«Хотели, чтобы "Аннушка" была — как в Ереване!» Почему самый знаменитый российский трамвай выставлен на продажу
«Первый трамвай взяли в музее»
Все началось в 1989-м. Я тогда был студентом в Текстильном институте имени Косыгина, основное здание которого находится на Ленинском проспекте, а факультет сопромата был тогда на Шаболовке. И вот там, на Шаболовке, из Апаковского депо постоянно выезжали трамвайчики и катались перед нами — туда и обратно. Однажды я «за рулем» одного из них увидел своего соотечественника — армянина. Подошел, познакомился и говорю: «А почему бы не сделать, как в Ереване: кафе-мороженное на колесах»? Он сказал: «Давай попробуем». И...
В Ереване сейчас все трамваи убрали, а в 1980-х они ходили вовсю. И был там такой первый в СССР экспериментальный трамвай, который назывался «Экспресс-кафе». Он ездил от железнодорожного вокзала почти до центра и обратно. Продавали в нем в основном мороженое, напитки и бутерброды. Всем нравилось, люди были восхищены проектом...
Так вот. Мы с тем водителем сообща начали выяснять, как в Москве можно сделать что-то подобное. Организовали встречу с директором депо, все обсудили, ему идея понравилась. В те годы уже можно было создать кооператив, взять все в свои руки, не быть подотчетным каждому второму чиновнику, а иметь собственное дело. Так что мы заключили договор, запустили проект и начали работать.
Кстати, наш первый трамвай взяли из музея, куда он, как раритет, перешел с подачи Бориса Ельцина. Мы его оттуда забрали, отреставрировали и переделали под кафе. Тогда оно называлось «Кафе Анна».
Так и получилось, что москвичи с удивлением открыли для себя новый формат. Он всех поражал! Тогда наш трамвай делал круг: Зацепа — разворот за церковью у Павелецкого вокзала и до Чистых прудов. Мы были кафе, да. Но потом решили стать исторической московской достопримечательностью.
От Булгакова мы взяли Аннушку, которая «уже пролила масло», вспомнили, что был трамвайный исторический маршрут «А», который ходил по бульварному кольцу.
С начала перестройки мы уже работали как трамвай-трактир «Аннушка». И все было хорошо — вплоть до 2020 года.
«Снимался эпизод для "Брата-2"»
Атмосфера у нас в трамвае всегда была положительная, светлая. Зайдя в «Аннушку», люди могли сидя за столом, покушать, выпить винца или того же чая, кофе. И ездить по Москве, глядя в окно, наслаждаясь этой красотой, видами Бульварного кольца.
Было немало ситуаций, когда москвичи просто забегали и говорили: «Ой, а куда это мы попали? Ребята, давайте нам и того, и этого, мы у вас подольше посидим».
И многие артисты к нам заходили, и для телевидения «Аннушку» снимали, и в кино. У того же Эльдара Рязанова в фильме «Привет, дуралеи!» есть эпизод с нашим трамваем.
Снимался у нас эпизод и для «Брата-2» Алексея Балабанова: стрельба из пулемета должна была вестись именно из нашего трамвая. Но в окончательный монтаж фильма он не вошел.
Но не тот был городской пейзаж за окном, не та московская архитектура, которую режиссер хотел показать, потому что как раз в тот момент Устьинский мост перекрыли из-за ремонта. Мы не смогли доехать ни до Кремля, как им было нужно, ни до Чистых прудов. Три-четыре дня подряд снимали. Балабанов после съемок сказал, что этот эпизод останется: «мы его в другом месте запустим, потому что это очень красиво...»
Да! А еще Рязанов у нас снимал Новый год для канала ТВЦ, Александр Розенбаум пел песни о Москве. Если зайдете в Youtube, легко найдете.
«Вся свита Воланда могла зайти в трамвай»
Оформление и суть трамвая менялись. Сначала у нас были пост-советские интерьеры. Потом мы перешли на современный формат. Затем сделали из него театрализованный трамвайчик и убрали кухню, переключившись на услуги кейтеринга. Нам хотелось нового, поэтому мы перешли на экскурсионный формат, ну, и, конечно, проводили разного рода мероприятия, связанные с булгаковскими Мастером и Маргаритой. Скажем, очень интересным проектом был «Мистический трамвай», на который приглашались и артисты, и фокусники... Вся свита Воланда могла зайти в «Аннушку» и, скажем так, произвести впечатление на гостей.
А еще очень много свадеб у нас в трамвае было. Заказчика мы могли забрать в любом месте Москвы, где есть трамвайные пути, и покататься по городу.
Мы делали разного рода сюрпризы людям: на остановке внутрь залетал какой-то герой и по определенному сценарию развлекал народ, потом выходил, а его заменял новый артист. То есть мы создавали такой ивент-формат иммерсивного шоу.
«Стараемся найти точки взаимопонимания»
А потом случился 2020 год, и все посыпалось.
Во-первых, едва только началась пандемия, нас ограничили в движении, потому как социальная дистанция-то должна быть соблюдена. После того как кафе и рестораны стали опять открываться, мы несколько раз выезжали, но... Вот это «но» тут как раз и есть «во-вторых», потому что в тот же год весь столичный электротранспорт был передан Мосгортрансом Метрополитену, с которым мы по сегодняшний день стараемся найти точки взаимопонимания.
В чем проблема? Метрополитен сейчас активно обновляет парк: он завез очень много новых трамваев, «Витязей» и начинает избавляться от знаменитых чешских «Татр», которые теперь уходят из Москвы в другие города.
Наш трамвай немного устарел в сравнении с «Витязями» и считается раритетом. Но мы объясняем, что такой ретростиль вполне оправдан, — что и «Татра», и роман «Мастер и Маргарита» —московские символы.
Так почему бы нам не выезжать? У нас коммерческое предприятие, мы сами восстанавливаем все неполадки, связанные с трамваем. Ведь наш трамвай — частный, мы купили его в 1996 году после долгой аренды. Однако наша мотивация Метрополитену не подходит: он говорит, что запчастей на наш трамвай уже может не быть. Но это не так! «Аннушка» уже во многом модернизирована под современный формат. Поэтому мы стоим на своем: нужно пустить ретроформат по Москве. Тем более что во многих городах такой подход сейчас пользуется популярностью: люди хотят поностальгировать, повспоминать, увидеть своими глазами историю.
Метрополитен не отказывает нам в эксплуатации любого другого трамвая. Но нам предлагают его купить, а стоит он от 15 миллионов и выше. Такие вложения не окупятся в ближайшие годы.
Тем более что и за эксплуатацию набегают приличные суммы: мы платим по счетчику и за километраж, и за электроэнергию. Плюс накладные расходы...
«Все упирается в финансы»
На нашу «Аннушку» есть спрос в других городах. Например, Волгоград ведет со мной переговоры о ее покупке. У них уже разработана определенная концепция по историческому маршруту от Мамаева кургана, который заинтересует и туристов, и горожан. Но скажите: почему в других городах такой трамвай может ходить, а в Москве — нет?!
Что будет дальше, я не могу сказать. Все упирается в финансы. Но думаю: может, трамвайчик продать? Мы даже выставили его на торги — посмотрим, какие будут предложения. Или, может, перевести его в стационар, где-то поставить? Есть в Москве места, где можно это сделать. В общем, поживем — увидим.