Зачем американцы едут в Музей Москвы
Директор музея — о мрачных бородачах, героях Гиляровского и говорящем зеркалеВо дворе Музея Москвы бурлит модная жизнь. Что ждет посетителей в ближайшее время в Провиантских складах, МОСЛЕНТЕ рассказала директор музея Алина Сапрыкина.
— Вы стали директором два года назад, и за это время, похоже, сделали из традиционного музея истории Москвы современный городской музей: с фестивалями музыки и современного искусства, детскими программами, лекторием и киноцентром. Такая была задача?
Когда я пришла, Музей Москвы был немного устаревшим музеем с очень интересной историей, которую, к сожалению, никто не помнил. Все началось в 1886 году с экспозиции московского павильона на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Нижнем Новгороде. Эта экспозиция стала основой Музея городского коммунального хозяйства Москвы, который потом был несколько раз переименован, переезжал с места на место, собрал богатую коллекцию — и стал, наконец, Музеем Москвы. Последний переезд музея в Провиантские склады, до того закрытый и охраняемый объект, был очень сложным. Но теперь новое пространство позволяет работать на совершенно другом уровне.
Если посмотреть на мировые тенденции, то видно, что функции музея в нашей жизни сильно изменились. Все уже понимают, например, что в современном музее можно не только посмотреть выставку, но и посетить кафе, позаниматься в детских мастерских, посмотреть кино, послушать лекцию, концерт, купить книги, сувениры. Это внешние признаки изменений. А еще важно было понять, как изменилась миссия Музея Москвы, придать ему новый смысл. Два года мы разбирались в том, какое наследство нам досталось, каким должен быть успешный городской музейный центр сегодня, чего ожидают от нас москвичи. Мы изучали музеи мегаполисов и мировых столиц и вот, создав новую концепцию развития и проект реставрации Провиантских, мы готовы к перезагрузке.
Мы открыли все ворота и входы, отремонтировали фасады, с лета 2013 года проводим уличные фестивали, где показываем кино, читаем лекции, устраиваем показы моды, детские праздники и театральные постановки. В результате в 2014 году музей посетили более полумиллиона человек.
— То есть вы начали не с основной музейной деятельности?
Провиантские ожили и привлекли в Музей Москвы новую аудиторию. Расширение деятельности, смешение жанров и досуговых форм было не просто полезно, но и необходимо. В подобном подходе больше энергии и движения — значит, больше возможностей для появления новых прогрессивных идей и отношений. Наш музей не только рассказывает об истории города, но и показывает, чем он живет сегодня. Современный городской музей перестает быть только историческим, а становится многофункциональным и междисциплинарным — краеведческим, урбанистическим, архитектурным, музеем технологий, музеем общественных отношений, и не только музеем, но и исследовательским центром, местом общения горожан.
— А такое разнообразие не развалит проект на части?
Конечно, говорить обо всем сразу не нужно, надо делать выбор. Например, у нас очень крупная коллекция — больше одного миллиона объектов. Она иллюстрирует почти все стороны жизни города за много веков, от первых людей, которые начали обживать Московский край до наших дней. И коллекция все время растет, причем очень важно для нас, что многие новые объекты нам приносят и дарят сами москвичи.
Показать все это одновременно — для этого нет никакой физической возможности, да это и не было бы интересно. Но с помощью такой коллекции можно говорить об очень разных вещах — как люди жили, как думали, как строили город, каким его видят сейчас, каким хотят его видеть завтра. Сейчас мы это уже делаем, и наши выставки посвящены очень разным темам — от мира ребенка в 60-70-х годах до развития транспорта. Когда весь комплекс Провиантских складов будет отремонтирован, мы сможем делать еще больше.
Музей должен быть разнообразным, потому что в городе рядом оказываются самые разные люди и явления, но это не хаос, в этом проявляется его характер
Но самое главное, что музей должен передавать дух города. А это значит, что музей должен быть разнообразным, потому что в городе рядом оказываются самые разные люди и явления, но это не хаос, в этом проявляется его характер. Поэтому у нас наряду с выставками, посвященными истории, проходят выставки современного искусства, но тоже связанного с Москвой.
Например, к прошлому Дню города у нас открылась выставка работ художников Виноградова и Дубосарского, чьи живописные полотна посвящены столице. И одновременно в нашем дворе может проходить наш городской блошиный рынок — некоммерческий проект по поддержке любителей московской старины, где собираются профессионалы-антиквары, коллекционеры и просто бабушки из окрестных домов с фамильным серебром, разложенным на платочке. Причем бабушки приносят свои ценности не только ради денег, а чтобы дать им вторую жизнь. Они так и говорят: «Мне хочется, чтобы это платье не лежало в моем шкафу, а его носила какая-нибудь прекрасная барышня».
— Какие мероприятия вы считаете идеальными для Музея Москвы?
Мероприятия должны быть очень разными. Но какую особенность блошиного рынка хочется видеть как можно чаще — это потенциал для встречи и общения разных людей. Мы сможем делать еще больше таких мероприятий, когда закончим первый большой этап работ по приведению в порядок пространств музея. Пока что мы находимся в неотреставрированном комплексе. Год ушел на разработку проекта реставрации, по которому можно восстановить наш памятник архитектуры. Сейчас в одном из корпусов ремонтируется один зал, и мы надеемся открыть его ближайшей зимой.
— Что будет в этом зале?
Мы готовим к 120-летию музея большую выставку на основе нашей богатейшей коллекции, которая никогда не была показана достойным образом. Выставка будет называться «Азбука музея». Ее готовят хранители музея, научные сотрудники. В нашей коллекции есть живопись, графика, фото, скульптура, городская реклама, макеты Москвы, старинные автомобили, афиши, фарфор, ковры с символикой Москвы, около 400 личных коллекций и вещи известных личностей — от князей Голицыных до Зои Космодемьянской и Людмилы Гурченко. Эта будет выставка-лабиринт, выставка-путешествие, которая покажет всю парадоксальность этой сложной коллекции, и через нее — своеобразие нашего города.
— А как Музей Москвы будет отражать современную городскую жизнь и, может быть, влиять на будущее города?
Сегодня во всем мире городские музеи становятся институциями, работа которых основана на разных темах и подходах — урбанистика, дизайн, история, коммуникация, социология. Задача — не только знакомить с городом, не только собирать и хранить его наследие, но и влиять на его будущее, давать возможность жителям принимать участие в его жизни. А для того чтобы принимать участие, конечно, нужно знать город, знать его историю.
Вот, например, в 2014-м году прошел конкурс на разработку концепции парка «Зарядье» — мы к его завершению сделали большую выставку об истории этого района. Начали с вопроса, откуда пошла Москва — с Боровицкого холма или с Зарядья, а в конце показали работы участников конкурса. На выставке посетители могли сказать, что еще они хотят видеть в будущем парке, чего нет в проектах. Этот опрос мы потом передали в Москомархитектру. Другая интересная наша выставка была посвящена присоединенной Новой Москве, десяти заброшенным ее усадьбам. Мы с помощью партнеров разработали проекты нового использования этих усадеб: из одной можно сделать туристический центр, из другой — дом приемов, из третьей — детский лагерь. И на выставку действительно приходили потенциальные инвесторы.
Мы пытаемся поймать связь времен и смешать все со всем и всех со всеми, показать, что именно в этой связи — сила города, его драйв
Мы стараемся отражать наш город со всеми его очень важными темами, и к нам приходят молодые и активные люди со своими проектами. У нас даже появилась идея открыть при Музее Москвы своего рода лабораторию, которая станет собирать новые идеи, связанные с жизнью города.
— Идеи любые — например, что делать с пробками или куда девать мусор?
Да, городской музей сегодня — это агент развития и визитная карточка города, по которой любой приезжий может узнать за час о нем все. В Токио, например, есть музей Эдо-Токио, который рассказывает о средневековом городе, но в то же время дает срез современного очень технологичного Токио. А мы тоже открываем 1 ноября Первую московскую технобиеннале — аттракцион разнообразных гаджетов и технологических достижений, которые преображают городскую жизнь: одежда, меняющая цвет в зависимости от настроения человека, зеркало, советующее, как изменить свой внешний вид, и холодильник, выдвигающий на первые полки полезные продукты и задвигающий вредные.
Но главное наше событие даже не осени, а всего года — это День города и наш фестиваль «Музей и город». В этом году тема фестиваля — «Москва вчера, сегодня, завтра». Мы пытаемся поймать связь времен и смешать все со всем и всех со всеми, показать, что именно в этой связи — сила города, его драйв. У нас будет конструктивизм и джаз, стиляги и перестройка. Мы откроем фотовыставку «Москва. Строим счастье» с изображениями праздничных улиц в разные годы. И в это же время мы сделаем бесплатным вход на выставку, посвященную жизни Москвы во время Великой отечественной войны, «Город победителей». Кстати, на этой выставке есть удивительная сменная витрина: она постоянно обновляется благодаря вещам, которые приносят люди. И это порой очень редкие вещи: военные книги, дневники, детские сочинения.
Ко Дню города будет приурочена десятая юбилейная конференция Комитета музеев городов мира — в результате голосования членов этой международной организации местом проведения в этом году выбрана Москва. Специалисты из музеев, которые посвящены Лондону, Нью-Йорку, Шанхаю, Стокгольму, Тель-Авиву, Турину и другим городам будут три дня обсуждать роль и значение городских музеев сегодня. А вечером 4 сентября в нашем дворе начнется праздник, где выступит какая-нибудь типично московская музыкальная группа: «Несчастный случай», «Вежливый отказ» или «Браво» — пока мы ведем переговоры. И, естественно, мы готовим большую экскурсионную программу по городу.
— Кстати, у вас такое количество экскурсий, будто вы задумали всю Москву превратить в музей.
А мы уже почти превратили. Ведь Музей Москвы в Провиантских складах — это главная площадка Музейного объединения, которое тоже называется «Музей Москвы». Это шесть музеев, которые работают по сути как «гиперссылки» от нашей основной темы. Хотите узнать немного подробнее о древнем городе — пожалуйста, в Музей археологии. Хотите уточнить знания о правлении Петра I или созданной им Немецкой слободе — можете съездить в Музей истории Лефортово. Если вы знаете и любите Москву как город усадеб, вот вам Музей русской усадебной культуры в Кузьминках. Музей Старый Английский двор, который станет частью парка Зарядье, сейчас завершает реставрацию, он откроется уже осенью.
Кураторы обошли весь город, все электрички, подворотни, площади, вокзалы, переходы и собрали лучших музыкантов
Наше экскурсионное бюро помогает людям проникнуть в такие места, куда другие не могут: например, в здание мэрии на Тверской или Петровский путевой дворец. Сейчас у нас идут переговоры об экскурсиях в Зарядье. Уже договорились с Московской судоходной компанией об экскурсиях по Москве-реке. А в декабре у нас откроется еще один филиал — Центр Гиляровского в Столешниковом переулке. Это новый проект в небольшом особняке во дворе дома, где жил Гиляровский. Кроме постоянной экспозиции, посвященной писателю и журналисту, будет выставочный зал временных проектов. И эти проекты будут о горожанах, про которых, в общем, Гиляровский и писал. Он раскрывал Москву через личности, и мы попытаемся там сделать то же.
— В том числе — через современные личности?
Да, причем, необязательно, чтобы это были только известные личности — как это не было слишком важным и для самого Гиляровского. Мы это уже делаем, у нас, например, был большой сборный концерт уличных музыкантов. Сначала кураторы обошли весь город, все электрички, подворотни, площади, вокзалы, переходы и собрали лучших музыкантов. Проконсультировались с музыкальными экспертами. И во дворе выступали оркестры, рэперы, бабушки, поющие удивительными голосами романсы под магнитофон, ребята из Закавказья, исполняющие песни Цоя. Кого только не было.
Когда начинался концерт, рядом с музеем припарковались несколько убитых «девяток», оттуда вышли мрачные бородатые люди — мы даже испугались. Оказалось, они приехали поддержать собратьев-музыкантов. Это было очень круто! Потому что Москва — мегаполис, соединяющий разные культуры и разных людей, и музей должен делать то же самое.
— Чего ждать от музея в будущем?
Самое главное — мы должны превратить комплекс Провиантских складов в современное музейное, общественное пространство. Это очень большая и очень важная работа — речь идет не только о наших потребностях как музея, но и том, чтобы великолепный памятник, находящийся в самом центре города, наконец, стал его частью, был открыт, доступен, жил в одном ритме с городом.