Опубликовано 05 мая 2016, 14:58

Как Москву хотели обводнить

Почему столица стала портом пяти морей
Как Москву хотели обводнить
Павел Смертин / ТАСС

Недавно власти Москвы заявили о намерении реконструировать и приспособить для современного использования «Парк северного речного вокзала». В рамках этих работ планируется снести ряд павильонов, кафе и аттракционов, а также воссоздать ныне утраченное историческое здание ресторана, которое изображено на почтовой открытке 1954 года. Однако данная реконструкция не идет ни в какое сравнение с масштабным проектом обводнения столицы, задуманным и частично реализованным архитекторами в 30-е годы, в рамках которого и был построен Северный речной вокзал. МОСЛЕНТА вспомнила, зачем Москву хотели сделать судоходной, и как должны были выглядеть водные артерии города.

Сталинский план развития Москвы 1935 года предусматривал полную реконструкцию столицы и создание на ее месте своеобразного города-мечты. Планы архитекторов были действительно грандиозными: пробить бульвары в Замоскворечье и замкнуть их, создав еще одно полноценное кольцо, расширить и спрямить городские магистрали, озеленить Москву и превратить ее в настоящий сад, а также проложить вокруг города систему судоходных каналов, по которым из Москвы можно будет без пересадок попасть в пять ближайших морей.

Как Москву хотели обводнить

© Схема основных магистралей, обводнения и озеленения Москвы, 1935 год

В начале XX века Москва столкнулась с целым рядом серьезных проблем: растущее население и отсутствие нового жилья, неслаженная работа общественного транспорта, наличие неблагоприятных районов, кишащих ночлежками и кабаками, а также нехватка питьевой и технической воды.

Построенная в 1903 году на Истре Рублевская водокачка уже не могла обеспечить потребности москвичей в чистой воде. Говорят, в то время Москва-река так обмелела, что ее можно было легко перейти вброд прямо напротив Кремля – в том месте, где сегодня расположен Большой Каменный мост.

На территории Москвы протекали 37 больших и малых рек, многие из которых были заключены в уложенные под землей каменные трубы. Большинство водоемов «заросли» мусором и источали неприятные запахи.

Поэтому в 1930-е годы московские власти решают полностью перестроить систему водоснабжения, наполнить столичные реки водой из верховьев Волги, а также построить систему судоходных каналов. Все это наряду с другими крупными изменениями вошло в Генеральный план реконструкции Москвы 1935 года.

Из Москвы в Волгу и лифт для кораблей

Одним из самых значимых пунктов плана стало сооружение канала, соединявшего Москву с Волгой. Решение о строительстве судоходной трассы было принято в 1931 году. Из нескольких предложенных вариантов наиболее перспективным был признан проект молодого инженера Комаровского, который впоследствии стал главным инженером канала.

Строительство началось в 1932 году. Для сооружения трассы использовался труд заключенных ГУЛАГа. «Тюремных» строителей не щадили, они работали в сложнейших условиях, поскольку в то время считалось, что труд способен перевоспитать преступников и сделать их нормальными членами общества, однако в действительности многие умирали прямо на строительной площадке. Всего за время сооружения канала погибли от 700 тысяч до 1,5 миллионов человек.

1932 год. Строительство канала Москва-Волга.

1932 год. Строительство канала Москва-Волга.

© РИА Новости

Для доставки материалов и техники рядом с каналом были проложены новые автомобильные дороги. Стройка велась ударными темпами, и канал длиной 128 километров удалось прокопать за пять лет. В апреле 1937 года началось заполнение будущей судоходной трассы водой. Волга повернула вспять, а ее воды заполнили всю длину канала за 13 дней.

Ширина водной артерии составляет 85 метров, по всей длине ее обрамляют бетонные берега. Средняя глубина – 5,5 метров, она позволяет проходить по каналу многим речным судам.

Интересно, что вода из Волги в Москву идет не самотеком, поскольку из-за неровностей местности канал сначала поднимается на высоту 38 метров, а затем, на подходе к столице, плавно спускается.

Для подачи воды и судоходства на канале построены восемь шлюзов – корабль заплывает в него, за ним закрываются герметичные нижние створки, в камеру шлюза насосами накачивается вода. Поскольку судно остается на плаву, оно поднимается на следующий уровень канала, где перед ним открываются уже верхние створки, и оно продолжает свой путь по каналу. Чтобы спуститься используют обратную технологию – воду из шлюзовых камер откачивают. Можно сказать, что корабли поднимаются и спускаются как по лестнице.

Канал Москва-Волга имени Сталина стал важнейшей водной артерией столицы. Он обеспечил кратчайшую транспортную связь с верховьями Волги, откуда дальше можно попасть в пять ближайших морей – Балтийское, Белое, Каспийское, Азовское и Черное. После строительства канала по нему поплыли грузовые и пассажирские суда, а Москву стали называть не иначе как «портом пяти морей».

Кроме того канал обеспечивает столицу водой - ежегодно Волга дает Москве до 60 процентов питьевой и технической воды.

