Бритый Онегин и террорист Ясон
Самые интересные московские спектакли, номинированные на «Золотую маску»Национальная театральная премия «Золотая маска» объявила номинантов сезона 2014/2015. В марте и апреле два жюри — драматическое и музыкальное — будут выбирать лучших из 25 драматических спектаклей, 13 опер, 12 балетов, пяти кукольных спектаклей, шести мюзиклов, шести спектаклей современного танца и пяти спектаклей, отнесенных к категории «эксперимент». Примерно четверть из номинируемых спектаклей сделаны в Москве, МОСЛЕНТА советует посмотреть самые любопытные из них до начала весенней фестивальной горячки.
###Нюрнберг
Худрук Молодежного театра Алексей Бородин взял в работу сценарий Эбби Манна, по которому в 1961 году Стэнли Крамер поставил фильм «Нюрнбергский процесс». Тот фильм получил 11 номинаций на «Оскар» и две статуэтки таки выиграл — в том числе именно за сценарий. В позднесоветские времена этот сценарий уже становился спектаклем в Москве — под названием «Суд над судьями»: тогда в театре имени Моссовета убежденного, яростного, верящего в свою правоту фашиста играл демонический Георгий Тараторкин. Сейчас нацистских судей (а история — об одном из «малых» нюрнбергских процессов, когда союзники посадили на скамью подсудимых судей фашистской Германии, выносивших бесчеловечные приговоры) защищает герой Евгения Редько — и зло потеряло свою харизму, стало очень обыденным, понятным, ежедневным. Адвокат требует от американцев признать правоту его подзащитных — они же просто следовали закону, разве можно их за это судить? Ну, закон требовал оскопить «неполноценного» человека — так судьи и решили; ну вы посмотрите сами на него, он же два и два сложить не способен, зачем таким размножаться? И все это тихим голосом, ласково глядя в зал: признайте мою правоту, послушайте, вы же сами так думаете, только стесняетесь признаться. Публика — практически в роли присяжных; голосовать, правда, зрителям не предлагают — каждый выносит приговор в глубине души.
Где: РАМТ
Когда: 12 ноября, 4 декабря, 24 декабря
###Обыкновенная история
Обаятельный и простодушный молодой человек «с идеалами» отправляется в столицу, где быстро теряет обаяние и простодушие, зато приобретает материальное благосостояние. Роман Ивана Александровича Гончарова, сочиненный в 1841 году, без проблем перебирается в XXI век: конечно, меняются города (Москва вместо Петербурга) и манера разговаривать, суть же истории остается прежней. Кирилл Серебренников сотворил спектакль, в котором в черной ночи светятся буквы «М» — это одновременно и Метро, и Москва, и преисподняя. Спектакль, в котором бьет нерв ежедневных сегодняшних вопросов — а то, что вопросы эти вечные, вспоминаешь только вместе с датой выхода романа.
Где: «Гоголь-центр»
Когда: 28, 29 ноября, 19, 20 декабря
###Сказки Пушкина
Спектакль одного из самых знаменитых режиссеров мира Роберта Уилсона, которого Театру Наций впервые удалось заманить на оригинальную постановку в России, поделил публику на два лагеря. С одной стороны — «визуалы»: потрясающая картинка спектакля поражает воображение. С другой — «словесники»: что ж заморский деятель так жестоко обошелся с «нашим всем»? На деле — никакой жестокости нет, просто честнее было бы назвать спектакль «Сказки Уилсона»: в повествовании не пушкинская логика, а логика режиссерская. Не имеет смысла идти в Театр Наций для того, чтобы вспомнить Рыбака и Рыбку и царство славного Салтана: пушкинский текст стал лишь трамплином, от которого оттолкнулся режиссер. Пушкин сидит на дереве и чирикает сказки; публика ловит отклики древнего японского театра и сегодняшних мультфильмов-аниме.
Где: Театр Наций
Когда: 25-30 декабря
###Сон в летнюю ночь
В спектакле, который поставил на исходе прошлого сезона Иван Поповски, объединились все поколения «фоменок», но правят этим эльфийско-театральным царством, конечно, «старые фоменки». Королем эльфов стал Карэн Бадалов, а королевой — Галина Тюнина. И вся запутанная шекспировская история, где правители выясняют отношения, веселая нечисть шутит над людьми, перепутывая влюбленные пары, а одновременно незадачливые ремесленники готовят любительское театральное представление, сияет их обаянием и их мастерством. Публика хохочет не останавливаясь, герои пробегают по залу, заколдованный ремесленник вдохновенно изображает осла — этот спектакль просто необходимо смотреть в самые темные месяцы года, чтобы подзаряжаться от него светом и смехом.
Где: театр «Мастерская Петра Фоменко»
Когда: 13, 26, 30 ноября, 1, 8, 15, 28 декабря
###Безумный день, или Женитьба Фигаро
Действие этой комедии Бомарше вроде бы происходит в замке графа Альмавивы — поэтому зрители неизменно удивляются, обнаружив на сцене наполненную сеном телегу, а также кур, гусей и уток. Но все быстро разъясняется: оказывается, эту самую комедию у нас на глазах репетируют бродячие артисты, нашедшие приют в деревенском хлеву. Обитатели этого хлева тут же превращаются в героев пьесы — и, конечно, роль найдется и для индюка, и для осла. «Живые» актеры разыгрывают эту пьесу наравне со своими «игрушечными» коллегами — и если прыгает в окно кукла, то страдает, несомненно, живой человек. На афише стоит значок «16+» — но, кажется, только для того, чтобы мамы не приводили на трехчасовой спектакль совсем уж малышей. С десятилетними детьми на этот спектакль Бориса Константинова можно выбираться не раздумывая.
