Опубликовано 15 ноября 2016, 17:45

Последние безликие станции Второго кольца метро

Объявлен конкурс на разработку оформления трех станций, сдающихся позже всех
Три года осталось до открытия Третьего пересадочного контура метро - по сути, второй подземной кольцевой линии. Это 28 новых станций: на шести площадках идут уже строительные работы, на остальных - подготовительные. Но дизайн пока разработан не для всех. МОСЛЕНТА узнала, что ждёт «Шереметьевскую», «Ржевскую», «Стромынку» - северо-восточные станции, которые будут запущены последними.
Последние безликие станции Второго кольца метро
Евгений Самарин / РИА Новости

Три года осталось до открытия Третьего пересадочного контура метро — по сути, второй подземной кольцевой линии. Это 28 новых станций: на шести площадках идут уже строительные работы, на остальных — подготовительные. Но дизайн пока разработан не для всех. МОСЛЕНТА узнала, что ждет «Шереметьевскую», «Ржевскую» и «Стромынку» — северо-восточные станции, которые будут запущены последними.

Все новые станции строятся по типовым проектам — для снижения их стоимости, но это не имеет отношения к оформлению. Внешне каждая должна быть уникальной.

Конкурс для всех

«Шереметьевская», «Ржевская» и «Стромынка» включены в последний этап строительства Третьего пересадочного контура (ТПК), который замкнет второе подземное кольцо. Эти три станции должны быть открыты в 2019 году.

«Шереметьевская» расположится на пересечении Сущевского вала и 2-й улицы Марьиной Рощи, с нее можно будет пересесть на Люблинско-Дмитровскую линию («салатовую»). «Ржевская», с двумя вестибюлями и выходами на платформу «Ржевская» и Рижскую площадь, — это ближайшая к Кремлю станция ТПК с пересадкой на «оранжевую» ветку. «Стромынка» будет иметь выходы на одноимённую улицу и к главному входу парка «Сокольники». С нее можно будет пересесть на «красную» ветку.

Конкурс на разработку архитектурно-художественных концепций этих трех станций был объявлен сегодня на пресс-конференции. Его инициатор — «Мосинжпроект» при поддержке Москомархитертуры и Стройкомплекса столицы. Оператором выбрано агентство стратегического развития «Центр».

Принять участие в конкурсе могут как российские, так и зарубежные команды. Однако пока иностранные специалисты подобные проекты в Москве не выигрывали, их участие нужно в первую очередь для повышения конкуренции.

«Для участия необходимо заполнить заявку до 15 декабря на официальном сайте конкурса», — сказал сегодня журналистам главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов.

В интересах архитектуры

Кузнецов напомнил, что этот конкурс — не первый, и назвал такой формат хорошей рекламой и «флагманом продвижения интересов архитектуры». При этом дизайн далеко не всех строящихся станций выносится на конкурс, потому что это «процедура не самая простая и быстрая». «Шереметьевская», «Ржевская» и «Стромынка» были выбраны по отдаленным срокам ввода и расположению. Главный архитектор назвал их знаковыми.

«На уровне правительства Москвы есть принципиальное решение, поддержанное мэром, о том, чтобы проводить конкурсы на новые станции метро регулярно... Метрополитен — это самый посещаемый объект в городе, пассажиропоток в сутки составляет 9 млн человек или больше. То есть это архитектура, которую ежедневно видит большое количество людей, поэтому тут держать планку и традиции крайне важно», — пояснил он и напомнил, что ранее были уже разыграны четыре станции: «Солнцево», «Новопеределкино», «Мнёвники» и «Терехово».

Открытый конкурс будет походить в два этапа, уточнил руководитель оргкомитета конкурса Сергей Георгиевский. Первый, отборочный, представляет собой выбор 15 финалистов по заявкам, портфолио и эссе с описанием ключевых идей будущих конкурсных концепций по каждой станции. Второй — непосредственно рабочий, по итогам которого финалисты (по пять от каждой из трех станций) представят свои работы жюри.

