Новогодняя мода на ностальгию
Репортаж с одной из старейших фабрик ёлочных игрушек под МосквойНовогодние игрушки от отечественных производителей в этом году снова популярны. Причина, правда, весьма скучная — импортные подорожали с ростом курса иностранной валюты. Зато одна из старейших в России фабрик по производству стеклянных игрушек «Ёлочка» в городе Клин загружена заказами на год вперед. Наверняка у каждого москвича в коллекции старых советских елочных игрушек есть шарики и фигурки, сделанные там. Они мало изменились, но мастера стараются не повторяться и каждый год выпускать уникальные коллекции, сохраняя верность технологиям народного промысла. МОСЛЕНТА побывала на производстве, вспомнила детство и узнала последние тенденции новогодней моды.
Производственный полумрак
Большой цех на три десятка рабочих мест, за длинными столами в основном женщины. У каждой небольшой синий факел, и каждый оглушительно шумит, поэтому большинство работников сидят в наушниках. Все это — практически в полной темноте. "Темнота здесь специально, потому что на свету стекло не будет видно, оно ведь прозрачное», — рассказывает Екатерина Коркина. Она работает стеклодувом уже 16 лет.
«Когда я в первый раз в этот цех пришла, стало страшно и интересно одновременно. Потом посадили меня за горелку в качестве ученика, и я влюбилась. За 16 лет научилась выдувать все. Работа со стеклом — это самое настоящее творчество. Посмотрите сами, какая красота получается», — говорит она, поднимая на свет прозрачный елочный конус странной формы.
На столе у каждого мастера несколько десятков стеклодротов — длинных стеклянных трубок, которые потом превратятся в ёлочные шары, шишки и звезды. Для каждой игрушки нужна трубка своего диаметра. Стеклодув при помощи горелки отрезает часть, нагревает, а потом берет кончик в рот и выдувает шар. Потом с помощью пресс-формы можно сделать какого-нибудь сказочного персонажа. За смену мастер может выпустить до 300 простых шаров или сотню других фигурок.
"Это напряжённый труд, потому что сидишь в одном положении — руки болят, плечи болят. Но я за 30 лет уже привыкла. Я другого и не умею ничего делать», — смеется стеклодув Любовь Главацкая. В ее руках каждую минуту рождается микроскопическая стеклянная спираль. По всей видимости, это части будущей гирлянды. Но и каждая деталь в отдельности — произведение искусства. Мастер так ловко с помощью пламени выводит прозрачные завитки, что со стороны смотреть на это можно, кажется, бесконечно.
- А вы сами новогоднюю елку наряжаете?
- Конечно. В каждом доме ведь есть такая традиция.
- Своими игрушками?
- Есть запасы из далеких времен. Что делалось на нашем предприятии много лет назад. И свои иногда покупаем.
- В магазинах ведь не только игрушки «Елочки»
- Так это и хорошо, ассортимент и должен быть разным. Мы и чужие игрушки покупаем. Чему-то учимся, идеи производства перенимаем.
Гляжусь, как в зеркало
Соседний цех тоже не похож на мастерскую художественных промыслов: установлены промышленные агрегаты, персонал весь исключительно в белых халатах. Здесь металлизируют только что произведенные стеклянные игрушки. Каждый шар или шишку покрывают специальным составом, который придает изделию ослепительные зеркальный блеск.
Игрушки развешивают на специальные кассеты с тонкими вольфрамовыми жгутами-испарителями и прикрепленными к ним небольшими кусочками алюминиевой фольги. Потом весь контейнер загружается в вакуумную установку. После откачки воздуха на испарители подается электрический разряд, температура поднимается до 600-700 градусов.
«Алюминий превращается вначале в капельку, а потом равномерно растекается, как вода, по жгутам и начинает испаряться. В установке образуется густой алюминиевый туман, в вакууме он равномерно распределяется по камере. При соприкосновении со стеклом, которое не нагрето, происходит конденсация и алюминий садится на поверхность шаров и игрушек. Вакуум позволяет равномерно покрыть всю поверхность игрушки, чтобы она стала зеркальной», — пояснила МОСЛЕНТЕ главный технолог предприятия Валентина Иванова.
Весь процесс металлизации игрушек занимает чуть больше часа. При этом основное время занимает откачка воздуха в вакуумной камере. А испарение и покрытие изделий блестящим слоем — всего 20 секунд. В каждой камере за день успевают обработать до 3 тысяч стеклянных игрушек.
Идеальность покрытия каждого новогоднего шара проверяют в этом же цехе специальные контролеры. «Внимательно проверяем каждое изделие, чтобы не было пятен, — говорит Татьяна Фомина, не отводя взгляда от зеркального шара. — Каждые день смотрю на себя в этих игрушках. Уже 48 лет, с самой молодости».
Аккуратно уложенные в коробки стеклянные игрушки дальше отправляются в художественный цех, где их вручную раскрашивают. Потом — в цех упаковки и в магазин.
Народный промысел
Производство елочных игрушек в Клинском районе берет свое начало с 1848 года, когда князь Александр Меньшиков открыл здесь стекольный завод. Крепостные рабочие делали лампы, бутылки, а из остатков производства выдували стеклянные бусы, которые потом использовали в качестве украшения на новогодних елках.
