Опубликовано 17 января 2016, 00:01

«Лед надо чувствовать»

О борьбе с капризами погоды, сломанных ногах, трещинах и коварстве солнца
Всю зиму в Парке Горького работает один из самых популярных и крупных катков Москвы. О том, как заливают лед, что делают с катком, когда парк закрыт и почему ледовары не любят солнце, МОСЛЕНТЕ рассказал генеральный директор компании «Русский лед» Евгений Комаров.
«Лед надо чувствовать»
МОСЛЕНТА

16 января в России отмечается День ледовара. О том, как заливают лед в Парке Горького, что делают с катком, когда парк закрыт и почему ледовары не любят солнце, МОСЛЕНТЕ рассказал генеральный директор компании «Русский лед» Евгений Комаров.

**— Каток в Парке Горького работает всю зиму. Расскажите, как происходит процесс намораживания льда? **

На первом этапе каток — это большой конструктор «лего», порядка 200 машин оборудования. В части, которая касается меня, это холодильные установки и очень много труб, в остальном — это мост, павильоны проката, различные подиумы и ограждения. Каток в Парке Горького состоит из пяти-шести зон, каждая из которых холодится отдельными станциями, поэтому то единое ледяное пространство, которое вы сегодня видите, это по сути пять отдельных участков, соединенных между собой и замороженных по очереди. Процесс идет частями, поскольку на заморозку всего катка единовременно просто не хватит воды. Суммарно процесс заморозки занимает около 45 суток. В нем традиционно задействовано больше 300 человек.

**— Вы собираете конструкцию катка прямо на асфальте? **

Нет, ни в коем случае. Дело в том, что лед важно положить идеально ровно. Перепад высот не должен превышать 10 сантиметров. При этом если, например, взять аллею в Парке Горького, то ее начало и конец могут отличаться и на 70 сантиметров, и на метр, причем не по всей длине. В этой ситуации нам нужно очень хорошо выровнять поверхность, сделать ее гораздо ровнее, чем это делают с асфальтом.

Поэтому сначала все будущие ледовые части отсыпаются песком. Потом мы по бокам от наших дорожек набиваем брус, получается такая песочница. Затем накрываем все это полиэтиленом, чтобы вода во время заморозки не утекала через песок. Дальше на этом полиэтилене мы начинаем раскладывать наши 650 километров труб, по которым течет охлаждающая жидкость. Эти маленькие трубы через магистральные сети мы подводим к холодильным станциям, которых обычно пять или шесть в зоне всего катка. И вот система готова.

«Лед надо чувствовать»

© МОСЛЕНТА

— ...И вы приступаете к заморозке?

Когда система готова, ее для начала, как и любой водопровод, надо проверить на герметичность. Ведь труба может легко повредиться: то ворона сядет, то случайный посетитель на каблуках забежит. Поэтому сначала все продувается воздухом под давлением. Если в ходе проверок видим, что давление в трубах падает, то ищем дырки и заделываем их. Как только мы поняли, что система герметична, мы откачиваем воздух и начинаем закачивать туда нашу охлаждающую жидкость, которой суммарно под катком примерно 100 тонн. Как только все заполнено, мы включаем холодильные установки и насосы. Когда трубки становятся белыми, это значит, что пора заливать. Заливка ведется магистральной водой из шлангов и очень тонкими слоями — треть сантиметра. Каждый новый слой мы заливаем после того, как предыдущий замерз. Скорость заморозки всегда абсолютно разная и зависит от наружной температуры.

**— С какими сложностями вы сталкиваетесь на этом этапе? **

В период заливки первых слоев самое главное — не попасть под дождь или снег, потому что дождь теплый и топит лед, а снег образует на поверхности такое месиво, которое с виду может и напоминает лед, но в реальности это наст, то есть лед с кучей воздушных пробок, в которые люди будут проваливаться. Наша задача — делать лед из чистой воды без пузырьков воздуха.

— А сколько слоев нужно наморозить?

Высота катка у нас где-то 25-30 сантиметров, а один слой — это три миллиметра. Для того чтобы открыть каток в Парке Горького, надо вылить три тысячи кубических метров воды. Наращивание льда в первой зоне стандартно начинается через 10 дней после начала строительно-монтажных работ. То есть из 45 дней, заложенных на подготовку катка, 30 дней уходит на намораживание льда.

«Лед надо чувствовать»

© МОСЛЕНТА

**— Итак, все слои заморожены. Вы готовы открывать каток? **

Сразу после намораживания мы получаем неровный мутный лед, который не очень подходит для катания. Поэтому дальше в ход идет льдозаливочная техника — машины со специальным ножом для подрезки льда. То, что мы подрезали, собирается внутрь машины. И завершающий штрих: машина заливает лед горячей водой (около 80 градусов). Эта вода уже доплавляет лед и делает его зеркальным. Вот теперь мы готовы принимать гостей.

