Опубликовано 23 октября 2015, 18:44

Зрительный зал с видом на Кремль

Кто поселится на Софийской набережной
Сегодня были подведены итоги международного конкурса на концепцию застройки участка Софийской набережной в центре Москвы, где возведут многофункциональный комплекс. МОСЛЕНТА побеседовала с победителем конкурса, архитектором Сергеем Скуратовым и выяснила, чем Софийская набережная так важна для города, какие преимущества у победившего проекта, а также сколько времени уйдет на строительство.
Зрительный зал с видом на Кремль
Изображение: Архитектурное бюро Сергея Скуратова

Сегодня были подведены итоги международного конкурса на концепцию застройки участка Софийской набережной в центре Москвы, где возведут многофункциональный комплекс. Он будет сочетать в себе жилые апартаменты и общественные пространства. МОСЛЕНТА побеседовала с победителем конкурса, архитектором Сергеем Скуратовым и выяснила, чем Софийская набережная так важна для города, какие преимущества у победившего проекта, а также сколько времени уйдет на строительство.

Зрительный зал с видом на Кремль

© Изображение: Архитектурное бюро Сергея Скуратова

— Какова идеология вашего проекта застройки «Золотого острова»? Что было главным?

Главной идеей было создание живого города. Это сшивание разорванных связей, восстановление коммуникационного ресурса этой территории, создание визуальной оси от Кадашевской набережной до Водовзводной башни и прокладка новой пешеходной артерии от нее же до Москвы-реки. Прямой связи Лаврушинского переулка с рекой никогда не существовало, она заканчивалась на Болотной площади. В нашем проекте эта ось продлевается до реки.

Будет гармоничное соединение частных жилых пространств, жилых территорий с общедоступными, общегородскими коммуникационными пространствами. В центре нашего квартала расположится большая пешеходная зона, бульвар, насыщенный общественной жизнью, с магазинами, ресторанами, кафе, художественными салонами и так далее. Он пройдет через квартал, как улица Сен-Луи в Париже распиливает пополам самый дорогой квартал Парижа. Мы задумали и сильную культурную составляющую, своеобразное продолжение Третьяковской галереи, Лаврушинского переулка — арт-кафе, галереи, площадь искусств с фонтаном и выставкой современной городской скульптуры, как, например, на Рамбле в Барселоне.

— В техническом задании проекта предусматривалось особое отношение к исторической преемственности. Какая судьба ждет историческую застройку?

Ее отреставрируют, утраченные элементы восстановят и интегрируют в новый комплекс абсолютно достойно, деликатно, уважительно — такая гармония между историей и современностью. В проекте мы соблюли исторические стандарты. Так, ширина корпуса не больше 12 метров, скатные кровли. Кроме того, мы реконструируем Болотный сквер и сквер вдоль улицы Серафимовича.

— Как вы в целом оцениваете важность этой территории для центра города?

Это потрясающее место — такой большой зрительный зал фантастического театра, где на сцене находится Кремль, а вся территория Болотного острова — партер, откуда мы можем наблюдать грандиозное зрелище. Поэтому у нас есть партер и в прямом смысле — мы на набережной делаем большой каменный амфитеатр, который выходит к воде. Там можно будет проводить какие-то концерты, фестивали. Кстати, туда одновременно смогут причаливать 10 кораблей, как в Венеции!

— Презентуя проект, вы отметили, что недвижимость на «Золотом острове» будет ориентирована на богатых граждан. Что в квартале будет предусмотрено для простых смертных?

Вы же понимаете, что во всех мировых столицах самые центровые территории в городе всегда отдаются для жилья состоятельных людей, и в этом нет ничего удивительного, ведь там очень дорогая земля. Но здесь будет сделано так, как это сделано в Париже — мы постарались, чтобы эти дома никак не отличались от всех остальных. К слову, рядом с Софийской набережной полно гораздо более богатых домов.

Все первые и «минус первые» этажи отдадут городу — там расположатся торговые центры, выставочные галереи, фитнес, бассейн, офисы, спа. Эта часть города будет функционировать круглосуточно и никак не повлияет на комфорт или тишину в жилых квартирах, где будут хорошие окна и звукоизоляция.

— А планировка квартир?

Принцип планировки всех квартир будет один — панорамные окна или эркеры, минимальная площадь гардеробной при спальне будет составлять не менее шести квадратных метров, площадь санузла — не менее 12 «квадратов». Также предполагается наличие гостевого санузла, помещение для постирочной.

— Решено, какие материалы будут использоваться при строительстве?

Пока в проекте мы предлагаем использовать кирпич, архитектурный бетон и стекло, но это еще будет обсуждаться с заказчиком.

— Как вы оцениваете работы ваших конкурентов? Что вам понравилось в них, почему ваш проект оказался удачнее?

Все проекты моих коллег, которых я, кстати, не называю конкурентами — со многими я близко знаком и мы даже дружим, все они очень хорошие и достойные. Но мне мой проект действительно нравится больше всех, потому что в нем есть соединение пешеходного пространства и визуальной оси, в других этого нет. Есть что-то похожее у Чино Дзуки, но у него это не так явно и не так торжественно.

У многих проектов есть какая-то собственная линия творческой жизни — у Стивена Холла, у Бэнедетта Таклибуэ. Это совершенно гениальные архитекторы, но мне показалось, что они подошли к этому несколько отстраненно, немножко как иностранцы, не очень сильно погрузились в местную атмосферу. У них очень красивые проекты, но мне кажется, к Москве они имеют меньшее отношение, чем моя работа.

— Теперь вам надо все это воплотить в жизнь. Есть ли у вас взаимопонимание с Москомархитектурой, московскими властями, с заказчиком?

Естественно, во время конкурса у меня не было никаких взаимодействий ни с Москомархитектурой, ни со столичными властями, потому что конкурс — это индивидуальная творческая акция. Мы открыты к коммуникации, к взаимодействию и диалогу. Архитектура рождается только в диалоге. В таком месте, как у Кремля, она не может быть абсолютно авторским высказыванием. Конечно, она должна нести громадное количество каких-то авторских черт, но город — это пространство компромиссов. Я надеюсь, что в результате от всех найденных компромиссов проект только выиграет. У нас есть длинный, колоссальный, почти 30-летний жизненный и профессиональный опыт. Мы будем стараться, чтобы лучшее, что было заложено в этот проект, в нем осталось и было реализовано. Мне кажется, что и заказчик хочет того же самого.

— Когда начнется реализация проекта? И сколько времени нужно на застройку такой территории?

Мне сложно об этом говорить, потому что я еще не садился за стол переговоров с заказчиком, у меня пока нет на эту тему никаких данных. Хотя если в проекте будет мало изменений, то стройка начнется достаточно быстро. Обычно строительство такого комплекса ведется не меньше двух лет. Но как раз к чемпионату мира в 2018 году это будет построено, а может даже и раньше.