Опубликовано 17 января 2016, 17:53

Верит ли Москва «ведьминым слезам»

Бороться с ядовитой снежной слякотью в столице предлагают с помощью гранитной крошки
Во Всемирный день снега, который отмечается 17 января, высота сугробов в Москве впервые за зиму достигла 25 сантиметров. По данным мэрии, менее чем за сутки в городе выпало 14 сантиметров осадков. Однако белым это покрывало останется недолго, и вместо бодро поскрипывающего утоптанного снега москвичи опять ощутят под ногами чавкающее месиво c реагентами.
Верит ли Москва «ведьминым слезам»
Вячеслав Прокофьев / ТАСС

Во Всемирный день снега, который отмечается 17 января, высота сугробов в Москве впервые за зиму достигла 25 сантиметров. По данным мэрии, менее чем за сутки в городе выпало 14 сантиметров осадков. Однако белым это покрывало останется недолго, и вместо бодро поскрипывающего утоптанного снега москвичи опять ощутят под ногами чавкающее месиво.

Предложения полностью запретить использование антигололедных реагентов в Москве звучат каждую зиму, когда даже во время морозов на асфальте стоят химические лужи, в протекторы подошв и автомобильных покрышек забиваются непонятные гранулы, а владельцы домашних животных после прогулок тщательно моют своих питомцев.

В частности, только за прошедшую после новогодних праздников неделю сразу двое государственных деятелей высказались за то, чтобы прекратить применение противогололедных реагентов в центре российской столицы.

Вначале соответствующее письмо направил мэру города Сергею Собянину депутат Госдумы от ЛДПР Михаил Дегтярев, призвавший не «размазывать грязь по тротуарам». Парламентарий отметил, что использование реагентов приводит к нарушению столичной экологии: в почве и воде увеличивается содержание отравляющих веществ, в том числе, ртути и мышьяка. По мнению Дегтярева, это чревато опасными последствиями для жителей Москвы, городской флоры и фауны. Депутат также напомнил о многомиллионном ущербе от применения реагентов, плохо влияющих на состояние городских коммуникаций, портящих обувь и одежду, а также приводящих к коррозии автомобилей.

В конце рабочей недели со схожей инициативой по поводу противогололедных средств обратился к министру природы РФ Сергею Донскому и главе Минстроя РФ Михаилу Меню депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга Виталий Милонов, назвавший реагенты в одном из своих интервью не иначе как «ведьмиными слезами рассола». Парламентарий выразил уверенность, что их использование делает дорожное покрытие более скользким и опасным для участников движения, а также наносит огромный вред природе.

«Проблемой для автомобилистов и пешеходов становятся химические и солевые реагенты, которыми обрабатывают дороги коммунальные службы. Эти вещества, по мнению экологов и врачей, несут в себе огромную опасность для здоровья граждан, домашних животных и экологии мегаполисов. Бесконтрольное и массовое применение реагентов наносит ущерб городской инфраструктуре и дорожному покрытию», — говорится в письме Милонова, предложившего использовать вместо химических реагентов природный антигололедный материал — гранитную крошку.

Кроме того, сразу несколько петиций, касающихся запрета на использование противогололедной химии, размещены в настоящее время и на портале change.org. Одна из них набрала к 17 января почти 43 тысячи подписей.

«Мы не хотим стать жертвами эксперимента над нами, на участие в котором мы не давали своего согласия. Мы не хотим становиться инвалидами», — написала ее автор.

А что же власти столицы? Каждый год журналисты слышат отчеты о том, что коммунальные службы для применения выбрали наименее вредные материалы, прошедшие экологическую экспертизу.

Верит ли Москва «ведьминым слезам»

© Владимир Песня / РИА Новости

В настоящее время используемая в Москве «химия» делится на три группы: твердые, жидкие и комбинированные реагенты. В мэрии подчеркивают, что у каждого из этих видов своя область применения. К примеру, жидкий ХКМ-БС (хлорид кальция модифицированный), к выпуску которого недавно приступило предприятие в столичном районе Некрасовка, должен распыляться исключительно на проезжей части. Однако на практике получается не все так гладко. Зачастую снегоуборщики сгребают пропитанный химикатами снег с проезжей части на тротуары, под ноги пешеходам. А затем дворники без тени сомнения сваливают его в кучи на ближайших газонах, где в результате постепенно гибнет все живое.

Использование камня на дорогах должно стать экспериментом, который со временем (если он будет успешным) стоило бы распространить и на другие регионы России

Виталий Милонов

депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга

Немало справедливой критики высказывают москвичи и по поводу дозировки реагентов. Она должна проводиться в четком соответствии с утвержденными нормами. Однако работники коммунальных служб не всегда относятся к ним с должным вниманием и разбрасывают химию широким жестом сеятеля, а то и вовсе сыплют из ведра на асфальт и плитку убойным толстым слоем.

Что касается упомянутой Милоновым гранитной крошки, то, допустим, в Финляндии, ее применяют давно и успешно. Перемешиваясь со слежавшимся снегом, мелкие острые камешки помогают избавить от скольжения и подошвы пешеходов, и автомобильные колеса. Весной же финны сметают эту крошку с дорог и тротуаров, чтобы использовать ее вновь и вновь. А в Норвегии, где снега в избытке каждую зиму, не используют даже абсолютно безопасные для экологии реагенты. Там просто основательно чистят снег в тех местах, где это необходимо. Как с помощью спецтехники, так и вручную. И все у них получается.