Опубликовано 09 июня 2015, 18:15

«Фермерской продукции в Москве нет»

Как отличить органический продукт от экологического и просто качественного
Уже несколько лет еда — самая модная вещь в Москве. Журналы, фестивали, институции. Капкейки, бургеры и митболы. Но на самом острие, несомненно, фермерские продукты. Экономные пенсионеры прицениваются к овощам на ярмарках выходного дня, изнеженные хипстеры ищут вкус родной почвы в модных эколавках. МОСЛЕНТА разобралась, что происходит на рынке фермерских продуктов в Москве.
«Фермерской продукции в Москве нет»
Michaela Rehle / Reuters

Уже несколько лет еда — самая модная вещь в Москве. Журналы, фестивали, институции. Капкейки, бургеры и митболы. Но на самом острие, несомненно, фермерские продукты. Экономные пенсионеры прицениваются к овощам на ярмарках выходного дня, а изнеженные хипстеры ищут вкус родной почвы в модных эколавках. МОСЛЕНТА разобралась, что происходит на столичном рынке фермерских продуктов.

По некоторым оценкам, 80 процентов москвичей принадлежат к среднему класс, который заботится о своем здоровье и вдумчиво относится к продуктам, которые употребляет в пищу. Между тем с каждым годом рынков становится меньше, а сетевых супермаркетов больше. В этой ситуации многие москвичи начинают присматриваться, с одной стороны, к дорогим эколавкам, своего рода дизайнерским бутикам фермерской еды, с другой — к простым и непритязательным ярмаркам выходного дня, изначально рассчитанным на бюджетных клиентов.

###Что такое фермерские продукты?

Когда речь заходит о качественных, свежих, а тем более местных и сезонных продуктах, люди часто путаются в терминах. Здесь важно понимать, что органическим может называться лишь тот продукт, который соответствующим образом сертифицирован. Так как в России для этого пока нет нормативной базы, сертификат должен быть выдан какой-то международной или аффилированной структурой. Во всех иных случаях продукт стоит называть просто «чистым», «натуральным» или использовать любое другое слово из этого ряда.

С фермерскими продуктами сложнее, здесь каждый имеет в виду нечто свое. «В нашем понимании фермерский продукт — это чистый продукт от небольшой семейной фермы, выращенный по честным технологиям с любовью и заботой об окружающей среде», — рассказал МОСЛЕНТЕ основатель проекта LavkaLavka и самый известный идеолог органической еды в России Борис Акимов. При этом Акимов подчеркнул, что «в мире супермаркета или рынка» фермерским продуктом может называться практически что угодно.

На международной выставке продуктов питания, напитков и сырья "Продэкспо-2015"

На международной выставке продуктов питания, напитков и сырья "Продэкспо-2015"

© Артем Геодакян / ТАСС

Качественные продукты можно найти даже в супермаркете, другое дело что они не обязательно будут фермерскими, то есть произведенными в малых хозяйствах семейного типа. Основатель и гендиректор магазина фермерских продуктов «Морошка Маркет» Влад Дмитриев отмечает, что понятия «качественный» и «фермерский» не всегда совпадают: «Продукт может быть фермерским, но некачественным, а может быть качественным, но не фермерским».

Что там за земля, каких ядов он туда напихал? Если поездить по Подмосковью — Серпуховской район, Коломенский район, Луховицкий район — все в пленке, все выращивают. Но это же не фермеры, это бандиты. Черное сельское хозяйство...

Николай Соин

председатель Московского крестьянского союза

О некачественных фермерских продуктах МОСЛЕНТЕ рассказал председатель Московского крестьянского союза Николай Соин — фермер, специализирующийся на овощах. Он отметил, что многие хозяйства вовсе не платят налогов, не говоря о том, что всеми возможными способами сокращают издержки, в последнюю очередь думая о качестве производимой продукции: «Что там за земля, каких ядов он туда напихал? Если поездить по Подмосковью — Серпуховской район, Коломенский район, Луховицкий район — все в пленке, все выращивают. Но это же не фермеры, это бандиты. Черное сельское хозяйство...». В целом, по словам Соина, овощами в Московской области практически никто не занимается всерьез.

