Скажи мне «намасте»

Город
Фото: Яна Кремнёва / МОСЛЕНТА

В 2017-м дипломатическим отношениям России и Индии 70 лет. В крупных городах России, в том числе и в Москве, с мая начались торжества, которые помогут познакомиться с индийской культурой. МОСЛЕНТА узнала, как найти Индию в столице, сколько лет индийской Москве и в какие точки города идти за философией и этнической пищей.

Тайное знание с 70-х

«Намасте, Россия!», — так здоровается Индия в год 70-летия установления дипломатических отношений между двумя странами. На санскрите намасте — это традиционное приветствие и прощание, поклон, а еще жест, которым индиец выражает почтение. Это и философия общения, и стадии знакомства со всем новым, и подход к жизни.

Столица впервые познакомилась с индийским «намасте» в конце 70-х. Тогда в Москву приехал индуистский вайшнавский проповедник - Бхактиведанта Свами Прабхупада. После его визита в столице появился его первый последователь вайшнавизма — Анатолий Пиняев. Так в СССР пришла идея о том, что богом можно называть Кришну, а по улицам столицы зашагали первые адепты Общества сознания Кришны.

«В 70-е в Москве появились первые переписанные экземпляры Бхагавадгита (древнеиндийские религиозно-философские тексты – ред.). Йога и мистические практики – это уже конец 80-х, — рассказывает Игорь Аниканов, изучающий индуизм почти 20 лет и несколько лет работавший в московском Центре индийской культуры. — На начало 90-х пришлось очень активное распространение индийской литературы. Насколько я помню, в 1989-м зарегистрировали первую религиозную индуистскую организация. Это и было общество сознания Кришны. Духовная культура Индии буквально накрыла России в середине 90-х. У кришнаитов было даже свое радио, которое слушали порядка 200 тысяч человек в день. В метро были постеры вроде «читай Бхагавадгита как она есть».

Культурные ветви

Пока режим советской власти диктовал свои условия, индуистам приходилось собираться тайно. Многие из них становились узниками совести. Но после празднования в столице столетия первого премьер-министра Индии Джавахарлала Неру в 1989 году здесь открыли культурный центр его имени. С тех пор увлечение индийской традицией было практически «официально» признано. Сегодня этот центр — один из двух самых крупных и известных среди увлеченных индийской культурой в столице.

D9ff7359daba110dc4ffeb0de1c5a1fd2142c94f
Фото: Яна Кремнёва / МОСЛЕНТА

В его здание на улице Воронцово поле, недалеко от метро Чкаловская, изучают хинди, классический танец «Катхак», йогу и игру на ударном музыкальном инструменте — табла. Здесь танцуют «бхаратанатьям», «кучипуди», «мохиниаттам», «одисси», занимаются боевым искусством каларипаятту.

«Центр имени Джавахарлала Неру, скорее культурологический, это ведь госучереждение. Неформальный центр индийской культуры с аутентичной алтарной частью, поклонениями, священнослужителями и жрецами находится на улице Куусинена. По праздникам там собирается 3-4 тысячи человек. Есть и культурный центр на Кисельном переулке. Там проходят лекции и богослужения»,- объясняет Игорь Аниканов.

Вторая столичная точка, в которой индуисты собираются тысячами — центр индийской культуры на Куусинена.

«Его открыл посол Индии 4 года назад. Здесь есть танцы, музыка, йога, в зале примерно на тысячу человек проводятся все праздники, но людей собирается гораздо больше, — рассказывает директор центра Санджит Джха. — Здесь учат играть на индийских музыкальных инструментах, изучают хинди и санскрит, занимаются астрологией. Индийская кухня тоже тут. Все, чтобы человек просто почувствовал себя счастливым, нашел умственный и душевный покой».

По словам Санджита Джха, в столице примерно 10 тысяч индийцев, и еще несколько тысяч тех, кто изучает индийскую традицию. Центр индийской культуры открыт для представителей любых духовных направлений. Сегодня в Москве можно встретить представителей как минимум трех течений индуизма – вайшнавов, шиваитов и адептов шактизма. По словам Игоря Аниканова, больше всего — кришнаитов, достаточно и представителей шактизма, а вот сторонников Шивы — меньше. Есть еще небольшая община сикхов.

«Буддисты к нам тоже приходят, — объясняет Санджита Джха. — Могут зайти и люди не религиозные, не изучающие никаких философских школ. Даже на праздник — пожалуйста. В Дели, например, работает русский культурный центр. Он ведь для всех открыт. На прошлой неделе у нас был вечер индийской поэзии, приехали поэты из Индии, и приходили люди, которые просто интересуются литературой. В августе в Сокольниках будет большой праздник — день Индии, а 15 августа у нас день явления Кришны. Это как рождество для индусов. В этом году он совпадает с днем независимости Индии. Ну а так в нашем календаре почти каждый день – это праздник».

