Опубликовано 07 марта 2025, 21:01
7 мин.

Доярка, стрелочница и девушки с веслом. Раскрыты тайны пяти бронзовых женщин Москвы, о которых слагали легенды

В советские годы появилось множество памятников, в том числе и тех, что изображали женщин — как прославленных, так и безымянных, служивших собирательным образом жительниц новой страны. Именные памятники ставились Надежде Крупской, Индире Ганди или Зое Космодемьянской. Уже в послевоенные годы появились скульптуры Родины-матери, оплакивающей своих сыновей. Но в парках и других городских уголках остались и малоизвестные женские статуи, про которые теперь ходят городские легенды. К 8 марта «Мослента» решила собрать истории пяти из них.
Доярка, стрелочница и девушки с веслом. Раскрыты тайны пяти бронзовых женщин Москвы, о которых слагали легенды
Фото: Елена Варламова

Про доярку, что известна как купальщица и снайперша

Скульптура девушки украшает набережную пруда Красный Казанец, что в Вешняках. Статуя появилась здесь в 1970-х годах. Молодая девушка в кирзовых сапогах и косыночке на голове подняла руки, чтобы расстегнуть пуговицы за шеей и снять одежду, в которой угадывается халат наподобие медицинского.

Основной народной версией названия скульптуры долгие годы была «Купальщица». Девушка снимает с себя одежду. Зачем? Правильно — чтобы искупаться! Пруд-то вот он, рядом!

Вторая версия — патриотическая. Рядом с прудом проходит улица Снайперская. Названа она так в честь героини Великой Отечественной войны снайпера Алии Молдагуловой (вторая улица в ее честь также проходит недалеко). В районе Вешняки во время войны была школа снайперов, где Алия обучалась своей военной профессии. «Кому же еще могут поставить в этих местах памятник? Вот же — в военных сапогах! Значит снайперша, Молдагулова!» — решил народ.

Доярка из Вешняков

Доярка из Вешняков

© Фото: Елена Варламова

Версия третья — военно-медицинская. Ее приверженцы зорко подметили, что из военной формы на девушке — только сапоги, а надето на ней что-то вроде халата. Значит, это медсестра или санитарка. И сразу народная молва подхватила легенду, что на месте пруда был в войну эвакогоспиталь, и эта героическая медсестра спасла в нем тысячи людей, а потом в госпиталь попала бомба, а пруд появился от взрывной воронки…

Реальная история скульптуры жителей Вешняков немало удивила, и долгое время они не могли ее принять, оставляя на картах отзывы с опровержениями.

Оказалось, что девушка в кирзачах и халате — доярка. Именно доярки носили в СССР белые халаты завязками назад. Такова была рабочая одежда. Белый халат нужен, чтобы соблюдать санитарные нормы — молоко должно попасть людям чистым. И сапоги нужны — под ногами же навоз. Но что связывает доярку и Вешняки? Коровников на территории района старожилы не припомнят

Табличка с названием работы и именем автора, Иосифа Козловского появилась на постаменте по указанию управы в 2019 году в рамках благоустройства территории района.

Среди знаменитых работ заслуженного художника РСФСР, скульптора Иосифа Ивановича Козловского — памятник Ломоносову возле здания факультета журналистики МГУ на Моховой улице в Москве и монумент дружине Александра Невского под Псковом. Как и всякий художник, Козловский изваял множество скульптур, которые хранились в его мастерской, среди них была и скульптура «Доярка после работы».

Инициатором установки памятника мог стать друг скульптора, художник Александр Потресов, как раз в конце 1960-х годов переехавший в Вешняки из Арбатской коммуналки. Сам Козловский в Вешняках не жил.

Полного архива работ скульптора не сохранилось, но в управе заверили, что в их распоряжении имеется свидетельство его жены. Сын друга Козловского, художника Потресова, также подтвердил: «Доярку» изваял именно Иосиф Иванович.

«Русская зима» на Шаболовке

«Русская зима» на Шаболовке

© Фото: Елена Варламова

Про «Русскую зиму»

Эта история о том, как название из городской легенды заместило официальное. Скульптор Лев Давидович Муравин был автором монументальных композиций, таких как «Дружба» (установлен в КНР), «Мы славим мир» (для парка имени Горького). Он оформлял павильон СССР на Всемирной выставке в Нью-Йорке в 1939 году, ваял многометровых Ленина, Дзержинского, Котовского для разных городов СССР. В свободное время Муравин лепил женские статуи, иногда — реалистичные, иногда — гротескные.

В 1960-м он подарил городу одну из своих небольших работ — композицию «Русская зима». Она была установлена в небольшом скверике возле улицы Хавской на Шаболовке. И снова, по традиции середины прошлого века, ни названия, ни имени скульптора указано не было

Жители района пытались объяснить себе появление этой скульптуры. Из примечательного старожилы припомнили события времен Великой Отечественной: бомба попала на территорию соседней школы, и в подсобке, кажется, погиб сторож.

Со временем появились три версии происходившего. Первая — на этом месте во время Великой Отечественной москвичи рыли землянки, чтобы в них прятаться от бомбежек, и прямо туда упала бомба, землянка стала для всех братской могилой.

«Русская зима»

«Русская зима»

© Фото: Елена Варламова

Вторая — на месте сквера было городское бомбоубежище, в него попала бомба, и сотни людей были там погребены.

Третья — здесь стоял дом, и в него попала бомба. Множество людей погибли, дом не стали восстанавливать, и вместо него разбили сквер.

Однозначно можно сказать, что дом на месте сквера никогда не стоял. Несколько веков подряд квартал занимала Дровяная площадь, в довоенные годы часть ее была застроена, но, судя по историческим картам, именно на месте скверика оставался небольшой рынок, а затем — пустырь.