О недобросовестности некоторых «фермеров», участвующих в ярмарках выходного дня, не так давно говорил руководитель департамента торговли и услуг города Москвы Алексей Немерюк. По закону на ярмарках можно торговать только теми товарами, которые произведены в границах Таможенного союза. Но даже эта норма соблюдается не всеми и не всегда. «Давайте будем честны: клубника стала поспевать только на этой неделе, а на прилавках мы видим ее с мая, и она явно не краснодарская», — посетовал Немерюк. С точки зрения представителя мэрии, новый порядок подачи заявки через портал госуслуг как раз работает в интересах производителей и против перекупщиков. «У тех, кто производит, проблем со сроками нет. У тех, кто хочет купить и перепродать, они есть: надо найти деньги, товар, транспорт и т.д.», — сказал чиновник.

###Кому нужны фермерские продукты?

Люди проявляют интерес к фермерским продуктам по самым разным причинам. Акимов отмечает, что довольно часто о здоровом питании задумываются те, у кого появляются маленькие дети. Кто-то начинает обращать внимание на качество еды, когда возникают проблемы со здоровьем. Наконец, у представителей среднего класса, в какой-то мере преуспевших в жизни, появляется больше материальных возможностей обеспечить себе лучшее качество потребления. Не последнюю роль здесь играет и мода.

Дмитриев также утверждает, что в Москве экопродукты стараются покупать по большей части представители среднего класса и обеспеченных слоев, для которых важно происхождение продукта, его вкусовые качества и, не в последнюю очередь, здоровье. «Народ подустал от порошкового молока и безвкусных помидоров», — отметил предприниматель в беседе с МОСЛЕНТОЙ.

По его словам, если раньше к подобному стилю потребления тяготели люди среднего возраста, то сегодня клиентура эколавок помолодела: «Наш средний покупатель — от 25 до 50 лет. Точно не моложе двадцати. Это люди, которые следят за тенденциями, которые в тренде, ведут здоровый образ жизни».

###Где купить фермерские продукты в Москве

Ярмарки выходного дня в нынешнем формате проводятся в Москве с 2011 года. На них столичные любители фермерских продуктов могут встретиться с теми, кто их производит. Ярмарки проводятся префектурами, а их организация оплачивается из городского бюджета. Торговать может любой желающий, причем место предоставляется бесплатно — достаточно подать заявку на портале госуслуг.

Доля фермеров на ярмарках выходного дня увеличилась по сравнению с прошлым годом с 20% до 50%

Алексей Немерюк

руководитель департамента торговли и услуг города Москвы

Каждую пятницу в Москве открываются 109 площадок на 3848 торговых мест. «Доля фермеров на ярмарках выходного дня увеличилась по сравнению с прошлым годом с 20 до 50 процентов», — отмечает руководитель департамента торговли и услуг города Москвы. Ярмарки, по словам чиновника, работают стабильно: фермеры привозят от 500 до 1500 килограммов продукции и почти всегда продают все за выходные дни.

Николай Соин крайне скептически оценивает возможности москвичей приобрести настоящие фермерские продукты. «Я официально заявляю, что фермерской продукции на рынках в Москве нет и при созданной системе быть не может». Не спасают положение и ярмарки выходного дня. «Порядок, который установила Москва — не для нас. Среди тех фермеров, которых я знаю, ни один не торгует, ни один не попал на ярмарку выходного дня в Москве. Во-первых, никто никогда не знает, когда будет заявочная кампания, во-вторых, все сводится к тому, кто успел раньше подать заявку. Все решают какие-то 20 секунд», — сокрушается овощевод.

Соин убежден, что все рынки и ярмарки в Москве оккупированы перекупщиками, которые не оставляют фермерам никакой возможности сбыть свой товар. При этом в Подмосковье, по словам председателя Московского крестьянского союза, дела обстоят лучше: «В области, конечно, можно найти местечко: нет никакого ажиотажа, дефицита, перекупщиков. Договариваешься, тебе ставят прилавок, По сравнению с Москвой область живет гораздо лучше, да и цены ниже».