Наиболее предприимчивые крестьяне занялись производством стеклянных игрушек у себя дома. Благо сырье было доступным, а технология — очень простой. В 30-х годах прошлого века кустарное стеклодувное производство в Клинском районе настолько разрослось, что мастера снабжали новогодними елочными игрушками уже почти всю страну.
В 70-е годы несколько предприятия в Московской области объединились и получили название «Ёлочка». В 1987 году к ним присоединилась и Клинская фабрика. В 2002 году российским правительством стеклянные ёлочные украшения, выпускаемые открытым акционерным обществом «Ёлочка», были отнесены к изделиям народных художественных промыслов. Это и позволяет предприятию выживать в современных рыночных условиях, говорит исполнительный директор Владимир Симанович.
«Мы получаем субсидию именно как предприятие народно-художественных промыслов. И это очень хорошая поддержка в производстве. Если не было бы этой поддержки, то выживать нам было бы гораздо сложнее», — уверен он.
Предприятие сейчас выпускает более 600 наименований различной продукции: конусы для новогодних елок, шары разных размеров, стеклянные гирлянды, монтажные игрушки, собранные из мелких стеклянных деталей, сувенирные новогодние наборы. Оптовая стоимость товаров на выходе с завода от 100 рублей до 10 тысяч. Розничные продавцы в московских магазинах на настоящую клинскую елочную игрушку делают накрутку до 300 процентов.
Ориентация на Россию
Время самых массовых продаж новогодних игрушек — октябрь, ноябрь и декабрь, рассказывает директор «Ёлочки», хотя заказы здесь начинают принимать еще ранней весной. За год в общей сложности на фабрике производят до 1 млн различных украшений из стекла.
В этом году продукция подмосковного предприятия пользуется особой популярностью именно у российских покупателей. «Спрос вырос. Мы в этом году даже не проявляли интереса к экспорту. Внутренний рынок сейчас все проглатывает», — рассказывает он.
На экспорт идет не более 15% подмосковных стеклянных игрушек. Да и то в основном в страны ближнего зарубежья — Киргизию, Узбекистан, Казахстан и Белоруссию. А уже оттуда через дилеров мизерные партии отправляются в Америку, Израиль и даже Австралию. Там подмосковные елочные игрушки покупают в основном выходцы из России.
«Страны Евросоюза у нас тоже покупают, но сказать, что это большие объемы, я не могу. К сожалению, мы не нашли своего покупателя там. Русские, которые живут в Европе, покупали бы с удовольствием эти игрушки. Но для нас интересны большие объемы, чтобы это выражалось в контейнерах. Маленькие заказы отправлять нам не выгодно», — рассказывает Симанович.
На российском рынке, наоборот, в этом году украшений из Европы великое множество. Но цены на них, мягко говоря, кусаются. Стеклянные елочные шары из Германии на полках московских магазинов порой стоят в 10 раз дороже отечественных. А руководители «Ёлочки» напоминают еще и о качестве: их мастера занимаются народным художественным промыслом. То есть здесь и технология традиционная и труд — ручной. «Наша цена на изделия русских мастеров очень достойная», — добавляет Симанович.
Конечно, китайские пластмассовые новогодние игрушки стоят в 10 раз дешевле. Но наши стеклянные как-то привычнее и, что уж там, приятнее. «Каждый решает для себя, что купить. Но у русских есть ностальгия, есть привычка», - добавляет он.
Корпоративный креатив
В Россию сейчас возвращается мода на новогоднюю ретро-игрушку 40-60-х годов прошлого века, уверена коммерческий директор предприятия «Ёлочка» Яна Шачикова. На фабрике есть правило — не повторять старые коллекции. Но технология и отношение мастеров к своему делу с тех времен не изменились. Поэтому берешь в руки новую игрушку, а кажется, что она та самая, из детства.
«Мы уже выпускаем игрушки немного в другом виде, другой форме, другой окраске. Но на стеклянные изделия всегда есть спрос», — говорит Шачикова.
Выживать «Ёлочке» помогают и современные рекламные технологии. Традиционно под Новый год предприятие заваливают корпоративными заказами. На таких шарах пишут слоганы и рисуют логотипы компаний, и эти изделия расходятся тысячами штук. Правда, к народным промыслам это производство уже отношения не имеет — чистый бизнес, около 7% от общего объема производства. «Сейчас в работе около 50 корпоративных заказов. В каждом минимум 300 изделий», — сообщила она.
Бывают и совсем необычные заказы. На прошлые праздники, к примеру, попросили сделать министров российского правительства. Каких именно нарисовали и был ли презентован в конечном итоге необычный подарок, на предприятии не рассказывают. «Вообще люди на елочных шарах получаются не очень красиво», — признается Симанович. Именно поэтому позже на предприятии отказалась рисовать на новогодних шарах президентов Владимира Путина и Барака Обаму.
Стеклянные шары, шишки и звезды еще долго будут в моде, уверены на старейшей фабрике новогодних игрушек. Поэтому рекламщикам советуют уже сейчас начинать готовиться к следующему Новому году. Бюджеты на подарки нужно начинать верстать уже в апреле. Тогда точно игрушек хватит на всех.