Опубликовано 31 июля 2017, 12:01

Второй Крымский

В ГУМе открылась выставка, посвященная строящемуся мосту через Керченский пролив
Археологические находки, найденные на месте строящегося через Керченский пролив моста, современные стройматериалы и макеты сооружения представили на выставке в ГУМе, посвященной его строительству. Также там есть и интерактивная зона. МОСЛЕНТА оценила экспозицию и поговорила с посетителями.
Второй Крымский
Андрей Махонин / ТАСС

Туристы кажутся растерянными. Вот идет Гэ. Она — из Китая. На заметно облегчающем общение между неучами разных народов плохом английском Гэ жалуется мне, что запуталась окончательно. Час назад Гэ гуляла по Крымскому мосту посреди Москвы, а теперь поняла, что Крымский мост — это что-то совсем другое и абсолютно не там. Мы оба не знаем, как на языке Шекспира и Чосера звучит выражение «когнитивный диссонанс» (впрочем, вряд ли это знали и они), но в голове у Гэ, без сомнений, случился именно он.

Недоумевают, впрочем, и москвичи: во-первых, и они слегка запутались в географии, а, во-вторых, никак не могут взять в толк, отчего выставку, посвященную строящемуся транспортному переходу через Керченский пролив, надо было разворачивать в главном магазине страны.

Все, впрочем, проясняется довольно быстро. Что до географии, то дело обстоит так: Крымских моста в нашей стране теперь, и правда, два, потому как Керченский мост, как оказалось, также называется Крымским. Что же до ГУМа, то… А, почему бы и нет? Это только далеким от геополитики гражданам кажется, что мост этот — ерунда на постном масле, тогда как значение он имеет стратегическое. Недаром же, в конце концов, идея его строительства родилась кучу лет назад в голове у князя Глеба, а после посещала головы практически всех власть имущих.

С Глеба тут все и начинается: идут себе граждане внутри синей «информационной» трубы и читают и обо всех замыслах соединения берегов Керченского пролива, и обо всех этапах строительства Крымского моста.

«Не думала, что мост может иметь такую долгую историю, что столько поколений и правителей хотели его построить, но так и не смогли. Это очень необычно, когда таким образом привлекают внимание к строительству», — удивляется посетитель ГУМа Леля Чиркова. Но удивляется не долго, потому что пятилетняя дочь утаскивает Лелю в интерактивную зону выставки, где посетителям предлагается полетать в кабине вертолета над Крымским мостом в очках виртуальной реальности или поиграть в настольный теннис в трубе, напоминающей сваю моста. Для самых же маленьких здесь установлены «пятнашки» и мольберты с раскрасками, где изображена строительная техника Крымского моста.

Неподалеку подхихикивает парочка. Сначала кажется, что это потому, что они — влюбленные дураки. Но — нет. То есть, да, но есть и другие причины: в отличие от большинства подобных экспозиций, фотографии здесь сопровождаются не занудными надписями, а веселыми комментариями, типа «Никто не может наводить мосты так, как женщины» (это под снимком барышень-строителей) или «Их дело — труба» (про сварщиков).

Впрочем, есть тут и вполне серьезное. Так, центральное место в исторической части экспозиции занимает уникальная археологическая находка, обнаруженная в Керченской бухте у мыса Ак-Бурун. Это фрагмент терракотовой скульптуры в форме головы мужчины, предположительно V века до н. э. Там же в витринах лежат фрагменты снарядов времен Великой Отечественной войны, найденные в районе возведения Крымского моста. А на стендах размещены редкие архивные документы и снимки, свидетельствующие о строительстве немецкой канатной дороги в 1943 году и возведении моста уже советскими солдатами после освобождения Крыма.

Современная история строительства моста через Керченский пролив представлена в фото- и видеоматериалах. На экранах — кадры со строительной площадки: видеоролики, проездки по стройплощадке, ретроспектива строительства. Будущий мост можно даже потрогать руками: с острова Тузла в центр Москвы привезли строительные материалы: фрагменты армокаркаса плиты проезжей части и стальной трубчатой сваи, образец первого асфальта и даже высокопрочные болты арочных судоходных пролетов.

«Ха, болт положили!», — шутят не в меру сознательные посетители ГУМа, но что с них взять. Тем более, что других — большинство. «Я много слышал про строительство Крымского моста, видел по телевизору, но только сегодня, здесь, на этой выставке, понял, насколько это серьезный и масштабный проект», — хрустя мороженым в вафельном стаканчике, говорит посетитель ГУМа Алексей Бушков. И на болт смотрит без всякого озорства и многозначительности, потому как осознает: без этой штуковины в нашей жизни — никуда. Как, кстати, и без Керченского моста.