По словам Акимова, при наличии доброй воли найти качественные продукты в Москве можно и за пределами дорогих «концептуальных» магазинов. Другое дело, что этому придется уделить довольно много сил и времени. Нужно будет походить по рынкам, пообщаться с фермерами или теми, кто себя так называет. Возможно, даже заехать в гости — посмотреть, как устроено хозяйство. Можно ходить и по магазинам, но там надо не только смотреть на этикетки, но и читать составы, искать в интернете информацию о производителе. «Качественный фермерский продукт может попасть даже в супермаркет. Но поскольку этот продукт для них несистемный, потребуется время, чтобы понять, что это действительно он, а не что-то такое, что под него мимикрирует», — рассказал МОСЛЕНТЕ Акимов.

Исключения есть всегда, и на этих ярмарках тоже порой можно найти и хороший продукт, и хорошего фермера, но, как правило, они носят скорее социальный характер, то есть организуются для того, чтобы люди, живущие в Москве, купили там продукт дешевле

Борис Акимов

основатель фермерского проекта LavkaLavka

По оценкам основателя LavkaLavka, ярмарки выходного дня в Москве пока не работают системно: обилие перекупщиков не позволяет им стать тем местом, где горожане регулярно встречаются с местными фермерами. «Исключения есть всегда, и на этих ярмарках тоже порой можно найти и хороший продукт, и хорошего фермера, но, как правило, они носят скорее социальный характер, то есть организуются для того, чтобы люди, живущие в Москве, купили продукты дешевле», — поясняет идеолог органической еды.

Жители Москвы на гастрономическом фестивале "Региональные ярмарки"

Жители Москвы на гастрономическом фестивале "Региональные ярмарки"

© Евгений Самарин / РИА Новости

Разумеется, в этой ситуации даже очень качественная картошка, произведенная местным фермером, не сможет конкурировать по цене с той, что производится миллионами тонн в Израиле, Египте или на какой-нибудь мегаферме в Воронежской области. В конечном счете «фермеру», если он не хочет работать себе в убыток, ничего не остается, как закупить на овощебазе массовый продукт и продать его, к примеру, на рубль дешевле, чем в соседнем супермаркете.

Акимов не отрицает социальную значимость ярмарок, но отмечает, что в данном случае цели московского правительства плохо сочетаются с идеей развития рынка фермерских продуктов как таковых: «Какая-нибудь бабушка пришла, купила и обрадовалась, что сэкономила. Это же неплохо на самом деле. Но к фермерским продуктам в том смысле, в котором мы о них говорим, это отношения не имеет». Именно поэтому посетители ярмарок выходного дня и клиенты специализированных магазинов экопродуктов почти не пересекаются.

Для нас ведь ярмарка даже своего рода национальная традиция: люди приходят, смотрят, отмечают. Если поставщик какой-то оттуда с ярмарки пропал, они могут его найти. Туда приходят люди самых разных сословий, и средний класс, и ниже среднего, и богатые, и каждый может найти себе тот продукт, который ему нужен

Влад Дмитриев

основатель и гендиректор магазина фермерских продуктов "Морошка Маркет"

Так же как основатель LavkaLavka, Дмитриев полагает, что заинтересованному человеку вполне под силу найти в Москве фермерский продукт высокого качества. Такие продукты встречаются даже в сетевых точках, хотя бы потому, что многие местные производители используют для распространения какое-то малое региональное предприятие. Это дает им ряд преимуществ: регулярность поставок, выверенную цену, понятную упаковку. Хотя очевидно, что поручиться на 100 процентов за происхождение такого продукта нельзя. По словам Дмитриева, небольшие фермерские хозяйства часто развозят свою продукцию сами или работают через интернет.

«Фермерской продукции в Москве нет»

© Maxim Zmeyev / Reuters

Основатель «Морошка Маркет» сетует на то, что в Москве остается все меньше рынков, а на тех, что работают до сих пор, за прилавками стоят не фермеры, а перекупщики, которые «часто разбавляют хороший фермерский продукт каким-то массовым». Та же самая история с ярмарками выходного дня, на которых порой продают товар даже не российского производства.

Впрочем, Дмитриев все равно считает организацию ярмарок крайне полезным начинанием: одни группы граждан могут найти там продукт подешевле, другие — поинтереснее с точки зрения качества и происхождения. «Для нас ведь ярмарка даже своего рода национальная традиция. Туда приходят люди самых разных сословий — и средний класс, и ниже среднего, и богатые, и каждый может найти тот продукт, который ему нужен», — отметил предприниматель.