В годы Великой Отечественной войны канал стал водной преградой для фашистских захватчиков. Именно здесь в 1941 году проходила линия фронта, о чем свидетельствуют следы от пуль и многочисленные памятные таблички, установленные на берегах.

В 1947 году, когда Москве исполнилось 800 лет, Сталин решил переименовать канал в честь столицы. С тех пор водная артерия называется каналом имени Москвы.

Внутригородское водное кольцо

Сооружение канала Москва-Волга было одной из основных задач проекта обводнения столицы, однако кроме этого планировалось провести немало работ и в самом городе. По задумке архитекторов, наряду с возведением новых красивых и высоких каменных зданий, высадке зеленых деревьев и прокладке широких проспектов для превращения Москвы в лучший город земли, ее должно было окружить еще одно кольцо – на этот раз водное.

Предполагалось, что в «новой» столице будет множество каналов с чистой водой, она будет наполнять большие водоемы, открытые для купания и занятия спортом обычным москвичам. Сталинский план развития Москвы предусматривал, что волжская вода придет в столицу и буквально «умоет» город.

 Парусники в акватории Химкинского водохранилища в Москве.

Парусники в акватории Химкинского водохранилища в Москве.

© Руслан Кривобок / РИА Новости

В 1932 году вместе с прокладкой канала в сторону Волги началось и строительство крупного водохранилища в Химках. Вскоре на его берегу появился Северный речной порт, а сам водоем получил важное транспортное значение. Именно Химкинское водохранилище должно было замыкать на себе большое судоходное кольцо, которое градостроители хотели построить в столице.

Для его прокладки предполагалось спрямить русло Москвы-реки, а в некоторых местах прокопать новые «реки». Всего по плану должны были соорудить шесть каналов – Хорошевский и Карамышевский должны были стать продолжением канала Москва-Волга, Дорогомиловский прошел бы по территории районов Дорогомилово и Раменки параллельно кольцу МКЖД, Андреевский или Лужнецкий должен был начинаться у Андреевского монастыря и идти на юго-восток почти по прямой линии, Восточный хотели проложить через Мытищи и далее по трассе нынешней МКАД до Кусково. Шестой, Северный канал, должен был соединить Химкинское водохранилище с Яузой.

Большинство фарватеров хотели оборудовать шлюзами, гидроузлами и судоподъемниками. Также предполагалось создать в восточной части города большую гавань и водохранилище, которое бы соединялась с остальной системой через Восточный канал.

Реконструкции подлежала и Яуза. Ее берега хотели одеть в гранит, обустроить набережные, реконструировать мосты и построить четыре новых гидроузла.

Претворить в жизнь эти грандиозные планы помешала война. Из всего того, что с гордостью было нанесено на бумагу и представлено на обозрение народу, реализовали лишь малую часть – были построены Хорошевский и Карамышевский каналы, а также реконструирована Яуза.

Речные вокзалы и порты столицы

Для быстрой и удобной погрузки и разгрузки транспортных речных судов, а также пассажирской навигации в столице предполагалось построить несколько портов и речных вокзалов. Одновременно с окончанием прокладки канала Москва-Волга в эксплуатацию были сданы Северный и Южный речные вокзалы для пассажирских перевозок и Северный, Южный и Западный речные порты для перевозки грузов.

Вокзалы для пассажиров возводили с соответствующей сталинской эпохе помпезностью. Башню Северного речного вокзала, например, венчает шпиль с пятиконечной звездой, которая в 1935-1937 годах находилась на Спасской башне Московского кремля. В основании шпиля предусмотрено специальное устройство для его подъема и опускания. Предполагалось, что шпиль будет подниматься во время начала навигации и опускаться на зимний период, однако сложным механизмом воспользовались лишь один раз.

Вход в здание венчают майолики, изображающие фантастическую Москву будущего, а серп и молот на фасаде украшены уральскими самоцветами.

На вокзале имеются широкие террасы с фонтанами «Север» и «Юг», символизирующими связь северных и южных речных путей в столице.

А вот Южный речной вокзал не раз перестраивался и менял местоположение. Первое деревянное здание, построенное в 1932 году, располагалось в районе Новоданиловской набережной. Рядом с ним находилась железнодорожная платформа «Речной вокзал», которую впоследствии переименовали в «ЗИЛ».

В 1972 году Южный речной вокзал перенесли ниже по течению Москвы-реки – в Нагатинский затон. Сначала временное здание вокзала находилось на плавучем дебаркадере, а затем в 1985 году вновь «переехало» – теперь уже на берег.

Промзона "Нагатинский затон" в Москве

Промзона "Нагатинский затон" в Москве

© Вячеслав Прокофьев / ТАСС

Новый корпус речного вокзала был выполнен из кирпича и украшен башней со шпилем. Первый кораблем, отправившимся в плавание до Астрахани из обновленной пассажирской гавани, стал пароход «Павел Юдин».

Сегодня для пассажирских перевозок в основном используется речной вокзал на севере столицы, южный же практически не работает по своему первоначальному назначению. Грузовые порты продолжают функционировать, принимая речные суда.

На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия