная святого благоверного князя Даниила, во оном селе состоят разных чинов люди и суконная фабрика купца Василия Андреева сына Киреева, на которой в действии 24 стана, а на оных делаются российские сукна и продаются в суконном ряду, работают наемные люди».
Упоминались и «кирпичные заводы разных содержателей». Территория владения определялась «по обе стороны» Камер-Коллежского вала (ныне Третье кольцо), в нее также входило кладбище, при котором «деревянная церковь Сорока святых мучеников и дворы церковнослужителей». Кладбище это было создано по приказу Екатерины Второй в 1771 году во время эпидемии чумы и действует по сей день. Кстати, на нем была похоронена знаменитая Матрона Московская (Никонова). Ее мощи перенесены в собор Покровского монастыря, но очередь паломниц к могилке на Даниловском кладбище не иссякает.
На рубеже XIX века село Даниловское было передано в ведение Коломенского приказа Удельного ведомства. По данным 1816 года, в нем значилось 16 семей, 33 души мужского пола, 41 женского — следствие разрушительной войны 1812 года. К середине века здесь появилось церковноприходское училище, богадельня и завод.
Даниловская мануфактура и завод Хоппера
В пореформенные годы судьба селения резко изменилась. В 1870 году даниловские крестьяне продали из своего владения огороднику Одинокову пять десятин за четыре тысячи рублей и этими деньгами полностью выкупили у казны всю свою общинную землю. С этого момента они стали активно продавать и сдавать ее в аренду — за пять лет, с 1872 по 1877 годы, здесь был зарегистрирован 141 случай сдачи земли в аренду под строения.
Землю продавали как своим односельчанам, так и посторонним. В 1870 году 14,5 десятин земли купил московский купец первой гильдии Василий Ефремович Мещерин, который тремя годами ранее основал тут бумагопрядильную, ткацкую и ситценабивную фабрику.
В 1876 году на базе фабрики было создано Товарищество Даниловской мануфактуры. Говоря сегодняшним языком, это было акционерное общество, контрольный пакет которого остался у Мещерина. Вошли в него и участвовали в правлении Солдатенков, Кноп, Щукин, Нейвейлер и Бер. В 1877 году капитал Товарищества составлял 1,5 миллиона рублей. В 1879 году была создана ситценабивная механическая фабрика, а в 1881-м — бумагопрядильная фабрика. В 1882 году мануфактура стала комбинатом с полным циклом производства. В 1912 году Даниловская мануфактура выпустила два миллиона кусков тканей из 150 сортов и более 20 миллионов платков. В ее ассортименте были высококачественные ситцы, сатины, набивная бумазея, фланель, батист, бязь, молескин. На комбинате трудилось 5310 рабочих, была устроена больница на 82 койки с двумя врачами, воскресная школа. В 1913 году капитал общества составлял уже три миллиона рублей. Но в 1919 году Товарищество Даниловской мануфактуры было национализировано, а впоследствии переименовано в Фабрику имени Фрунзе. В наше время историческое название к памятнику архитектуры вернулось, но фабричные традиции утеряны безвозвратно. Зато в перестроенных заводских корпусах нашли приют многие известные фирмы и популярные издания.
Товарищество Даниловской мануфактуры было самым крупным предприятием района (и одним из крупнейших в стране), но не единственным. По данным 1911 года здесь существовали еще обойная фабрика Алпатовой (основана в 1849 году), чесальная и шерстопрядильная фабрики «Товарищества Даниловской камвольной прядильни» (основаны в 1884 году), кожевенный завод Дементи (1896 год), скорняжно-сырейная фабрика Герасимова (1907 год). Кроме того, уже непосредственно на территории города, на Даниловской улице, располагались чугунно-литейный и механический завод Хоппера и Компании (основан Ригли и Хоппером в 1847 году) — позднее электромеханический завод имени Владимира Ильича, столярно-паркетная фабрика Ганзен (1904), суконная фабрика Котова (1876), бетонный завод Рубинштейна (1910).
Несмотря на бурный рост промышленности, не прекращалась и сельскохозяйственная жизнь Даниловского. По данным 1899 года, в селе зафиксировано 95 изб, в которых жили 1293 мужчины и 523 женщины. Крестьяне занимались огородничеством на берегах Москвы-реки и разного рода торговлей. Этим было занято 173 семьи, причем почти половина из них имели наемных рабочих — в среднем 10 рабочих на одну семью.
В начале ХХ века Даниловская слобода, Даниловская мануфактура и все остальные местные фабрики административно остались в составе Московского уезда, но в полицейском отношении перешли в ведение городской полиции. Окончательно в состав Москвы Даниловская слобода вошла в 1910 году.
«Московский нуль»
Двадцатый век дал топониму «Даниловский» новую жизнь. В 1905 году близ монастыря построили каменный Данилов мост, возле которого установили отметку уровня воды — так называемый «московский нуль». Он был связан с меткой на самом монастыре, что было уникально. При реконструкции моста в 90-е годы прошлого века метку утратили, но недавно геодезисты МГУГиК совместно с РПЦ ее восстановили.
В 1934 году на Люсиновской улице открылся Даниловский универмаг Росторга, построенный по проекту архитектора Георгия Константиновича Олтаржевского. «Московский показательный универмаг по торговле улучшенным ассортиментом товаров по особым ценам», как он официально именовался в 30-е годы. Универмаг (теперь Торговый дом «Даниловский») работает по сей день, а здание его является памятником архитектуры.
Уже после войны на Даниловской площади появился рынок — сначала стихийный, затем воскресный колхозный, а с 70-х годов — стационарный. Проект железного купола на бетонном основании принадлежит Нодару Канчели. Сейчас рынок активно меняется и приобретает новые черты, например, недавно там проходил фестиваль «Книжный рынок». Хотя торговлю съестным, столь привычную москвичам на этом месте, отменять вроде бы не собираются. Парадоксально, но Даниловской улицы в Москве нет. Есть одноименная площадь, переулок, улица Даниловский Вал, а вот Даниловской улицы нет, хотя раньше она была. Исчезла с городских карт она в 20-е годы прошлого века, после очередной реконструкции. Сейчас примерно по ее трассе проходит улица Дубининская.
Георгий Олтаржевский