В архивах действительно зафиксировано попадание бомб в 1941 году в районе Хавской улицы и рядом, но не сказано о жертвах.

Не похоже и на то, что скульптор посвятил свою работу именно жертвам катастрофы. Иначе он, по традиции соцреализма, изобразил бы ужас и страх на лицах женщины и ребенка. Но перед нами просто мать, задумчиво смотрящая вдаль, и малыш у нее на руках.

В советских книгах, посвященных художнику, также ничего не сказано о тематике памятника, отмечено лишь, что он отразил «национальный характер образа матери, который обрел в трактовке скульптора жизненную силу и глубокий лиризм».

Но, видимо, москвичам так хотелось, чтобы где-то была увековечена память о страшном времени, проведенном под бомбежками, что они сами присвоили скульптуре это звание. Табличка, гласящая, что памятник посвящен москвичам — жертвам бомбежек, появилась на постаменте в 2009 году. Возле скульптуры практически всегда есть цветы, живые или искусственные.

«Песня» на Цветном бульваре

«Песня» на Цветном бульваре

© Фото: Елена Варламова

Про «Песню» на Цветном бульваре

На Цветном бульваре много городских скульптур, но в основном они посвящены цирку Никулина. Особняком стоит композиция, никак не относящаяся ни к истории района, ни к цирку, ни к другим достопримечательностям. Три девушки-колхозницы притаились под липами возле лавочек у большой клумбы. Они идут, видимо, после работы, с мотыгами в руках, и поют какую-то протяжную песню.

Полное название скульптуры — «Песня на просторах целины», в 1950-е по указанию Хрущева в стране активно распахивались целинные земли, и тема была весьма актуальной. На постаменте осталась только надпись «Песня», она и закрепилась в народной памяти.

Скульптура была подарена городу монументалистом Михаилом Бабуриным в 1958 году. До этого композиция поездила вместе с автором по международным и советским выставкам, получила золотую медаль Академии художеств СССР и первое место на Всемирной выставке в Брюсселе. Михаил Бабурин на тот момент был уже известным скульптором. Он участвовал в создании барельефов на высотных зданиях Москвы: МГУ на Ленинских (Воробьевых) горах, высотки на Котельнической набережной, гостиницы «Пекин» и «Советская», его работы украшают станции метро, например, «Курскую».

Памятник стрелочнице Машеньке

Памятник стрелочнице Машеньке

© Фото: Елена Варламова

Про стрелочницу Машеньку

Рядом с платформой Депо МЦД-2 в районе Печатники сохранилась скульптура девушки. Большую часть своей гипсовой жизни она провела возле стрелочного поста, так что в народе, среди машинистов и работников депо, профессия ее определена однозначно — стрелочница, или, правильно говоря, дежурная стрелочного поста. Народ дал статуе имя — Машенька.

Одной рукой она придерживает волосы, растрепавшиеся на ветру. В другой, согнутой, возможно, держит сигнальные флажки (с условием, что утеряны палочки, либо девушка зачем-то держит их под мышкой), но это может быть и книжка или газета.

Гипсовыми статуями нередко украшали в советские годы не только парки, скверы, дворы, но и станции, и подъездные пути на железной дороге. Часто без привязки к дорожной тематике. Например, по направлению на Ленинград по распоряжению министра МПС в 1970-1980-е годы на перегонах установили скульптуры пионерки, лося и космонавта

Много лет Машенька радовала глаз проезжающих пассажиров, а два года назад исчезла. Впрочем, скульптура осталась цела. Ее просто переместили на территорию депо, за учебную площадку с памятником паровозу. Так что наслаждаться видом Машеньки теперь могут только сотрудники депо и редкие фанаты железной дороги, пришедшие поглазеть на памятник паровозу. Возле него, кстати, сохранилась еще одна скульптура советских времен — гипсовый вазон «Играющие дети». Территория не огорожена, но и чужаков тут не привечают.

Девушка с веслом

Девушка с веслом

© Фото: Елена Варламова

Про возвращение девушек с веслом

В народной памяти остался образ девушки с веслом — коротконогой спортсменки в мужских «семейных» трусах, символ асексуальности советской скульптуры. Именно ее тиражировали в парках и скверах по всей стране. На излете советской власти «девушки с веслами» так надоели гражданам, что их совсем не осталось в столичных скверах.

Но мало кто помнит, что в 1930-е первая скульптура атлетки была дерзким вызовом скульптора. Девушка с веслом, которую изваял скульптор Иван Шадр, была стройной, высокой и абсолютно нагой. Весло она держала в руках изящно, словно богиня Афина — копье. Установили статую посреди главного фонтана в парке имени Горького. И своим видом она смущала советских отдыхающих и высокое начальство, которое попросило статую заменить. Скульптор создал второй вариант: чуть меньше ростом, с другой прической, но снова обнаженную. А первый вариант сослали в парк Ворошиловграда (ныне Луганска), где она погибла в бомбежке во время Великой Отечественной. Второй вариант работы простоял в парке Горького до 1950-х годов.

Приличную, одетую статую спортсменки создал другой скульптор, Ромуальд Иодко для парка при водном стадионе «Динамо». Она и стала образцом для широкого тиражирования.

Несколько лет назад владелец сети московских бизнес-центров, располагающих свою коммерческую недвижимость в основном на берегу Москвы-реки, решил украсить территорию своих БЦ скульптурами девушек в стиле Шадра. Обнаженную спортсменку можно увидеть на набережной недалеко от метро «Автозаводская», а на берегу затона Новинки в районе метро «Технопарк» — даже двух, стоящих рядом.

На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
[]