«Одетый в ватник тунеядец Бродский стал образцом стиля»
Как советская богема меняла городскую модуВ пятницу, 15 декабря, в «Атриуме» прошла лекция автора исследований по истории российского современного искусства, куратора архива Музея «Гараж» Саши Обуховой «Жизнь как искусство: мода и стиль 1960-1990-х». МОСЛЕНТА поговорила с Сашей о том, как рождалась столичная богемная мода и какое влияние на нее оказали представители московского и ленинградского андерграунда, ставшие для своих поколений образцами стиля.
Ушли на базу
Современное искусство так же, как мода и стиль, — это прежде всего люди. Не только модельеры или стилисты, но и художники, меняющие наш мир не в меньшей степени, чем политики…
В начале XX века авангардисты в России революционизировали язык искусства. И, соединяя искусство и современную реальность, предлагали разные способы радикальных реформ стиля жизни, пропагандируя «футуристическую моду» — мужчин, например, они призывали вплетать в волосы цветные ленты, раскрашивать лица и носить в петлицах хохломские ложки. Они следовали, по сути, заветам британских денди, богемных поэтов и эксцентриков, вроде Оскара Уайльда.
Революция, Гражданская война, бедность, сталинский террор на долгое время исключили из жизни советских людей стилевые эксперименты. К ним возвращаются в 1950-е годы — и это своего рода знак наступившей свободы. Интересно, что именно тогда, после Великой Отечественной войны, возникает массовое производство повседневной одежды. Эти вещи и стали базой для дальнейших экспериментов. Это очень важно понимать именно сейчас, когда большинство сетевых магазинов во всем мире заполнены базовыми вещами — белыми свитерами, вельветовыми штанами, джинсами, клетчатыми рубашками и футболками, то есть тем, из чего только и складывался советский гардероб — и мужской, и женский.
/imgs/2017/12/14/10/1425357/111748e01b72f83dda9a9fa6e38bee183b26b9b6.jpg)
/imgs/2017/12/14/10/1425358/5a02dc0a8b4ab55d9da72e55b3328a24d127aaa8.jpg)
/imgs/2017/12/14/10/1425359/7f579de30d6d3bb66cb459521be3bc01508b5521.jpg)
/imgs/2017/12/14/10/1425368/2112aafcc2cc389925303894ead5cddb35fd07af.jpg)
Развеска выставки в Доме Ученых: Франциско Инфантэ, Нонна Горюнова, Римма Герловина. Москва, 1978
© Игорь Пальмин / архив Музея современного искусства «Гараж»
Иосиф Бродский против Славы Зайцева
Советский послесталинский период особенно интересен: некоторые художники оказались не в самой «комфортной» ситуации и с экономической, и с социальной точки зрения. Это были неофициальные художники, не признанные государством, выступавшим в то время как монополист на рынке искусства и как единственная институция, выдававшая социальные статусы. Неофициальные художники в советском обществе были изгоями, маргиналами. Но, не обладая каким-либо (общественным или финансовым) капиталом, они умудрялись создавать свои персональные вселенные, бывшие чрезвычайно притягательными даже для тех, кто не входил в их ближний круг.
В это время существовало два пути самовыражения для тех, кто хотел быть в авангарде моды: пытаться имитировать стиль кумиров западной культуры, подражать стилевым мифам — быть похожим, например, на Джеймса Дина, Брижит Бардо или Эрнеста Хемингуэя. Или создавать свой собственный, абсолютно ни на что не похожий образ.
я выбрал вместо рекламы.
/imgs/2017/12/14/10/1425351/f5183f605ace92eb4fc740740c76a29e04253153.jpg)
/imgs/2017/12/14/10/1425350/035b0ea58fb5f5de67c9ab8a86cc1a9118c6c513.jpg)
/imgs/2017/12/14/10/1425360/7df1cded90182227db806c643914dbac794f795e.jpg)
/imgs/2017/12/14/10/1425352/aee68d8c87ec92212fce134affed19d3910beeb8.jpg)
/imgs/2017/12/14/10/1425367/9cbaabdfbb7e58a2c3423cef1185f93d5e2f547a.jpg)
/imgs/2017/12/14/10/1425371/5f2de0983ae1c830ba8aa51ea76ad352e4ac90e9.jpg)
Художница Лидия Мастеркова на фоне своих картин. Москва, 1969
© Игорь Пальмин / архив Музея современного искусства «Гараж»
Первый путь, как ни странно, был непростым, учитывая ассортимент советских магазинов. Представители номенклатурной советской интеллигенции, на которых власть смотрела снисходительно и которые обладали свободным доступом к западному рынку одежды, могли себе позволить одеваться нестандартно — их пестрые рубашки, яркие галстуки и костюмы от-кутюр свидетельствовали о высоком статусе их обладателя, включая такие бонусы, как дружба с сильными мира сего и возможность ездить на «загнивающий Запад».
