30 декабря 2019 в 11:17

«На Тверской и в Гольяново Новый год - разный!»

Как менялись городские праздники в Москве на протяжении последних ста лет
Фото: Игоря Зотина / ТАСС
МОСЛЕНТА попросила историка, москвоведа и старшего научного сотрудника Отдела образовательных программ в Музее Москвы Дениса Ромодина рассказать о том, как в столице менялся характер городских праздников.

Начало XX века: гуляли лишь на Пасху

Все городские праздники того времени были связаны с религией. Что отмечали? Конечно же, Рождество. Хотя оно было, скорее, праздником закрытым, семейным, домашним, а потому имевшим широкого выхода на улицы. Как, собственно, и в Европе – причем, до сих пор. Так же, кстати, как и Новый год. Только лишь в 1910-е годы среди светской богемной публики в этот день начали устраиваться карнавалы и балы. Но, опять же, все это происходило в домах, то есть – камерно.

Действительно же именно городским праздником была лишь Пасха. Это было грандиозное событие с ярмарками, уличными развлечениями. Помните «Сибирского цирюльника» Никиты Михалкова с пасхальным пьянством и мордобоем? Так вот, Никита Сергеевич, конечно, все сильно утрировал. Да, одним из самых ярких развлечений праздника была драка «стенка на стенку», но и она проходила, скорее, в этаком легком режиме – так же, как какое-нибудь залезание на бревно.

Картина Михаила Гермашева «Народный праздник на Пасху»

Чего в те времена не было, так это городских украшений. Если во внешнем виде города что-то и говорило о празднике, то это разве что многочисленные базары. Город украшали лишь к действительно грандиозным событиям – например, к коронации.

Но гулял всегда весь город и все социальные слои населения! Ведь праздники отмечал не только центр Москвы, но и ее окраины – скажем, та же рабочая Пресня. Какие-то мероприятия во дворах своих предприятий устраивали фабриканты, на мануфактурах раздавались подарки – например, отрезы ткани.

1917-й: смена парадигмы

В 1917 году, после Революции, происходит смена парадигмы: уход от религиозной составляющей праздников в сторону их светскости, политизированности. Хотя поначалу городских мероприятий особенно не было: религиозное новая власть сразу отринула, а замены ему какое-то время не находилось. Что было? Разнообразные районные шествия, политические акции, торжественные демонстрации на 7 ноября и 1 мая. Из действительно праздников какое-то время существовал лишь Новый год, причем, отмечали его довольно широко: планировалось, что он заменит людям Рождество. Известно, что, скажем, Владимир Ильич Ленин любил ездить к детишкам на елку в Сокольники…

Но в 1927-м празднование Нового года было запрещено, и вновь большим праздником он стал лишь в 1935-м. А, начиная с 1937-го, вышел на улицы города со всеми уже привычными нам украшениями, елками и иллюминацией.

Но, надо сказать, в сталинский период оформление вообще приобрело большое значение. Причем, не только в Москве. Самый яркий пример тут, конечно, советский Витебск, где в те времена улицы оформлял и Казимир Малевич, и Марк Шагал, благодаря которым город имел очень авангардный вид. Многие известные художники работали в тот момент и в Москве, и в Петрограде. Вывешивались огромные полотна, собирались временные конструкции, пропагандирующие достижения нашей страны и высмеивающие чуждые социальные классы.

Эпоха Сталина: никакого сравнения с 1970-ми!

Есть мнение, что городские праздники – особенно, в Москве - достигают наивысшей точки развития, помпезности и масштабности при Сталине. Особенно, послевоенный период. Но это не так. Не было в тот период никакой особой масштабности, за исключением разве что двух дат: 9 мая 1945-го с совершенно грандиозным салютом и 800-летия Москвы. Новый год по-прежнему оставался камерным мероприятием – причем, до 90-х – начала нулевых годов.