Полгода ждать

Заседание жюри состоится 24 января 2017 года. Победитель в каждой из трех номинаций получит приз в виде 400 тысяч рублей с учетом всех налогов и сборов.

Три лучшие концепции станут известны 4 апреля 2017 года. «Основные конкурсные критерии — это художественное решение станций, которые должны гармонично сочетаться с градостроительными и историко-архитектурным контекстами районов, в которых они расположены. Приветствуется использование современных технологий, долговечных и экологичных материалов. Должны соблюдаться требования комфортного и безопасного передвижения для всех категорий населения (то есть и для людей с ограниченными возможностями — ред.)», — уточнил Георгиевский и попросил дизайнеров учитывать историю и облик всего метрополитена при подготовке работ к конкурсу.

Строительство Третьего пересадочного контура московского метро.

Строительство Третьего пересадочного контура московского метро.

© Евгений Биятов / РИА Новости

С каждым победителем будет заключен договор на разработку проектов. Однако не факт, что эскизы будут воплощены в жизнь один в один. При этом внесение каких-либо изменений строители будут согласовывать с авторами.

По словам Кузнецова, реализация проектов с условием проведения конкурса не должна сильно отличаться по цене от того, что делается для других станций. «Интересная архитектура не должна быть драйвером разгона цены. Поэтому позиция Стройкомплекса — при внесении архитектурной мысли мы можем обходиться теми же бюджетами и материалами, просто делать объекты более интересными, удобными, эргономичными экологичными. Здесь вопрос в добавлении интеллектуального веса, который влечёт за собой массу плюсов, но не повышение цены», — пояснил он.

Метро-2020

Сейчас огромное количество пассажиров метрополитена едет в центр до Кольцевой линии и дважды делает там пересадку, чтобы доехать до нужной станции, расположенной на соседней радиальной ветке. Именно эту проблему должно решить строительство ТПК.

Новая кольцо протяженностью около 60 км расположится ближе к окраинам столицы. Оно в 17 местах пересечет радиальные линии, в семи — линии железных дорог и в двух — Московское центральное кольцо (МЦК).

Всего проект включает строительство 30 станций, две из которых не входят в само кольцо, а соединяют его с «Деловым центром». Именно от него началось строительство первого участка ТПК — до станции «Петровский парк» через «Шелепиху», «Хорошёвскую», «ЦСКА». Работы на этих пяти станциях будут завершено до Нового года, а откроются они в 2017-м. Об этом ранее сообщил заммэра по вопросам градостроительной политики Марат Хуснуллин.

Отделочные работы на станции метро «Петровский парк» Третьего пересадочного контура московского метро.

Отделочные работы на станции метро «Петровский парк» Третьего пересадочного контура московского метро.

© Евгений Самарин / РИА Новости

В следующем году будут идти работы на участках от «Петровского парка» до «Нижней Масловки» и от «Нижегородской» до «Рубцовской». В 2018-м хотят запустить кусок от «Хорошёвской» до «Каховской». А в 2019-м строители возьмутся за участки от «Каширской» до «Нижегородской» и от «Нижней Масловки» до «Рубцовской», то есть замкнут кольцо. По словам Хуснуллина, все работы закончатся в 2020 году.

ТПК должен стать настоящим спасением для периферийных районов города с наибольшим пассажиропотоком и существенно улучшить транспортную ситуацию в столице. Например:

— вместо нынешних 40 минут, которые нужны, чтобы добраться от «Юго-Западной» до «Кунцевской», с помощью второго кольца пассажиры доедут за 18-20 минут;

— сейчас путь от «Калужской» до «Севастопольской» занимает 35 минут, а будет всего 10 минут;

— на поездку от «Ржевской» до «Авиамоторной» вместо 20 минут, потребуется только 12;

— время в пути от «Сокольников» до «Рубцовской» пока занимает 22 минуты, а с открытием ТПК оно составит не больше 10 минут.

В Стройкомплексе полагают, что новым кольцом будут пользоваться около миллиона человек в день.