Наша задача — делать лед из чистой воды без пузырьков воздуха

**— А как вы ухаживаете потом за катком? **

Эта процедура — подрезание лишнего и заливка горячей водой — происходит каждую ночь. Как правило, после большого количества посетителей центральная аллея приобретает форму чаши из-за того, что в центре людей всегда больше чем по краям аллеи. Чашу заливать бесполезно, вся вода будет стекать в центр и образовывать большую лужу, которая не мерзнет очень долго. Поэтому каждый раз нам надо сначала выровнять поверхность ножами льдозаливочной техники, а потом пройтись со шлангами и залить хоть несколько слоев — сколько успеем до 6 утра. Перед открытием льдозаливочная утюжит поверхность горячей водой, чтоб каток встретил гостей во всей красе. И так каждую ночь.

**— А в течение дня лед уже не чистят? **

В течение дня у нас есть технологический перерыв с 15:00 до 17:00, но, конечно, за это время ничего сделать невозможно. Машины лишь немного собирают то, что с утра нарезали — это просто полировка. Нарастить лед за два часа с учетом, что какое-то время тратится на просто уборку снега, невозможно.

И традиционно для того, чтобы каток совсем не «убили» тысячи посетителей Парка Горького, по понедельникам он закрыт, и все эти работы ведутся круглые сутки.

— Это та вода, которая идет из водопроводной системы?

Да.

**— А коммунальные службы каким-то образом готовятся к тому, что определенный объем воды уйдет на заливку катка? **

В этом нет необходимости.

**— Вы сказали, что описанная вами технология применяется уже пять лет. А в чем ее преимущества? **

Давайте предположим, что у нас нет холодильных установок. Тогда единственный способ получить лед — заморозить воду естественным путем при минусовых температурах. Сейчас холодильник нам может сделать лед даже при +10 градусах на улице. Без холодильника нам бы пришлось ждать устойчивой минусовой температуры. Причем, устойчивый минус — это не минус один и даже не минус пять градусов. Нормальный каток можно заливать, когда у вас на улице в течение продолжительного времени устойчиво хотя бы минус восемь градусов.

Предположим, такая температура установится. Но нам опять придется потратить около месяца, чтобы такую территорию заморозить. Если вдруг ударит -20 градусов, то может и за две с половиной недели все сделаем. Более того, если вдруг грянет потепление, это все превратится в кашу, и потом придется заново все восстанавливать.

При этом, когда мы используем льдозаливочную технику, мы полируем лед и делаем его очень хорошего качества, даже с точки зрения фигуристов или хоккеистов. Если у вас естественный лед, то горячей водой вы его уже так сильно не позаливаете. При минус пяти градусах от горячей воды он просто будет таять.

Лед — это физика. Поэтому, безусловно, мы все равно сталкиваемся с рядом проблем, связанных с погодой

Еще шесть лет назад в Парке Горького эти пространства заливались естественным образом. Но мы никогда не могли заранее анонсировать дату открытия и качество льда.

«Лед надо чувствовать»

© МОСЛЕНТА

**— То есть теперь вы вообще не зависите от погоды? **

Лед — это физика. Поэтому, безусловно, мы все равно сталкиваемся с рядом проблем, связанных с погодой. Во-первых, это солнце. В декабре, январе и феврале лучи в солнечный день не слишком опасны, а вот в начале ноября и в марте солнце встает достаточно высоко, и угол падения лучей уже очень большой, а это создает эффект лупы. Представляете себе, как лупой зажигают спичку? Такие лучи прекрасно плавят лед.

И второй эффект, который создает солнце, — это нагревание алюминиевых и металлических опор ограждений, которые благодаря прекрасной теплоотдаче плавят лед вокруг себя. Особенно ощутимо это в марте.

**— Получается, что проблемы вы испытываете только в начале и в конце сезона, а в зимние месяцы все спокойно? **

Нет. Основная наша проблема за последние годы — это дожди со снегом. Потому что в дождь со снегом нельзя делать ничего с катком, надо ждать, когда это все закончится, и параллельно с этим убирать все, что нападало с неба. При этом если мы вовремя не уберем, у нас мокрый снег просто приморозится ко льду и превратится в наст, который разлетается, как стекло, при катании на нем. Наст вызовет недовольство посетителей.

Самое страшное, если снег с дождем идет всю ночь и под утро не кончается, и все это происходит в течение десяти январских праздников, когда на лед ежедневно выходит от 15 до 18 тысяч человек. Если из-за погоды нам не удается за ночь провести все необходимые работы, о которых мы с вами говорили, то есть опасность, что лед просто порежут до труб. Это самое страшное в нашей практике, когда из трубы начинает бить незамерзающая жидкость. Если она во льду осталась, это уже никогда не замерзнет, поэтому приходится этот лед полностью снимать и создавать новый лед — в общем, очень болезненная процедура. Когда десять январских праздников погода в районе нуля — это караул.