Где: Театр кукол имени Образцова
Когда: 28 ноября, 13, 25 декабря
###Татьяна
Совместное производство московского Музыкального театра и знаменитого Гамбургского балета — места, где обитает один из немногих живых гениев, Джон Ноймайер. Этот театр успешно танцевал его «Чайку» и «Русалочку», а в прошлом сезоне получил специально созданный балет по «Евгению Онегину». Онегин в этом спектакле выбрит наголо и носит совершенно современные штаны и водолазку; в гостях у семейства Лариных отплясывают красноармейцы, а секундант Зарецкий раздваивается (дуэлянтам вручают пистолеты две черных демоноподобных личности). Но, глядя на ситчик, в который наряжена Ольга Ларина, было бы страшной ошибкой считать спектакль «клюквой», которую сотворил не различающий наши эпохи иностранец. Ноймайер — фанат русского балета и знаток русской истории — сознательно смешивает времена. Он утверждает, что Пушкин так же принадлежит всему человечеству, как Гомер и Шекспир, — и потому события его романа не зависят от мод и фасонов. И на пронзительную и не слишком приятную для уха музыку Леры Ауэрбах сочиняет спектакль, в котором столько же любви, разума, горечи и насмешки, как в самом «Евгении Онегине».
Где: Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко
Когда: 20, 21 ноября
###Кафе Идиот
Что осталось в этом спектакле Александра Пепеляева от романа Федора Достоевского «Идиот»? Цвет? Ну уж нет, при Федоре Михайловиче порядочные люди ярко красных одежд не носили, а тут весь спектакль залит красным. Подробная история? Нет, пожалуй: отношения лишь намечены (хотя намечены внятно). Даже слов не осталось — это современный танец. Осталась, безусловно, страсть — и в пластике сотворено адекватное ее выражение. Когда дошедший до ручки Рогожин в буквальном смысле идет пешком по стенке — запросто так взбегает на двухметровую высоту — трудно себе представить более точный образ его безумия.
Где: «Балет Москва» на сцене Центра имени Мейерхольда
Когда: 17, 18 декабря
###Медея
Редко появляющаяся в репертуаре отечественных театров опера Луиджи Керубини (Италия, XVIII век, фантастическое мастерство плетения мелодий) в спектакле Александра Тителя стала оперой о террористе, который решил «соскочить» в мирную жизнь, и его бывшей любовнице, которая захотела помешать ему это сделать. В оригинале опера, конечно же, следует мифу: отправившийся за Золотым руном Ясон, дочь местного царя Медея, что влюбилась в чужестранца и помогла ему сбежать с сокровищем, желание Ясона по возвращении в цивилизованные края жениться на другой — и страшная месть Медеи. В спектакле Музыкального театра Медея мстит не столько за то, что бросают именно ее — но за то, что бросают дело всей жизни. Ясон (комиссар? боевик? городской партизан?) хочет расстаться со своей войной, причалить к мирной жизни — для Медеи уже никакой мирной жизни быть не может. Страшная, гигантская, роскошная опера, в которой потрясающе работает дирижер Феликс Коробов: музыка Керубини у него шелестит, трепещет, растворяется в пространстве — как исчезают и растворяются надежды Медеи.
Где: Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко
Когда: 6 декабря
###Сверлийцы
Огромный и амбициозный проект, появившийся в Электротеатре «Станиславский» по инициативе его худрука Бориса Юхананова: шесть опер современных композиторов, написанных на сюжет юханановской книги. Фантастический сюжет о некой сверлийской цивилизации, существующей одновременно с нашей, дал работу Дмитрию Курляндскому, Борису Филановскому, Алексею Сюмаку, Сергею Невскому, Алексею Сысоеву и Владимиру Ранневу. В дни, когда идут «Сверлийцы», в зале Электротеатра плавают гондолы, поднимается и накрывает певцов магма, а по экранам-задникам летят космические вихри именно что неземной красоты. Для слушателя, что со словом «опера» до сих пор ассоциировал только «Севильского цирюльника» или «Ивана Сусанина», «Сверлийцы» могут стать испытанием. Но это увлекательнейшее испытание по включению в мир современного искусства. Непосредственно на «Золотую маску» выдвинуты лишь две оперы из шести — те, что сочинены Борисом Филановским и Владимиром Ранневым (эпизоды II и V). Но весь проект — в лонглисте Премии, и если у вас есть время, смотреть следует, безусловно, все пять вечеров подряд. (В один из вечеров идут две оперы).
Где: Электротеатр «Станиславский»
Когда: 10-27 декабря
###Рождество О’Генри
Спектакль, что имеет все шансы стать фаворитом масочного конкурса в номинации «оперетта/мюзикл» — камерный мюзикл Питера Экстрома, обаятельная игрушка, которую играют в крохотном зале филиала театра имени Пушкина. В сюжетной основе два хорошо известных рассказа О’Генри: «Дары волхвов» и «Последний лист». Минимум «вещественных» декораций — дом и обстановка нарисованы на легких листах бумаги, будто существуют только в воображении героев, живущих чрезвычайно бедно, но не теряющих присутствия духа. Режиссер Алексей Франдетти сумел передать всю нежность и сентиментальность рождественских историй О’Генри, ни на секунду не рухнув в пошлость.
Где: театр имени Пушкина (филиал)
Когда: 21, 22 ноября, 23, 24 декабря
Анна Гордеева