Праздничный салют Победы

Фото: Анатолий Гаранин / РИА Новости

Что же касается всех прочих уличных праздненств… Именно в это время окончательно оформляется традиция демонстраций в разных районах Москвы. Но, пожалуй, говоря о помпезности праздников, тут можно сказать лишь об оформлении городов. Да и то это не идет ни в какое сравнение с тем, что мы видели в 1970-х.

60-80-е: деликатесы и малометражки

В этот период Новый год все еще праздник исключительно внутрисемейный, предполагающий разве что походы по гостям. Но не стоит забывать, что эти годы - время активного строительства новых районов. Квартиры в них – меньше прежних. А, значит, и праздники в них тоже становятся более скромными и менее масштабными, чем, предположим, в старых коммуналках, в которых в новогоднюю ночь могло собраться множество соседей. Удивительно, но советский Новый год в эти годы стал более всего напоминать по своей камерности протестантское Рождество!

Зато праздничный город начал выглядеть куда пышнее, чем в сталинские времена. Елки стали ярче, в магазинах появились хотя бы какие-то деликатесы, а на улицах – красивая иллюминация.

Время нулевых: свет блеклый, елки незаметные

Вспомните: если в 80-90-е годы на Новый год люди выходили из домов на улицу, чтобы открыть там бутылку шампанского, в нулевые они стали жечь бенгальские огни и запускать только появившиеся в продаже китайские петарды. С тех пор запуск петард – неотъемлемая часть праздника!

Однако же через несколько минут все снова заходили в свои квартиры, потому что общественных пространств в те времена практически не существовало, а праздничное оформление было настолько скудным и блеклым, что терялось на фоне ярких вывесок, витрин и рекламных щитов. Из новогодних новшеств «лужковского периода» можно отметить разве что появление елок у каждой станции метро. Но и они были заметны лишь на окраинах города, в центре же оставаясь практически незаметными. Ну, и зачем тогда нужно было вообще ехать в центр?

2010-е: праздничная ностальгия

Понятие «общественного пространства» стало появляться в Москве именно в это время! И, соответственно, люди стали намного чаще гулять в центре города. Причем, не только в праздничные дни.

Фото: Мария Ващук / РИА Новости

Появилось хорошее новогоднее светодиодное оформление – яркое и заметное, из которого создаются целые световые инсталляции в парках, на бульварах и на площадях. По этой же причине – хотя и не только, совсем недавно возникла традиция в новогоднюю ночь приезжать на Красную площадь.

Изменился ли характер городских праздников? Да, конечно. Если раньше они были этаким тимбилдингом и возможностью получить какие-то дополнительные бонусы, то сейчас Новый год, да и все прочие праздник и фестивали, скорее, про ностальгию. Не секрет же, что уже несколько лет как в нашей стране пропагандируется культ советского времени, с которым принято ассоциировать все хорошее. Но это, однако, совершенно не значит, что современный московский городской праздник – для людей исключительно взрослых, потому что ностальгирует по тому, чего совершенно не знает, в первую очередь, именно молодежь.

Новое десятилетие: все на улицу!

Думаю, что чем дальше, тем больше празднование Нового года в Москве будет сдвигаться в сторону общественных пространств. Люди будут уходить из своих квартир даже не в кафе, клубы и рестораны, а на улицы. Почему? Одним дома сидеть скучно, ехать в гости к друзьям, переехавшим из центра в спальные районы, далеко. Что остается? Искать на улицах таких же, как ты. Я сейчас говорю не о схожести по национальному или религиозному признаку, потому что подобного строгого зонирования в столице пока нет. А о схожести социальной, которая становится очень заметна, если понаблюдать за составами городских комьюнити, отличающимися в зависимости от района.

Проще говоря, в условном Тверском районе и в условном же Гольяново жильцы будут отмечать новый год совершенно по-разному. Чтобы понять это, достаточно сейчас проехать вечером по разным частям Москвы. Скажем, в Крылатском, где живут мои родители, очень много окон со светящимися гирляндами. Чего совершенно нет в Орехово-Борисово, где живут мои друзья. Сам же я живу на Пресне и вижу, как в моем районе во дворах люди сами установили и нарядили елки, что можно наблюдать лишь в местах хорошей социальной активности.