Опубликовано 23 сентября 2015, 17:52

Как Coursera помогает получить МВА

Дафна Коллер — о бесплатном доступе в лучшие университеты мира
Дафна Коллер — профессор факультета информатики Стэнфордского университета и сооснователь образовательной площадки Coursera, которая предоставляет бесплатный доступ к онлайн-курсам лучших учебных заведений мира. МОСЛЕНТА публикует лекцию, прочитанную Дафной Коллер перед московской аудиторией в институте «Стрелка».
Дафна Коллер
Дафна Коллер
Иван Гущин / Strelka Institute

Дафна Коллер — профессор факультета информатики Стэнфордского университета и сооснователь образовательной площадки Coursera, которая предоставляет бесплатный доступ к онлайн-курсам лучших учебных заведений мира. За три с половиной года существования Coursera стала всемирно известным проектом, набрала 15 миллионов зарегистрированных пользователей и выложила 1340 бесплатных онлайн-курсов от 127 образовательных учреждений. МОСЛЕНТА публикует лекцию, прочитанную Дафной Коллер перед московской аудиторией в институте «Стрелка».

###С чего начиналась Coursera

18 лет я была профессором в Стэнфордском университете и работала в области инженерии, исследовала человеческое поведение. Кроме того, я изучала, как можно сделать образование лучше и как технологии могут помочь нам в этом. Сначала я испытала эти идеи на студентах Стэнфорда, и это привело к тому, что в 2011 году мы решили открыть первые онлайн-курсы. И буквально в течение нескольких недель на каждый из трех курсов записалось около 100 тысяч человек. Это был невероятный момент: мы поняли, что находимся на грани чего-то очень важного, что изменим мир, потому что можем разместить в открытом доступе неограниченное количество обучающих программ. Мой партнер Эндрю Ын и я больше не могли оставаться просто профессорами в Стэнфордском университете. Поэтому три с половиной года назад, в 2012-м, мы создали Coursera.

###Видение

Если говорить о видении, которое позволило нам запустить Coursera, то мы сформулировали его так: «Мы видим мир таким, где любой человек сможет изменить свою жизнь, потому что имеет доступ к лучшим знаниям человечества». Это означает, что не имеет значения ваше географическое положение, физическое состояние и национальность.

Сегодня у нас 350 тысяч русскоговорящих студентов. Рост нашего присутствия на российском рынке составляет 87 процентов, мы им просто поражены. Российские студенты очень активны, и более 50 курсов теперь предлагается на русском или с русскими субтитрами

Нас не интересуют легкие проекты, нам интересно создавать ресурс, который в состоянии менять жизни людей, и я надеюсь, что мы сможем предоставить такой уровень образования. Говоря о лучшем образовании, мы в первую очередь имеем в виду программы лучших университетов.

Большинство из 1340 бесплатных онлайн-курсов Coursera представлено только на английском языке

Большинство из 1340 бесплатных онлайн-курсов Coursera представлено только на английском языке

© Изображение: ru.coursera.org

###Статистика по России

У нас 15 миллионов студентов, 127 партнеров, более 2 миллионов завершенных курсов и более 13,5 тысячи обучающих видео. В список наших партнеров входят Йелльский и Принстонский университеты, университеты Вирджинии и Вашингтона, лучшие университеты Китая, Швейцарии, Франции, Австралии, Германии и России.

Одними из первых наших партнеров в России стали Высшая школа экономики, Санкт-Петербургский, Томский и Новосибирский государственные университеты. Мы очень гордимся тем, что работаем с шестью лучшими вашими университетами и что у нас есть курсы не только на английском, испанском, немецком, но также и на русском, и таким образом мы можем обращаться к студентам на их родном языке.

На данный момент Coursera предлагает более 50 курсов на русском языке или с русскими субтитрами

На данный момент Coursera предлагает более 50 курсов на русском языке или с русскими субтитрами

© Изображение: ru.coursera.org

Сегодня у нас 350 тысяч русскоговорящих студентов. Рост нашего присутствия на российском рынке теперь составляет 87 процентов, и это очень быстрый рост, мы им просто поражены. Число зарегистрированных пользователей растет и растет. Российские студенты очень активны, и более 50 курсов теперь предлагается на русском или с русскими субтитрами.

Хочу отметить ту работу, которую проводят наши переводчики, именно они делают курсы доступными. Вместе с нашим партнером ABBYY LS мы смогли перевести 16 полных курсов, более чем 15 тысяч волонтеров-переводчиков сделали это возможным.

