Почему москвичи любят французское кино
Французский атташе по культуре — о предпочтениях русских, ностальгии и достижениях СССР30 июня в летних кинотеатрах Парка Горького и Парка Сокольники начнется фестиваль кино «Французские каникулы». В течение всего лета (до 26 августа) москвичи получат возможность смотреть французские фильмы, впервые вышедшие на экраны в нашей стране. Показы — на французском языке с русскими субтитрами — будут проходить по вторникам. МОСЛЕНТА побеседовала с французским атташе по культуре Симеоном Мирзаянцем и выяснила, что привлекает московского зрителя во французском кино.
— Чего москвичам стоит ждать от фестиваля?
Мы покажем девять фильмов, из которых семь никогда раньше не показывались в России. Все фильмы новые. Для двух из них это будет предпремьера — это значит, что у них уже есть прокатчик, но он согласился первый показ кинокартины провести в «Пионере».
— Почему выбраны именно эти фильмы?
Мне кажется, что состав программы наиболее привлекателен для русских зрителей. Прежде всего, конечно, это комедии: москвичи давно любят французскую комедию. Я не сомневаюсь, что эти фильмы могут быть куплены для российского проката. Конечно, минувший год был тяжелым, поэтому мы решили показать сейчас то кино, которое россияне не смогли увидеть из-за финансового кризиса в прошлом году.
Мне кажется, москвичи любознательнее парижан. Больше ценят исторические фильмы.
— А какие вообще фильмы, по вашим наблюдениям, любят россияне?
Москвичам нравится, когда в фильмах много французских песен. Кроме того, москвичи любят смотреть исторические ленты. В нынешней программе только один такой фильм — «Набережная Орсе». Действие происходит в 2003 году, когда глава французского министерства иностранных дел сделал заявление против войны в Ираке. Это новейшая история, перенесенная на экран, и такое кино многим россиянам интересно. Классические семейные саги тоже пользуются успехом.
— Предпочтения москвичей отличаются от предпочтений парижан?
Комедии любят все. Но какой-нибудь фильм о временах Наполеона будет пользоваться большим успехом в Москве, нежели в Париже, — может быть, парижане более искушены, лучше знают родную историю, им уже неинтересно смотреть про те времена. Скорее всего, москвичи более любознательны!
Мне очень нравится, что тем москвичам, которые посещают наш Французский институт культуры, учат французский язык, интересно все. Не только кино, но и концерты, лекции… Поэтому мы всегда внимательно подходим к вопросу о том, какое кино привезти в Россию. В сентябре в кинотеатре «Иллюзион» мы планируем провести фестиваль в честь Алена Делона: ему исполнится 80 лет.
— Вы часто бываете на московских кинофестивалях?
Да, я, конечно, был на ММКФ. Мне понравилась вся программа. На мой взгляд, фестиваль показал достойные фильмы. Я раньше бывал и в «Пионере», мне нравится, что там показывают авторские фильмы, зарубежные фильмы с субтитрами. Это важная площадка для Москвы. Вообще, мне кажется, что московская киножизнь прекрасна, — ничего нового порекомендовать не могу. По-моему, в Москве отличные условия для просмотра фильмов: отличные залы, большие экраны, звук, афиши… Мне не приходится скучать ни по чему парижскому.
— Какие фильмы вам запомнились?
Хочу сказать, что в советское время Россия производила много замечательных фильмов. Но я не стал бы воспринимать это как соперничество между нашими странами. И сейчас фильмы неплохие, но все другое — и время изменилось, и, может быть, просто стало меньше денег. Мне кажется, что оценить современное кино можно будет только через несколько лет, когда оно уляжется в нашей голове. Конечно, я смотрел и «Левиафан» Звягинцева, и «Сталинград» Бондарчука. Последний фильм, который я смотрел, — «Про любовь» Анны Меликян. Но пока нам рано становиться критиками.
— Образ Франции в сознании россиян давно устоялся: мода, высокая кухня и, конечно, культура. Чем вы сами можете объяснить популярность своей страны?
История французской культуры такова, что наши писатели и художники много путешествовали. У них был широкий кругозор, они впитывали в себя лучшее из всех культур мира, выстраивали отношения с представителями других стран. Результат этого мы можем видеть и сегодня. Но я не могу сказать, что на самом деле в нашей культуре много такого уж особенного: может быть, потому что я сам француз?