Опубликовано 16 октября 2015, 21:57

Улица для человека

Московские чиновники и архитекторы о том, как новые стандарты благоустройства преобразят улицы
На Московском урбанистическом форуме в ходе панельной дискуссии «Улица: транзитная зона или пространство социальной жизни» эксперты подробно обсудили реализацию программы «Моя улица». Партнер КБ «Стрелка» Алексей Муратов рассказал о стандартах, которые определят, как будут выглядеть 3200 московских улиц после благоустройства.
Улица для человека
Вячеслав Прокофьев / ТАСС

На Московском урбанистическом форуме в ходе панельной дискуссии «Улица: транзитная зона или пространство социальной жизни» эксперты подробно обсудили реализацию программы «Моя улица». Партнер КБ «Стрелка» Алексей Муратов рассказал о стандартах, которые определят, как будут выглядеть 3200 московских улиц после благоустройства.

«Если в 2011-2014 годах в Москве парки и пешеходные зоны стали синонимом общественного пространства, символом новой урбанистической политики города, то в 2014-2015-м эту позицию заняла улица, — объяснил Петр Бирюков, заместитель мэра по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства. — В текущем году мы реконструировали примерно 50 улиц и площадей, это в два раза больше, чем в период с 2012-го по 2014-й. В нашем сознании, в информационном поле появилась программа «Моя улица». От улицы для автомобиля мы перешли к улице для человека. От улицы — транспортного средства к улице — пространству общения».

В соответствии с распоряжением мэра города, после того, как улица реконструирована, вводится пятилетний мораторий на ведение на ней работ, связанных с разрытием. Исключения делаются только для аварийных случаев

Петр Бирюков

заместитель мэра по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства

По его словам, до 2010 года в Москве понимание роли улиц в жизни города сохранялось на уровне градостроительных концепций 1960-х годов, когда они считались в первую очередь транспортными артериями. Проблемы улиц пытались решать старыми способами: уменьшить количество светофоров, наземных переходов, увеличить количество полос движения за счет сокращения зеленых насаждений. На этом фоне программа «Моя улица» стала символом смены урбанистической идеологии. Были названы новые приоритеты проводимых в городе благоустройств, объявлены здравые, актуальные задачи: сделать московские улицы узнаваемыми, повысить их доступность, безопасность, обеспечить на них комфортные условия для отдыха, улучшить качество их благоустройства, преодолеть дисбаланс между пешеходным и автомобильным движением, упорядочить парковочные пространства.

Городские власти хотели сделать московские улицы узнаваемыми, повысить их доступность, безопасность, обеспечить на них комфортные условия для отдыха, улучшить качество их благоустройства

Городские власти хотели сделать московские улицы узнаваемыми, повысить их доступность, безопасность, обеспечить на них комфортные условия для отдыха, улучшить качество их благоустройства

© Антон Новодережкин / ТАСС

А так как в понимании урбанистов улица — это еще и люди, ей пользующиеся и ее населяющие, городские власти сразу стали прорабатывать способы взаимодействия с москвичами. Результат не заставил себя ждать: за 2015 год 890 000 человек приняли участие в голосовании по программе «Моя улица» на портале «Активный горожанин».

«Эта программа не только социальная, но и чисто техническая инновация, — подчеркнул Бирюков. — В соответствии с распоряжением мэра города, после того, как улица реконструирована, вводится пятилетний мораторий на ведение на ней работ, связанных с разрытием. Исключения делаются только для аварийных случаев. Поэтому сегодня мы производим комплексную реконструкцию улиц с учетом всех инженерных систем».

О стандартах благоустройства

Нормативный документ «Стандарт благоустройства улиц и городских общественных пространств», который КБ «Стрелка» готовит в рамках программы «Моя улица», в отличие от обычных нормативов и СНИПов, является документом методическим и рекомендательным для планирования и создания качественной городской среды. В рамках этого стандарта КБ «Стрелка» готовит четыре «книги», первая из которых — «Пространственный кодекс» — обозначает подходы, которые будут реализованы в рамках программы в ближайшие годы.

Мы не можем применить к Москве программы городского благоустройства, разработанные и опубликованные в других мегаполисах мира

Алексей Муратов

партнер КБ «Стрелка»

«Программа «Моя улица» — беспрецедентная по масштабу предстоящего благоустройства Москвы, — объясняет партнер КБ «Стрелка» Алексей Муратов. — Раз в 30-50 лет подобные программы реализовывались в нашем городе: первая такая крупная «волна» была после пожара 1812 года, когда «комиссия о каменных строениях» начала благоустраивать бульвары, мостить мостовые, организовывать уличное освещение. Подобные «волны» повторялись в 60-х годах XIX века, к 300-летию правления дома Романовых, в период послевоенного восстановления Москвы в 1940-х, 1950-х и, наконец, к Олимпиаде 1980 года».

Но в отличие от всех предыдущих программ, «Моя улица» не сопровождается массированным строительством и касается только благоустройства уже существующей среды. Ее анализ показывает, что мы не можем применить к Москве программы городского благоустройства, разработанные и опубликованные в других мегаполисах мира.

Это объясняется тем, что в российской столице низкая плотность и «связанность» улично-дорожной сети: в центре перекрестки расположены в среднем через 300 метров друг от друга, на периферии — на расстоянии полукилометра, тогда как в среднем европейском городе стандартные расстояния между ними — от 50 до 80 метров. К тому же у нас очень широкие улицы: 77 процентов наших улиц шире 20 метров, 37 — шире 40, что уже является стандартным размером хайвея — скоростной магистрали. И при этом очень мала плотность пешеходных зон на улицах Москвы.

Чтобы систематизировать общую картину, КБ «Стрелка» выделила 10 типов московских улиц, по каждому из которых сформулировала имеющиеся проблемы и рекомендации, принципиальные подходы к их решению. 3200 московских адресов, которые войдут в программу «Моя улица», разложены по этим десяти типам. Например, для улиц типа 8C — самых узких и спокойных улиц городского центра, основными проблемами являются «эффект теплового острова» вследствие отсутствия озеленения и впитывающих поверхностей, ограниченная ширина тротуара и ограниченное количество автостоянок. Рекомендации в данном случае сводятся к озеленению, ограничению скорости автомобильного движения до 30 километров в час, устройству широкого тротуара хотя бы с одной стороны улицы, устройству парковок, в первую очередь рассчитанных на жителей, хотя бы с одной стороны улицы.

«Сейчас мы приступаем к разработке следующих книг стандартов, — объясняет Муратов, — это «Каталог типовых решений» с детализацией, когда для каждой группы рекомендаций будут предложены конкретные конструктивные, планировочные решения, и «Руководство по реализации мероприятий по благоустройству», где очень важное место будет отведено разработке системы оценки мероприятий по благоустройству. Мы готовы будем обсудить эти книги с экспертами в конце года».