###О системе обучения и оценки знаний

Наши видео не похожи на скучные лекции, записанные на плохую камеру. Они сделаны так, чтобы вовлекать вас в процесс обучения, они инновационные, интересные.

Рассмотрим один из наших самых популярных курсов из университета Мичигана, сегмент, посвященный Алану Тьюрингу. В нем вы можете увидеть место, где Алан Тьюринг проработал долгие годы, а также несколько интервью, взятых у людей, которые занимаются исследованием его работ. Сегмент курса, посвященного математике, больше похож на мультик, и он вовлекает вас такой стилистикой подачи материала. К тому же обратите внимание, это не длинные лекции по 40 минут, а короткие шестиминутные видео, которые вы можете смотреть на своих мобильных, пока на протяжении дня занимаетесь своими обычными делами.

И это уже не пассивный опыт. Вы загружаете выполненные контрольные работы и тут же получаете фидбэк, который помогает вам учиться лучше. Конечно же, это отличается от опыта обычной учебы, когда в классе вы сдаете свою работу и через неделю получаете ее обратно с пометками педагога, а сами уже забыли, что вы учили и о чем была эта контрольная. Здесь ответ приходит моментально, и это очень важный момент.

Мы даем возможность не только выбирать из нескольких вариантов ответа, вы также можете задавать короткие вопросы, писать небольшие эссе. Наши профессора, инструкторы очень креативно подходят к своим курсам.

52 процента наших студентов рассматривают продвижение своей карьеры как мотивацию для обучения

Конечно же, автоматический ответ возможен только в случаях с тестами, где вы выбираете вариант ответа. Как же оценить ваши эссе, изображения, которые вы создаете и присылаете? Для этого мы сделали такую опцию, когда одни студенты оценивают работы других. Оказалось, что этот метод очень эффективен, так мы можем делать гораздо больше, чем раньше. Потому что мы можем запросить студентов написать, например, музыкальное произведение, как в Университете Беркли, и теперь мы можем подключать живых людей к оценке этого произведения.

Оказалось, что предлагаемая нами форма общения внутри курса даже более эффективна, чем в обыкновенном классе. Например, у одного нашего преподавателя из Новой Зеландии была тема, посвященная терроризму, его религиозной подоплеке. Люди различных национальностей могли подключиться к этому курсу, они высказывали свои аргументы, которые оказались настолько важны, что профессор изменил точку зрения, от которой отталкивался, начиная вести курс.

###О студентах

Наши студенты живут в самых разных частях света: 38 процентов — в Северной и Южной Америке, 27 — в Европе, 27 — в Азии, и очень приятно отметить, что четыре процента студентов находятся в Африке, где в целом плохо налажен доступ к интернету. Раньше 40 процентов наших студентов были из Северной Америки, теперь они составляют 30 процентов от общего количества. Как видите, баланс все время меняется.

Высшая школа экономики стала одним из первых партнеров Coursera в России

Высшая школа экономики стала одним из первых партнеров Coursera в России

© Изображение: ru.coursera.org

В целом наших студентов можно разделить на три группы. К первой относятся те, кто сконцентрирован на поступлении в университет. Они молоды и готовятся к тому, чтобы лучше сдать экзамены. Ко второй группе относятся люди, которые хотят расширить свои знания. В большинстве своем это люди старшего поколения, их профессиональную принадлежность определить очень трудно. Они интересуются философией, музыкой, математикой и любыми другими предметами.

В третьей группе те, кто обучается новым навыкам, которые могут продвинуть их карьеру вперед. Большая часть этих людей сконцентрирована на компьютерных науках, экономике и бизнесе. Эти дисциплины релевантны для всех пользователей. Средний возраст этой группы — 25-30 лет.

Этот тренд объясняется несколькими факторами. Во-первых, 91 процент наших современников чаще всего меняет работу в течение трех лет, и чаще всего новая работа, на которую они идут, требует от них новых навыков. Старые навыки не помогают им. Часто в тот момент, когда люди обучались своей нынешней профессии, специальности, которую они хотят получить сейчас, еще даже не существовало. Например, когда я училась, не было такой профессии, как аналитик соцсетей, потому что ни Facebook, ни Twitter еще не существовало.

