Опубликовано 26 июня 2015, 17:10

Британский куратор московского музея

Кейт Фаул о будущем нового здания «Гаража»
Главный куратор музея современного искусства «Гараж» Кейт Фаул рассказала МОСЛЕНТЕ как и чем наполнится в ближайший год просторное новое здание ее музея и как готовить кураторов из российских подростков.
Британский куратор московского музея
Сергей Мелихов / МОСЛЕНТА

Главный куратор музея современного искусства «Гараж» Кейт Фаул родились в Лондоне, многие годы проработала в Нью-Йорке, была куратором центра современного искусства в Пекине, а с 2013 года поселилась в Москве. МОСЛЕНТА узнала у нее, как и чем наполнится в ближайший год просторное новое здание «Гаража» и как готовить кураторов из российских подростков.

— Новое здания музея, которое сейчас выглядит таким просторным и как будто полупустым, останется таким и в будущем или постепенно заполнится произведениями современного искусства?

Конечно, пространство будет меняться. На момент открытия нового здания мы намеренно оставили атриум первого этажа полупустым, украсив пространство лишь уникальной работой Эрика Булатова, потому что ждали большое количество гостей и посетителей.

И это было оправдано: 23 тысячи человек побывали у нас за первые три дня. А в будущем, конечно, на протяжении года музей станет заполняться в зависимости от выставляющегося художника, его работ, их размеров. Наша задача сейчас — тестировать, обыгрывать пространства здания, которое теперь у нас есть, во взаимодействии с искусством, которое мы будем привозить и выставлять.

— И какие самые громкие выставки запланированы на ближайшее время?

Главное планируемое событие осени — ретроспектива работ Луизы Буржуа в сентябре. Это знаковая фигура в современном искусстве, американский скульптор и график, рожденная в Париже.

У нее была невероятная жизнь: богемная француженка, математик, она вышла замуж за американского искусствоведа и переехала с ним в Нью-Йорк, где занялась скульптурой и дожила там до 99 лет. Так что ее творчество охватывает две эпохи современного искусства: то, что в англоязычной классификации называется modern art и contemporary art. И первая ретроспектива ее работ прошла в 1980-х в Музее современного искусства, когда ей было уже под 80. В первую очередь она была скульптором, поэтому к сентябрю пространства нового «Гаража» заполнятся главным образом ее скульптурами.

— В новом здании всем запомнился «мухоморный» красный зал в белых точках японской художницы Яей Кусамы. Почему вы именно ее решили выставлять на открытии? До того, как приехать в Москву, вы несколько лет были куратором центра современного искусства Ullens в Пекине. Это старые связи? В новом здании теперь будут периодически проводиться выставки художников из Юго-Восточной Азии?

Что касается Японии, то это моя самая любимая страна, и когда выдается возможность попутешествовать, я стараюсь съездить туда еще раз.

— У меня то же самое, был там четыре раза.

Значит, вы понимаете, о чем я. Конечно, я планирую выставлять азиатских художников и при этом не собираюсь делать на них акцент. Что касается Кусамы и того, почему сейчас мы выставляем ее работы, отправной точкой для нас было то, что она сама давно проявляет большой интерес к России. К тому же она уникальна как художник. Вы входите в ее зал, и меняются ваше восприятие мира, ощущение себя в нем. Это новый опыт, который приходит на уровне эмоций, воображения, а не анализа и размышлений.

**— Еще в 2001 году в Калифорнийском колледже искусств в Сан-Франциско вы разработали одну из первых в Америке программ по обучению кураторской практике. В «Гараже» вы продолжаете эту работу, готовите и формируете сообщество московских кураторов? Вы сами видите перед собой здесь определенную миссию? **

С одной стороны, я живу между Москвой и Нью-Йорком и в определенной степени ощущаю себя послом от Москвы в музейно-выставочном мире: представляю «Гараж», зову, привожу сюда экспертов, художников. С другой стороны, я стараюсь здесь показать и передать свое видение профессии куратора: через выставки, которые делаю и через организацию обучения профессии.

Я живу между Москвой и Нью-Йорком и в определенной степени ощущаю себя послом Москвы в музейно-выставочном мире: представляю «Гараж», зову, привожу сюда экспертов, художников. И я стараюсь здесь показать и передать свое видение профессии куратора: через выставки, которые делаю и через организацию обучения профессии

Моя специализация — кураторы, которые будут работать в музеях современного искусства. И то, что у «Гаража» теперь есть новое большое здание и мы теперь можем делать не 1-2, а 8 выставок одновременно, открывает большие возможности не только по привлечению новой аудитории, но и по подготовке российских кураторов.

Первый курс мы провели в прошлом году совместно с Международным объединением независимых кураторов ICI. Мы привлекли к этой работе международных экспертов, чтобы создать ситуацию, в которой кураторы из Москвы и других городов России получат прямой контакт со специалистами со всего мира. Это была, скажем так, «пилотная программа», и мы продолжим развивать этот курс.

Мы также переводим и издаем специальные работы по теме, в сотрудничестве с издательским домом Ad Marginem Press выпускаем различные серии книг, в том числе Garage Pro. Недавно мы представили книги Терри Смита «Осмысляя современное кураторство» и Клэр Бишоп «Радикальная музеология, или Так ли уж "современны" музеи современного искусства?».

Так что мы стараемся предоставить информацию по современному кураторству всем желающим, вне зависимости от того, есть ли у них возможность посещать наш курс, и для мы публикуем книги, выкладываем онлайн видео лекций и семинаров, которые проводим.

Куратор — это мост, соединяющий художника, зрителей и пространство, где они встречаются. В московских музеях основной акцент обычно ставится на объекте, на произведении искусства. Я же предлагаю подход, при котором равное внимание уделяется произведению, зрителям и пространству

К тому же мы читаем лекции по кураторству подросткам, и таким образом работаем уже со следующим поколением, призванном сменить тех профессионалов, которым сейчас по 20-30-40 лет. Это тоже новое для России направление, потому что лекции по истории искусства в Пушкинском музее, например, — привычный для Москвы формат. А подготовка молодых специалистов, чтобы они уже в подростковом возрасте понимали разницу между административной и кураторской работой в музее, пробовали делать свои выставки — такого здесь еще не было. И мне уже сейчас очень интересно посмотреть, кто из них вырастет.

По-моему, куратор — это мост, соединяющий произведение художника, зрителей и пространство, где они встречаются. В России, в московских музеях, основной акцент обычно ставится на объекте, на произведении искусства. Я же предлагаю подход, при котором равное внимание уделяется всем трем составляющим: произведению, аудитории и пространству.

Например, если художнику предлагать интересное, необычное помещение, новаторский взгляд на возможности его использования, то ему будет интересно это опробовать, развить свои идеи на новой почве. Если такую работу удается наладить, куратор вступает в диалог и с художниками, и с аудиторией города, в котором организует выставки. Пример — девятиметровой высоты работа Эрика Булатова «Все в наш Гараж!», которая стоит сейчас у нас в пространстве атриума и видна с улицы через прозрачную стену. Это первая работа подобного масштаба, которую Булатов выполнил для показа в Москве, и создавал он ее специально для нашего пространства.