Опубликовано 24 декабря 2016, 00:00

Устные журналы и физкультурные сюиты

О самых популярных развлечениях москвичей в Парке Горького с 1930-х по 1980-е годы
МОСЛЕНТА продолжает цикл публикаций, посвященных истории Парка Горького. На этот раз речь пойдет о цирке, театре, «устных журналах» и балетных постановках на площадках парка.
Устные журналы и физкультурные сюиты
архив Парка Горького

МОСЛЕНТА продолжает цикл публикаций, посвященных истории Парка Горького. На этот раз речь пойдет о цирке, театре, «устных журналах» и балетных постановках на площадках парка.

С момента открытия парка в 1928 году его администрация постоянно экспериментировала с различными форматами культурно-массовых развлечений. В конце 1920-х по всему ЦПКиО работало множество библиотек-читален и тематических выставок, которые проходили в павильонах, сохранившихся со времен сельскохозяйственной и кустарно-аграрной выставки 1923 года. В 1930-х на Пушкинской набережной работал собственный цирк, в 1950-х на площадках парка можно было увидеть спектакли лучших театральных трупп Москвы, а с конца 1960-х популярностью стали пользоваться «устные журналы», по формату напоминавшие телевизионные ток-шоу наших дней.

Цирк

С начала 1930-х годов и до Великой Отечественной войны на территории парка размещался большой цирк-шапито, который роскошно подсвечивался в темное время. Находился он со стороны Пушкинской набережной, недалеко от Голицынского пруда. В предвоенное десятилетие он оставался одной из самых востребованных площадок парка, так как предлагал программы понятные рабоче-крестьянской публике и гарантировал яркие впечатления посетителям любого возраста. Цирковые представления пользовались такой популярностью, что проходили не только в выходные, но и в будние дни.

В мае 1934 года директору парка Бетти Глан позвонили с Мосфильма: режиссер Григорий Александров предлагал отснять в шапито ряд сцен своего нового фильма «Цирк» с Любовью Орловой в главной роли. Они быстро договорились о сотрудничестве. Правда Глан тогда немного удивило требование режиссера в дни съемок высыпать мусор у входа в заведение.

Дело в том, что по сюжету героиня Орловой, Мэрион Диксон, выступает и в Америке и в СССР. Сам Григорьев незадолго до этого побывал в США и ему запомнилось, что там в местах отдыха много неубранного мусора. В столичном же парке заслуженно гордились порядком и образцовой чистотой, но для «американской» сцены, в которой Диксон выбегает с ребенком из цирка, согласились накидать на съемочной площадке смятых газет.

Премьерный показ фильма решено было также провести в парке, но не в цирке-шапито, а в Зеленом театре, для которого специально в Европе был закуплен экран размером 15 на 18 метров. На тот момент это был самый большой проектор в Советском Союзе.

И вот, 29 мая 1936 года 20.000 зрителей пришли на премьеру фильма в Зеленый театр Парка. Всех поразил огромный серебристый экран высотой с трехэтажный дом, в шесть раз больше стандартного. Когда сеанс начался, в Зеленом театре воцарилась напряженная тишина, а на заключительных кадрах, когда зазвучала песня на музыку Дунаевского «Широка страна моя родная», все 20.000 зрителей поднялись со своих мест, стали петь и аплодировать. Но на этом шоу не закончилось — кинопремьера была театрализованной. После кинопоказа на сцену Зеленого театра вышли исполнители других главных ролей, и показали ключевые эпизоды фильма в театральной версии.

На следующий день все центральные газеты отметили выдающийся успех нового фильма. Также писали о том, как прекрасно сидеть в огромном зале, стены которого шумят листвой вековых деревьев, над головой — купол звездного неба, а впереди, за рекой — огни Москвы. До начала войны на экране Зеленого театра состоялось еще несколько громких кинопремьер.

Зеленый театр

Несмотря на проходившие здесь шумные кинопоказы, сцена Зеленого театра оставалась в первую очередь главной эстрадной площадкой страны на открытом воздухе. Период своего расцвета она пережила в послевоенную оттепель. В 1950-х годах в Зеленом театре постоянно проходили большие эстрадные концерты, вечера оперетты и вечера сатиры. В представлениях принимали участие «ведущие артисты театров Москвы и Ленинграда, московской государственной эстрады, солисты театров братских республик Советского союза». Кроме того, здесь регулярно проходили тематические вечера: встречи с новаторами производства, учеными, людьми искусства и лауреатами Ленинской и Сталинской премий.

Устные журналы и физкультурные сюиты

© архив Парка Горького

Площадка была настолько востребована, что в воскресные дни здесь проходило по два концерта: днем и вечером. Билеты на них продавались в кассах парка, Зеленого театра и даже в театральных кассах метро.

