Опубликовано 28 января 2016, 15:03

Официальный саундтрек московского андеграунда

Кто будет выбирать музыку для подземки
Скоро в московское метро вернется музыкальная жизнь, правда, она будет не стихийной, как раньше, а организованной — откроются 15 площадок для выступлений. Власти уже назвали ответственных за репертуар, однако Московский продюсерский центр, который будет этим заниматься, пока не в курсе.
Официальный саундтрек московского андеграунда
Иван Шаповалов / ТАСС

Скоро в московское метро вернется музыкальная жизнь, правда, будет она не стихийной, как раньше, а организованной — откроются 15 площадок для выступлений. Власти уже назвали ответственных за репертуар, однако Московский продюсерский центр, который будет этим заниматься, пока не в курсе. А сами уличные музыканты относятся к инициативе сверху скептически.

«Прослушивание музыкальных коллективов мы будем организовывать совместно с подведомственным учреждением департамента культуры — ГБУК «Московский продюсерский центр». Уже выбраны члены жюри — это несколько авторитетных деятелей искусства, которые смогут адекватно оценить уровень профессионализма всех музыкантов», — сообщил сегодня агентству городских новостей «Москва» начальник управления развития Московского метрополитена департамента транспорта Москвы Владимир Титов.

Он обещает, что метрополитен не будет устанавливать запрет на исполнение музыки того или иного стиля или использование каких-то инструментов. «Главное, чтобы репертуар не оскорблял пассажиров, поэтому он не должен содержать ненормативную лексику», — добавил чиновник.

Напомним, что уже в первом полугодии этого года власти Москвы планируют открыть 15 площадок в метро и переходах, где могут играть музыканты, которых выберет экспертный совет. Каждый музыкант или коллектив сможет занимать площадку размером три на полтора метра в течение двух часов. Рядом с артистами будут таблички, на которых напишут, что выступление бесплатное, но пассажиры могут жертвовать деньги.

Главное, чтобы репертуар не оскорблял пассажиров, поэтому он не должен содержать ненормативную лексику

Владимир Титов

начальник управления развития Московского метрополитена департамента транспорта Москвы

Любопытно, что на момент, когда эта новость появилась в СМИ, сотрудники Московского продюсерского центра, который должен выбирать артистов для подземки, ничего не знали о своей новой миссии, впервые они об этом услышали от корреспондента МОСЛЕНТЫ. И от комментариев отказались.

Московский продюсерский центр занимается отбором музыкантов для городских мероприятий. Для этого в центре работает команда экспертов — музыкантов, звукорежиссеров, саунд-продюсеров. Иногда для особо крупных праздников привлекаются сотрудники музыкальных каналов и другие значимые в отрасли люди.

Артисты, которые хотят участвовать в каком-то концерте, присылают свои демо-записи. Иногда, в зависимости от условий конкурса, все ограничивается онлайн-прослушиванием, иногда требуется выступление живьем. Скорее всего, отбирать музыкантов для метро будут по похожей схеме.

Московские власти обещали не ограничивать музыкантов в музыкальных стилях, главное, чтобы их песни никого не оскорбляли

Московские власти обещали не ограничивать музыкантов в музыкальных стилях, главное, чтобы их песни никого не оскорбляли

© Максим Шеметов / Reuters

Идея регулировать деятельность уличных артистов в Москве была выдвинута столичным департаментом культуры еще в 2012 году. Тогда власти ссылались на международный опыт: в любом крупном городе мира уличная, а тем более подземная музыкальная жизнь так или иначе подчинена каким-то правилам.

Например, в лондонском метрополитене работает специальное подразделение, которое так и называется «Искусство в подземке» (Art on the Underground). В переходах есть специальные точки, где по расписанию работают музыканты, для этого они проходят некий отбор — любой артист, который решил там выступать, может прислать свое демо. За каждым закрепляется определенное время и место и эксперты из Art of the Underground следят за тем, чтобы музыканты вовремя приходили и уходили, не нарушали правил — например, не включали звук громче установленного. На площадках, выделенных под выступления, созданы специальные условия, в том числе, возможность подключиться к электричеству, причем это бесплатно для музыканта, и он имеет возможность подзаработать.