Также существует еще одна проблема, которая доставляет нам много хлопот, — это трещины. Они могут возникать в солнечную погоду, когда мы охлаждаем лед трубами снизу, а сверху солнце этот лед топит. В результате лед начинает корежить. А поскольку пространства у нас огромные, и толщина не идеально везде одинакова, его корежит в разных направлениях. И тогда этот эффект создает совершенно неожиданный результат — лед начинает покрываться трещинами. Причем, их может быть сотни. И эти трещины совершенно не симметричные, не логичные, появляются там, где хотят, и могут гулять по 10 метров. Также часто трещины возникают из-за резкого перепада температур. Отмечу, что это те природные явления, с которыми бороться невозможно.

Самое неприятное, что под снегом эти трещины может никто и не увидеть. Но если человек на коньках попадет в эту трещину, он может и ногу сломать...

— И какой выход из этой ситуации?

В этой ситуации мы очень рекомендуем нашим заказчикам закрывать каток или перекрывать эти места, хотя они возникают из ниоткуда в огромном количестве, и это совершенно не прогнозируемо.

А вообще мы, конечно же, следим за катком ежеминутно. Во-первых, на льду есть всегда волонтеры и сотрудники катка, они проходят вдоль бортов и внимательно смотрят, что происходит. Если они видят трещину, то эту зону сразу огораживают. Если по прогнозу мы знаем, что трещины появятся, мы уже начинаем готовиться.

**— Что вы делаете с трещинами? **

Это зависит от температуры. Одно дело, когда у тебя на улице -20 градусов: ты залепил мокрым снегом всю эту трещину и ждешь пока она замерзнет, потом полил немного водой, подвыровнял, и все, можно открывать. А вот при минус пяти градусах трещину можно замораживать часа три.

У нас в прошлом году был такой случай, когда из-за трещины пять человек на «скорой» увезли

— То есть вы бы рекомендовали людям после сильных температурных перепадов не посещать каток?

Именно так. Понятно, что город у нас большой, многие люди по полтора часа добираются до катка, специально едут на метро или на машине с детьми, и когда они наконец добрались, им не хочется отказываться от катания из-за каких-то трещин. Но надо понимать, что у природы нет плохой погоды, то есть существуют чисто природные вещи, которые не зависят ни от обслуживающего персонала, ни от техники, и ничего с этим сделать нельзя.

Раньше мы в таких случаях закрывали каток, но сейчас есть установка, что каток должен работать. Тогда остается закрывать явные зоны, которые успели обнаружить и параллельно предупреждать посетителей, что в связи с резким похолоданием на льду вероятно образование многочисленных трещин, просьба кататься аккуратнее. У нас в прошлом году был такой случай, когда из-за трещины пять человек на «скорой» увезли.

**— О неблагоприятных условиях мы поговорили, а при каких условиях удается сделать идеальное покрытие? **

С точки зрения посетителей, идеальная температура — это -10 градусов. При такой температуре и кататься достаточно комфортно, и все-таки ощущение зимы присутствует. Да и обслуживать лед лучше всего. Как только температура опускается до -15 градусов и ниже, это уже совсем другой уровень обслуживания, это сложнее. Тем более, что при -15... -20 градусах холодилки мы отключаем, поэтому не можем регулировать лед.

С точки зрения посетителей идеальная температура — это минус десять градусов

**— Но при этом в последние зимы длительных периодов с температурой -10 градусов было мало... **

Совсем не было. Были похолодания, но всего на несколько дней. И вот эти перепады сказывались именно трещинами. Причем я смотрю ситуацию на всех крупных катках. Везде это вызывало жалобы посетителей.

—То есть учитывая, что погода у нас все время достаточно теплая, вы весь сезон работаете в стрессовом режиме? Или вы уже привыкли за пять лет?

Конечно. Я этим занимаюсь не пять лет, а гораздо больше. И, конечно, уже привычно. Людей, которые занимаются льдом, называют ледовары. И это на самом деле профессия, потому что лед надо чувствовать, надо понимать его поведение в зависимости от температуры, размера, состояния, количества посетителей, осадков, солнца или их отсутствия.

— А вы сами катаетесь на коньках?

Конечно, а как еще проверять качество работы своих сотрудников — только так.

— Расскажите о завершающем этапе. Как происходит демонтаж?

Мы переключаем наши холодилки на обогрев, а незамерзайку нагреваем до 80 градусов и точно так же гоняем по трубам. Лед постепенно тает и стекает в ливневки. После этого мы сворачиваем наши трубы, борта, мост, раздевалки и коньки. Все это упаковывается, маркируется и увозится на склад теми самыми 200 машинами и ждет следующей осени. Это также занимает порядка 30 дней.