Летний театр

В довоенный период в парке существовали две собственные труппы, носившие громкие названия Большого и Малого театров. К сожалению, практически никакой информации о них не сохранилось. Доподлинно известно, что из всех выступавших здесь артистов самую «звездную» карьеру сделала Нина Кутасова. Она закончила существовавший в парке техникум, который готовил массовиков-затейником, поработала по специальности, затем была принята в труппу Большого театра парка, а позже ставла ведущей актрисой МХАТ-а.

Расцвет театральной деятельности пришелся на послевоенные годы. Крытый летний театр на 800 мест находился в партерной части парка, там, где сейчас стоит уменьшенная копия парашютной вышки. Ведущая к нему аллея, которая в наши дни приводит к музею «Гараж», называлась тогда театральной.

Если посмотреть программу летнего сезона 1953 года, то станет ясно, что здесь можно было увидеть лучшие спектакли московских театров. В июне здесь давали представления театр имени Моссовета и театр Ленинского комсомола, в июле — драматический театр имени Пушкина, театр кукол под руководством Сергея Образцова и Московский театр драмы и комедии, а в августе — Московский драматический театр.

Однако со временем этот формат стал терять свою популярность. С конца 1960-х зрителей все больше привлекали «устные журналы», которые проходили на всех театральных подмостках и эстрадах парка и по формату напоминали телевизионные ток-шоу наших дней. Авторы самых резонансных публикаций «Современника», «Юности», «Нового мира», «Техники молодежи» и других популярных журналов приходили на встречу с читателями и отвечали на их вопросы, рассказывая о своей работе и творческих планах.

Остров танца

Одной из самых экзотических площадок парка был «Остров танца», который и сейчас можно видеть на Голицынском пруду. В 1932 году здесь оборудовали сцену, а «занавес» заменили бившие из-под воды тонкие струи фонтана, отгораживавшие остров от берега. Поначалу эта площадка была не самой удобной: набережная быстро наполнялась зрителями, несколько десятков лавочек довольно быстро оказывались заняты, и многим зрителям приходилось наблюдать за представлением стоя. Тогда на берегу пруда было решено построить амфитеатр на 800 мест и организовать дополнительное освещение сцены.

По меркам Москвы 1930-х шоу было просто фантастическим. Когда на город опускались сумерки, потихоньку разгорались театральные прожектора, по звуку театрального колокола струи водного занавеса опадали, перед зрителями открывался вид на сцену и начиналось представление.

Устные журналы и физкультурные сюиты

© архив Парка Горького

Поначалу на острове давала представления труппа школы сценического танца при Парке Горького: это были «физкультурные сюиты», составленные из «пластических танцев» и «комические балеты», на смену которым в 1935 году пришла программа «Танцы народов СССР». В 1938 году здесь уже одна за другой шли постановки балетов на музыку советских композиторов: «Пламя Парижа», «Бахчисарайский фонтан» и даже «Макар Чудра», либретто которого строилось на раннем рассказе Максима Горького.

После начала Великой Отечественной войны «Остров танца» пришел в запустение, его сцена перестала функционировать. В 80-х эту площадку попытались восстановить: на остров перекинули мостик и снова смонтировали сцену, на этот раз — с наклонной крышей. На протяжении нескольких сезонов на этой площадке выступали вокально-инструментальные ансамбли и барды. Но в годы перестройки сцена снова оказалась запущенной и перестала функционировать.

Устные журналы и физкультурные сюиты

© архив Парка Горького

Как далекий отголосок 1930-х выглядело уникальное балетное представление на Голицынском пруду, устроенное в 1985 году и приуроченное к проходившему в Москве 12-му международному фестивалю молодежи и студентов. Специально для проведения балетных спектаклей на воде рядом с Островом танца была построена огромная сцена из военных понтонов. Единственным фоном и декорацией для них были поднимающиеся из воды огромные лебединые крылья.

Несколько раз здесь показали программу «Волшебный мир балета», в которую вошел второй акт «Лебединого озера». Отдельно демонстрировался балетный сатирический шарж «Обезумевший диктатор» на музыку Шостаковича и трагический эпизод «Хиросима» на музыку Турецкого. Все постановки транслировались на установленный между декорациями-крыльями огромный экран площадью 100 квадратных метров.

Понтонная сцена на Голицынском пруду снова была создана только летом 1992 года, и москвичи опять смогли увидеть «водную» постановку «Лебединого озера». В 2013 году на специальной площадке, построенной у пруда, прошла постановка балета «Жизель». С тех пор попытки возродить подобные представления на Голицынском пруду не возобновлялись.