01 февраля 2017 в 12:00

Быстрее. Выше. Амбициознее.

Колумнист МОСЛЕНТЫ о туристическом потенциале Москвы
Александр Земляниченко / AP Photo
Эта неделя началась точно с позитива. Столичные власти официально признали туризм одной из важнейших отраслей городской экономики, с чем по факту, конечно, уже бесполезно спорить. Сергей Собянин еще пять лет назад предложил инвестировать в туристическую инфраструктуру, и сегодня это дало результат.

Эта неделя началась точно с позитива. Столичные власти официально признали туризм одной из важнейших отраслей городской экономики, с чем по факту, конечно, уже бесполезно спорить. Сергей Собянин еще пять лет назад предложил инвестировать в туристическую инфраструктуру, и сегодня это дало результат.

Николай Новичков

доктор экономических наук, профессор, руководитель рабочей группы по развитию туризма экспертного совета при правительстве РФ

Действительно, почти полтриллиона рублей вклада туризма в валовый региональный продукт (ВРП) города — это уже совсем не шутки. Дополнительный оборот в новогодние праздники из-за присутствия в Москве туристов составил больше полусотни миллиардов рублей. При этом Москва стала абсолютным лидером среди всех регионов России по объему привлеченных в 2016 году туристов. Нашу столицу в прошлом году посетило порядка 17,5 миллионов человек, прибывших в город так или иначе с туристическими целями. Об этом на этой неделе нам и сообщили столичные туристические власти.

Но, как говорится, еще есть, к чему стремиться, если мы сравниваем Москву как туристическую дестинацию не с Кировом или Рязанью, а, например, с Лондоном, Барселоной или Миланом.

В Москве в последние годы для привлечения туристов делается не просто многое, а очень даже многое. Москва — транспортно доступный туристический центр, как говорят эксперты, один из самых доступных в Европе. Она безопасна, ухожена, очень благоустроена. При этом окраины Москвы выглядят на порядок лучше окраин почти любого мегаполиса мира.

Москва — транспортно доступный туристический центр, как говорят эксперты, один из самых доступных в Европе. Она безопасна, ухожена, очень благоустроена.

Вспоминая недавно вышедший на экраны отечественный блокбастер про пришельцев, хочется сказать туристам: «В Чертаново ехать совсем не страшно». Московский общепит — на высочайшем качественном уровне, как по обслуживанию, так и по гастрономическим характеристикам. В преддверии Кубка Конфедераций по футболу в Москве уже 870 гостиниц официально получили соответствующую их уровню звездность: от пяти до «без звезд», что, конечно, по количеству еще недостаточно, но точно представляет собой движение в нужном направлении.

И здесь хочется сказать, что серьезные достижения в привлечении туристов в Москву не только возможны, но и вполне реальны.

То, что число иногородних и иностранных приезжих намного превысило численность постоянного населения нашей столицы, конечно, говорит в пользу столичных властей. В Москве (особенно в центре) туристы стали заметным и почти уже привычным явлением. Нужно за это хвалить столичные власти? Конечно, нужно! Но не будем забывать, что наличие туристов в столичном городе такой значимой страны как Россия — это самая что ни на есть норма. Было бы странно, если бы в крупнейшем мегаполисе Европы – столице самого большого государства мира — туристы были бы экзотикой. Их даже во времена СССР встретить на улицах Москвы не составляло труда.

Наличие туристов в столичном городе такой значимой страны как Россия — это самая что ни на есть норма.

То, что Москва — лидер среди российских регионов как по числу принимаемых туристов, так и по объему выручки является, конечно, прямым следствие, как столичного статуса города Москвы, так и политики города по повышению его туристической привлекательности.

Но останавливаться на достигнутом, конечно, не стоит. Даже столичные власти признают, что около трети приезжающих — это иногородние, желающие посетить своих родственников, и порядка 30 процентов — бизнес-визитеры и командировочные.

Получается, что только чуть больше трети приезжих имеют чисто туристические цели, то есть направляются в столицу, чтобы культурно скрасить свой досуг. При этом 74 процента гостей нашего столичного города — это жители других регионов России, и только 26 процентов — иностранцы. Если мы посмотрим на мировую статистику, то увидим, что основой туризма в мировых туристических столицах являются именно «отдыхающие» и иностранцы, а не бизнес-приезжие и иногородние. И Москве в этом направлении еще нужно однозначно работать. В общем, амбициознее надо быть, уважаемые столичные туристические руководители! Сильно амбициознее!

Основой туризма в мировых туристических столицах являются именно «отдыхающие» и иностранцы, а не бизнес-приезжие и иногородние. И Москве в этом направлении еще нужно однозначно работать.

Интерес к Москве на мировом туристическом рынке громаден. Москва — это точка входа и начало знакомства с Россией — страной-носительницей одной из немногих глобальных культур. Здесь не нужна даже реклама. Здесь нужны понятные и легкие для реализации предложения рынку, позволяющие всем желающим туристам посетить нашу с вами Москву. И эти предложения, повторюсь, должны быть глобальными. Все остальное — просто неинтересно и банально не соответствует уровню и положению Москвы и России в современном мире.

А еще хочется добавить, что туристический бизнес и связанные с ним бизнесы (отельный, ресторанный, экскурсионный, событийный, сувенирный и пр.) по-прежнему остаются для московских (и не только для московских) предпринимателей явлением малопонятным и далеко не всегда привлекательным. А для качественного роста туристической инфраструктуры вход в этот бизнес должен быть абсолютно простым и интересным со всех коммерческих точек зрения.

В общем, реализацию амбиций Москвы в туристической сфере мы уже наблюдаем. И если уважаемый мною градоначальник уже начал сравнивать Москву с Лондоном, Парижем и Нью-Йорком по уровню благоустроенности и комфорта, то можно со всей уверенностью говорить, что мы точно на правильном пути.

Мы уже и сами многое умеем, но, как говорил Че Гевара: «Будьте реалистами: требуйте невозможного».

Москва может и должна играть только в высшей туристической лиге глобальных городов, но для этого нужно ставить для себя задачки если не выполнимого, то точно более высокого уровня. Какие? Ответ знают уже состоявшиеся глобальные туристические города. Давайте себя почаще сравнивать с ними, а заодно и немного у них учиться. Мы уже и сами многое умеем, но, как говорил Че Гевара: «Будьте реалистами: требуйте невозможного». И, как говорится, все у нас получится.