В Берлине, например, музыканты платят за лицензию и через какое-то время должны ее обновлять. В каких-то городах мира играть разрешено только в определенных местах, причем в других локациях играть можно, но деньги за это брать нельзя.

Московские артисты находятся в очень уязвимых условиях: хотя у нас нет закона о том, что на улицах и в переходах Москвы не разрешается петь или играть, но нет и правил, по которым это делать можно.

«Чаще всего сегодня московских музыкантов забирают по статье 20.2 — «Проведение несанкционированных мероприятий и митингов». В данном случае даже не имеет значения, дают ему деньги или нет: если вокруг музыканта собирается больше 10 человек, а обычно люди останавливаются, чтобы послушать музыку, то ему грозит штраф, минимум в 10 тысяч рублей. По этой статье за полтора года уже были осуждены 10 артистов, некоторые из них стали рецидивистами», — рассказывает музыкант Тэй Цуркава, один из руководителей Московской общественной организации работников культуры уличного жанра (сокращенно МООРКУЖ).

Часто артисту вменяют статью за «незаконную коммерческую деятельность», что, по мнению музыканта, абсурд, потому что коммерческая деятельность подразумевает получение прибыли, «а в данном случае люди зарабатывают на жизнь тем, чему долгое время учились, своим мастерством».

«В переходах за свою кормушку бьется Гормост, давая охране четкие и противозаконные указания выгонять музыкантов. Был реальный случай, когда в переходе у станции метро «Динамо» на флейте играл профессиональный музыкант, его окружила охрана и не подпускала к нему зрителей. Даже полиция вступилась», — продолжает Тэй Цуркава.

А весной прошлого года столичный парламент утвердил изменения в Кодекс об административных правонарушениях, по которым попрошайничество в метро и в 25-метровой зоне от вестибюлей выделено в отдельную статью, а штраф за него увеличен до пяти тысяч руб. Независимые музыканты думают, что эта статья коснется прежде всего их.

Метро и переход — зона повышенного риска для здоровья музыканта: обедненная кислородом разреженная атмосфера, токсичная грязь и пыль, все это очень небезопасно. Повышенный шум вреден для слуха, а для голосовых связок смертельно опасен. Если власти решили украсить метрополитен или переходы музыкальными выступлениями, они должны гарантировать музыкантам хороший социальный пакет

Тэй Цуркава

музыкант

Однако к новости о том, что скоро появятся разрешенные места для выступлений в метро, музыкант Тэй Цуркава отнесся скептически. «Метро и переход — зона повышенного риска для здоровья музыканта: обедненная кислородом разреженная атмосфера, токсичная грязь и пыль, все это очень небезопасно. Повышенный шум вреден для слуха, а для голосовых связок смертельно опасен. Если власти решили украсить метрополитен или переходы музыкальными выступлениями, они должны гарантировать музыкантам хороший социальный пакет», — подчеркнул музыкант.

Не очень понравилась члену МООРКУЖ и идея с экспертным советом, который будет выбирать артистов: «С Московским продюсерским центром мы не сталкивались. Мы сообщество свободных творческих людей, которые реализуют свое конституционное право на творчество, вне всяких продюсерских центров». Как сообщил Тэй Цуркава, не было ни одного обсуждения, куда были бы приглашены сами уличные музыканты. «Наша организация уже пять лет стучится, но никто на нас не обращает внимания, не хочет воспользоваться нашим опытом. Чиновники, ответственные за культуру, не поддерживают народное творчество, которое не зависит от бюджета, они занимаются только своим бизнесом. И регулируют все только запретами, карательными акциями и репрессиями, опираясь на личные представления о культуре», — поделился артист своими наблюдениями с МОСЛЕНТОЙ.

По его убеждению, пространство города — это то место, где проявляются молодые таланты, где музыканты имеют возможность завоевать любовь зрителя, который в знак благодарности платит за это деньги. Для сегодняшних профессиональных музыкантов на пенсии место в городе — практически единственная возможность заработать на жизнь. Да и для других музыкантов тоже — сегодня практически все клубные проекты сворачиваются, люди не идут на концерты. «Нам не нужен продюсерский центр, нам нужна социальная поддержка», — добавил музыкант.