А вот выбор первого пути был и вовсе уделом немногих. Он говорил о свободомыслии, независимости и яркой индивидуальности его последователей — из обычной рубашки, ватника и старой дедовской шляпы эти люди могли создать невероятно соблазнительный образ, с которым не могли поспорить шмотки из «Березки» и от Славы Зайцева.
Еще одним способом подчеркнуть свою обособленность от мещанского мира, непохожесть на человека из толпы, было следование субкультурным моделям. Не выглядеть как чиновник, инженер или обласканный властью деятель искусства, а подчеркнуть свое аутсайдерство, одеваться как зек. Не снимок модной голливудской звезды, а фотография «тунеядца», репрессированного поэта Иосифа Бродского, на которой он стоит в ватнике и кирзовых сапогах, стала для многих образцом для подражания.
Зеки и мушкетеры
В то время, кстати, «лагерный» стиль вообще был, как сейчас сказали бы, важным стилевым трендом. В 1956-м начали возвращаться из лагерей «враги народа», принесшие в общество свою манеру одеваться, свою этику и эстетику. Одним из последователей этого стиля стал яркий представитель второй волны «русского авангарда» Эдуард Штейнберг, отец которого вернулся в семью, проведя десятилетия в ГУЛАГе. Эдуард Аркадьевич носил толстой вязки свитеры, неизвестного происхождения штаны, шапку-ушанку и потрепанный полушубок и курил «Беломор». В таком виде можно было прийти и к друзьям на квартирную выставку, и на прием к американскому послу, где пить экзотические коктейли и не стесняться в выражениях.
я выбрал вместо рекламы.
/imgs/2017/12/14/10/1425361/9dde69013e37d765c3bb1ad644a655114954574a.jpg)
/imgs/2017/12/14/10/1425365/c6ca225ca9015025f604c1b3542a3bf41fc978d0.jpg)
/imgs/2017/12/14/10/1425364/7f84177ea6d16f3a2f0130f5673255aacf4440d6.jpg)
/imgs/2017/12/14/10/1425362/b6893daaee5956fbd9d7b9532b9779c402cd866f.jpg)
/imgs/2017/12/14/10/1425366/80a1d7a6deb8462184c3f4da5cea97d32909d6f6.jpg)
/imgs/2017/12/14/10/1425369/d63a4adfe82d51bb29c0b8d5389bce05128cbfc6.jpg)
Коллекционер Леонид Талочкин. Москва, 1972
© Игорь Пальмин / архив Музея современного искусства «Гараж»
Существовали люди и совершенно иного темперамента. Например, замечательный художник-нонконформист Дмитрий Краснопевцев, автор изысканных метафизических натюрмортов. Пройдя всю войну, а затем прослужив еще несколько лет во флоте, он вернулся в Москву, где тут же восстановился в вузе. Он был исключительно красив и являлся образцом рафинированно-тонкого вкуса — в том числе и в одежде. Вместе со своим другом — иллюстратором Иваном Кусковым — он влюбился в романтизированную героику мушкетеров, реконструировать которую в Советском Союзе того времени было достаточно сложно. Несмотря на все трудности быта сталинской Москвы, Краснопевцев умудрялся носить идеально-белоснежные рубахи с воротником апаш, транспонируя таким образом эстетику Дюма, образ прекрасного вечно пьяного героя, верного прекрасной даме и готового на подвиги.
Художник Дмитрий Краснопевцев на фоне своих картин на выставке в Горкоме графиков. Москва, 1982
© Игорь Пальмин / архив Музея современного искусства «Гараж»
(продолжение следует)