«Хотелось бы большей интимности»
Как из сотен любительских видео сделали фильм о МосквеМослента: Этот фильм — признание в любви к городу?
Захарова: Думаю, что делать такой фильм без любви и смысла бы не было. Так что, да. Но это признание — коллективное. То есть не только мое, но и всех тех, чьи кадры вошли в этот фильм.
Вы же сами родились в Новосибирске?
Да. И в Москву переехала всего пять лет назад, чтобы учиться Киношколе.
При этом совсем недавно сняли еще и художественный фильм «Москва будто бы сон». Отчего, если не секрет, у вас такая привязка к неродному городу?
Так сложилось… То, что в этом году я выпустила два фильма, в названии которых фигурирует слово «Москва» — скорее, случайность. Но, с другой стороны, ничего случайного не бывает. Я влюблена в этот город, который совершенно меня перепахал, несмотря на сложные отношения с ним. Иногда от Москвы, конечно, безумно устаешь и тут же мечтаешь уехать отсюда в какую-нибудь деревню. Мечтаешь и все равно тут остаешься.
И живешь, судя по названию вашего художественного фильма, как будто бы во сне?
Фильм немного о другом — о молодом черногорце Кабире, который пятый год живет в Москве вместе с русской девушкой Настей, дочерью владельца галереи современного искусства на Арбате. Совместная работа — монтаж выставок, встреча гостей, общение с покупателями — единственное, что теперь связывает пару, переживающую кризис. Однажды Кабир исчезает — он возвращается домой, на побережье Которского залива. Работая на стройке вместе с братом и отцом, он постепенно забывает русский язык, а Москва и столичная арт-тусовка все больше кажутся ему сном… А вот фильм «Я — Москва», наоборот, о Москве более чем реальной.
Он — целиком ваша идея?
Нет. Там много, кто задействован. И, по правде говоря, идея «Я — Москва» принадлежит вообще не мне. Меня на этот проект просто пригласили в качестве режиссера, инициаторами же проекта выступили Москино и Австрийский культурный форум.
«Я — Москва» по сути — этакий калейдоскоп из кино- и видеокадров разного времени, присланных простыми москвичами. Собрать все это — адская же работа!
Ну, есть такое дело. Свои записи люди присылали на протяжении нескольких месяцев. В пресс-релизе говорится, что в общей сложности их оказалось около 400. Однако же я насчитала, что их было примерно 700. И каждую из них я должна была просмотреть! Обидно, конечно, но многое пришлось почти сразу отложить в сторону. Например, архивные кадры без звука и без каких бы то ни было пояснений, что это и когда было снято. Но я честно старалась взять у каждого автора хотя бы по одному кадру. Тем более, что мне нужно было выполнить и вот какую задачу: показать течение времени не только по годам, но и по сезонам, переплетая старую Москву и Москву современную.
В вашем фильме есть сюжет?
Нет. Он про другое. Нашей задачей было — вот, наверное, самое точное объяснение — попытаться нарисовать коллективный портрет города, сотканный из чужих жизней.
Этот портрет интимен?
Мне, как режиссеру, в присланных записях хотелось бы видеть большей интимности. Особенно, в современных кадрах. Мне казалось, что присланные видео будут будто выпотрошенная шкатулка чужих айфонов, полная очень личных картинок и слов. Но, увы, исповедей оказалось совсем мало… Знаете, что я заметила: архивные и современные кадры очень разные. Еще в 90-е годы люди часто снимали семейные праздники, делали длинные кадры, а большинство свежих записей длятся не более нескольких секунд, на которых не встретишь ни родителей, ни бабушек-дедушек. Это будет что-то яркое, экспрессивное и, скорее всего, поверхностное.
Вас интересовали записи именно жителей Москвы?
Нет, конечно. Ведь чтобы показать целостную картину Москвы, нужно взглянуть на нее глазами и туристов, и приезжих, и иногородних студентов, живущих в общежитии.
Лично вас какие кадры зацепили больше всего?
Ой, у меня есть три любимых автора! Один из них тщательно снимал события 1993-го года. Например, расстрел Белого дома, недалеко от которого он жил. Снимал, как в 2000 году переносили мост Богдана Хмельницкого. Как строили Охотный Ряд. А потом зафиксировал все те же локации с тех же точек в 2019-м. Невероятно ответственный человек! Другой автор — служащий в одном из московских железнодорожных депо — совершенно потряс меня своими видео, где запечатлено, как на Пасху к нему в гости приходит друг, и они стукаются яйцами, и он, герой, пытается в совершенно будничном разговоре объяснить приятелю смысл своей работы. А третий рассказывает о том, как долго искал смысл жизни и нашел его, встретив свою жену. По-моему, это прекрасно.