Заключительные слова Санджита Джха — правда. Уже 9-12 июня тысячи индуистов соберутся в центре на фестиваль Брахмотсава — для почитания главных божеств московской общины вайшнавов. У божеств, кстати, есть даже свой сайт — настолько серьезно индуисты относятся к пребыванию их светлостей в Москве.

Индийский поклон

В храме Шри-Шри Даял-Нитай Шачисуты на улице Куусинена — одном из нескольких мест для служения в Москве – чувствуешь себя как в райском саду. Стены, окрашенные в нежные тона, ведут к потолку с гигантскими розами, сделанными руками местных жриц. Вокруг — запахи сирени. Здесь не принято ставить в вазы даже те цветы, которые только начали увядать. Алтарь – словно продолжение этого благоухающего сада, а его самые яркие цветы — божества.

«Алтарь у нас высокого стандарта. Не только для Европы, но и для Индии. Это очень точная детализация: фигуры, одеяния божеств, украшения», — объясняет сотрудник отдела по связям с общественностью центра обществ сознания Кришны Юрий Плешаков.

В храме атмосфера теплого лета. На полу и вокруг одной из колонн лежат музыкальные инструменты: звонкие тарелочки короталы, рокочущая мриданга и небольшая фисгармония.

«По воскресеньям здесь собирается много людей, а в субботы индийцы встречаются на духовных вечерах . Лекторы читают здесь священное писание, беспрерывно уже в течение многих лет – с начала до конца, а потом заново», — рассказывает Юрий.

Пока мы разговариваем, женщина пуджари (священнослужитель — прим. ред.) раскладывает новые цветы у алтаря. Как послушная хозяйка она «кормит» божеств несколько раз в день. Такая служба начинается около 4-х утра, а заканчивается вечером через 16 часов независимо от дня недели.

«Как лучше всего порадовать бога? Цветы, огонь и вода», — Юрий провожает пуджари взглядом.

Но несмотря на запах теплого времени года и яркие краски, разбросанные по храму, здесь грустит Ядо Харидас. Хранитель воспоминаний о первых встречах кришнаитов еще в советском союзе, приехавший в Москву с Кавказа, Ядо чаще думает о земном страдании, а свободное от служения время посвящает кулинарному делу.

«Сюда мы пришли, чтобы забыть бога, здесь мы страдаем и отсюда нам выбираться. Вы находитесь в иллюзии, через 3 часа вам захочется кушать, а вы говорите, что не страдаете. Будет и старость, и болезнь, и смерть. Человек добывает деньги, пропитание, но людям кажется, что жизнь — это радость. Страдания люди принимают за счастье. Вечна только душа», — тихо рассказывает Ядо.

Страна на столе

Аюрведическое питание, а именно его принципов чаще всего придерживаются индуисты и просто увлеченные индийской культурой, признано не одним кафе Москвы. «Мне приятно находиться в кафе Джаганнат, их меню основано на аюрведической диете, вегетарианской. Есть хорошее кафе Ганга. В центре индийской культуры можно найти вегетерианскую «Сатву», — рассказывает Игорь Аниканов.

Столичные индийские рестораны, давно практикуют и сочетания до нескольких десятков специй в одном блюде.

«Специи лечат. Например, куркума чистит кровь. Ее рекомендуют даже при высыпаниях на теле. Черный перец и имбирь помогают при пищеварении», — объясняет Хари-канта деви даси в одном из этнических магазинов Москвы.

В столице сегодня можно найти даже «благостные» молочные продукты. Коровы, от которых получают нужное сырье, слушают мантры. Такие, по словам продавцов в лавке индийского культурного центра на Куусинена, пасутся в Калужской области.

«Есть и другие полезные продукты. Например, кэроб — это порошок рожкового дерева. Натуральный заменитель шоколада, его пьют вместо какао. Цвет и вкус — такие же. Есть и вегетарианская колбаса, ее основа — пшеница, плюс добавляются специи. Из сладостей питательный бурфи – сливочный десерт с кунжутом», — отвечает на мои расспросы Хари-канта деви даси».

На прилавке напротив — индийская одежда, детские раскраски с героем Кришной, украшения для женщин и алтарных богов. Найти это в столице уже легко, не нужно идти даже в специальные этно-магазины. Индия и сама идет нам на встречу. Осталось сблизиться и сказать «намасте».