Недавно мы с университетом Иллинойса осуществили инициативу, которая позволяет соединить сертификаты и, пройдя специализированные курсы, получить степень MBA, которая обычно стоит очень дорого. А все наши курсы бесплатны. Получается, что мы делаем степень MBA доступной для всех

Во-вторых, выпускники, которые только-только закончили свои курсы, понимают, что не всегда готовы к той работе, которую хотят получить. 58 процентов работодателей считают, что те, кого они нанимают, не всегда полностью готовы к исполнению своих профессиональных обязанностей. Многие признают, что им не хватает доступа к образованию, которое позволило бы сменить работу. Именно это заставляет людей искать другие формы образования.

###О мотивации российских студентов

Хотелось бы остановиться на некоторых данных по российскому рынку. Более трети россиян не работают в той области, в которой они получали образование. 28 процентов российских пользователей интернета обучаются, а 50 процентов стараются что-то сделать, чтобы улучшить свою карьерную ситуацию.

Например, вы вряд ли изучали в университете такие предметы, как диджитал-маркетинг или развитие мобильных структур. Но именно специалисты в этих областях нужны работодателям сегодня. Как же нам преодолеть это несоответствие? 52 процента наших студентов во всем мире рассматривают продвижение своей карьеры как мотивацию для обучения.

Слушатели лекции Дафны Коллер в институте «Стрелка»

Слушатели лекции Дафны Коллер в институте «Стрелка»

© Иван Гущин / Strelka Institute

Чтобы помочь людям в достижении этой цели, мы пришли к идее создания специализированных курсов очень узкой направленности, таких как диджитал-маркетинг, менеджмент. Но самое главное, что это не просто теоретические курсы. У нас студенты получают возможность продемонстрировать, что они действительно изучили материал и могут его применить для решения проблем на новой работе. Например, создать интернет-ресурс и отследить, как он будет работать в соцсетях.

###О сертификатах и MBA

Чтобы полученные таким образом знания можно было предъявить работодателю, у нас появилась идея создания сертификата об окончании курсов, и теперь 75 процентов наших студентов их получают.

Из-за того, что растет ценность данных сертификатов, 70 процентов студентов загружают их на свои онлайн-профайлы. Если вы посмотрите на различные рейтинги, Coursera стоит на втором месте после Microsoft по ценности полученных знаний.

Один из университетов провел исследование среди работодателей в самых различных областях. Выяснилось, что 75 процентов работодателей рассматривали эти сертификаты как один из важных критериев при принятии решения о найме работников.

Другой важный момент заключается в том, что мы помогаем связать тех, кто дает работу, и тех, кто обучает навыкам для этой работы. Например, работодатель говорит: «Если бы я увидел этот проект в портфолио студента, то я бы понимал, что это нужный мне профессионал». Узнав об этом, мы организуем курс и задания так, чтобы интересующий работодателя проект появился в портфолио студентов. И это один из тех моментов, которые действительно помогают им получать работу в тех компаниях, в которых они хотят.

Мы спросили наших студентов в России: «Повлияло ли обучение на Coursera на вашу карьеру? Вы получили повышение? Начали свой бизнес? Получили большую зарплату?» 80 процентов ответили: «Да», 35 процентов ответили, что получили денежную выгоду от этих курсов

Недавно мы с университетом Иллинойса осуществили проект, который позволяет соединить сертификаты и, пройдя специализированные курсы, получить степень MBA, а она обычно стоит очень дорого. Все наши курсы бесплатны. Получается, что мы делаем степень MBA доступной для всех. При этом мы не только позволяем человеку достигнуть этой степени за минимальную цену, но и позволяем ему получить конкретные знания. Если ты решил остановиться на диджитал-маркетинге — хорошо. Но если вдруг ты решил построить свою карьеру до степени MBA, то у тебя есть эта возможность. На этой неделе мы запускаем 30 новых специализированных курсов, в числе которых: бизнес-аналитика, программирование в Java, дизайн игр и так далее.

Недавно мы попросили наших студентов ответить на вопрос: «Повлияло ли обучение у нас на вашу карьеру? Вы получили повышение? Начали свой бизнес? Получили большую зарплату? Получилось ли у вас повысить уровень своего профессионализма на работе?» 87 процентов наших студентов во всем мире ответили: «Да». 80 процентов наших студентов в России сказали то же самое. 35 процентов русских студентов ответили, что они получили денежную выгоду от этих курсов.

Хотелось бы закончить цитатой из Уэллса. Он сказал, что история — это гонка между образованием и катастрофой. Мы надеемся, что можем сделать образование настолько доступным, чтобы помочь человечеству выиграть эту гонку.