Как школьники будут учиться у православных
Иеромонах Онисим — о новой школьной программе и гражданском патриотизмеС нового учебного года в Москве будет расширена программа изучения «Основ православной культуры». Сейчас предмет изучают только в четвертом классе, с сентября в рамках пилотного проекта его будут учить в 30 школах пятиклассники. Председатель Отдела религиозного образования и катехизации Московской городской епархии иеромонах Онисим (Бамблевский) рассказал МОСЛЕНТЕ о содержании курса и специальной подготовке учителей.
— Что дети изучают в рамках курса? Это сведения о правилах молитвы, постов или школьники знакомятся с культурой, историей православного христианства?
Как говорится, можно учиться православию, можно учиться у православия. В общеобразовательных школах происходит второй процесс — дети получают знания о культуре, истории, обычаях, традициях. Существует пять одобренных Министерством образования учебных комплектов. Они прошли также сертификацию в Синодальном отделе по образованию Русской православной церкви. Школы, как правило, изначально не обладают квалифицированными педагогами по этому предмету. Для подготовки учителя отправляются на курсы повышения квалификации. В результате педагог получает специальный сертификат, общественную аккредитацию от нашего Отдела и после этого он может приступать к образованию. При этом в Москве мы стараемся сделать систему добрососедских отношений «школа-приход», где учитель мог бы познакомиться в храме с общественными методистами, священником.
— А как можно стать учителем данного предмета?
Подавляющее большинство — более 70 процентов — это учителя начальных классов, то есть те, кто общается с детьми постоянно на уроках. Это так называемые «классные мамы». Остальные — педагоги-предметники: учителя истории, литературы, русского языка. Курс подготовки преподавателя проходит на базе Московского института открытого образования, он рассчитан на 72 часа. За это время учитель узнает об основных темах учебного плана, знакомится с пособиями.
— Были ли случаи активных протестов? Многие люди все-таки считают, что религии в общественной жизни должно быть меньше.
Могу сказать из личного опыта. Я сам ходил на родительские собрания, а также общаюсь с методистами, учителями. Каких-то активных, явных случаев противодействия не наблюдалось. Было непонимание со стороны родителей. Многие высказывали опасение, что курс будет навязываться, что он пойдет в ущерб математике, физике. В результате разъяснительной работы опасения развеиваются, информационные барьеры снимаются.
В 2012 году, когда курс только был введен, на него записалось 9 процентов учеников. Сейчас для своих детей «Основы православной культуры» выбирает 33 процента московских родителей
— Какие-то статистические данные вы привести можете?
В 2012 году, когда курс только был введен, на него записалось 9 процентов учеников. Сейчас для своих детей наш курс выбирает 33 процента московских родителей. Чаще родители выбирают только основы светской этики. Это примерно 38-39 процентов. Третье место с 27-28 процентами занимают основы мировых религий. Идея курса православной культуры состоит в том, чтобы связать предметы гуманитарного блока. Вопросы истории, обществознания, русского языка, литературы часто просто нельзя объяснить без основ православного христианства. Это ключик, который открывает большой культурный пласт.
— А почему было решено продлить изучение в пятых классах? Дети не смогли расстаться с предметом?
Вы знаете, что главную роль в школах у нас теперь играет не директор, а управляющие советы, во главе которых стоят представители родительской общественности, администрации школы и сами ученики старших классов. Школы, где курс вызвал особенно бурный интерес, провели специальное собрание и оформили свой запрос в виде документа. Протокол отправили в департамент образования. В результате с этого года в 30 московских школах действительно будет пилотный проект в пятых классах.
— Какие домашние задания даются ученикам?
Уроки и задания сильно отличаются от привычных предметов. Здесь не стоит цель вызубрить какое-то упражнение, правило, параграф. На уроках упор делается на общение, примеры из жизни. Я как-то присутствовал в одной из школ на уроке, где темой было милосердие. Учитель приводил примеры из жизни святых, потом предлагал ребятам подумать о том, какие проявления милосердия они видят в своем кругу общения — в семье, среди сверстников. Домашнее задание тоже было необычное: надо было поговорить со своими близкими, родителями, бабушками и дедушками, выписать добрые дела из их жизни, потом поделиться ими на уроках. Многие дети, я знаю, целые семейные архивы ради этого подняли.
— Такое обучение оценить, кажется, сложно…
Курс стандартных оценок и не имеет. Главным считается участие в творческих заданиях — о чем-то подумать, что-то рассказать, описать, нарисовать. Например, на том же уроке по теме милосердия дети рисовали ромашку. В каждый лепесток они вписывали известные им сердечные, добрые дела их родителей, близких, их самих. В итоге у каждого ученика получился прекрасный цветок, который потом вывесили в школьной рекреации.
Батюшки иногда приходят на уроки в качестве гостей, но педагог остается педагогом. Дети органично воспринимают как преподавателей именно привычных им учителей, у них не возникает диссонанса
— Были ли случаи, что ученики получали по курсу православной культуры «двойки»?
В дневник никаких оценок не ставится. Если с творческим заданием ученики не справляются, то это сигнал, что педагогу надо искать другой подход. Может быть, тему или место выполнения задания поменять. Также проходят уроки по другим темам — храмовому убранству, истории икон, служению отечеству, любви к семье. Вообще, выделяется две составляющих курса: духовно-нравственное воспитание и гражданский патриотизм.
— А есть ли какие-то параллели у вашего предмета с Законом Божием?
Вы знаете, нет. Соблюдается конституционный принцип светскости образования. Это в первую очередь культурологический предмет. За Законом Божьим надо идти в православные гимназии.
— Хотели бы вы, чтобы предмет вели священники?
Такой задачи не стоит. У нас просто нет необходимого для охвата всех школ количества священников. Батюшки иногда приходят на уроки в качестве гостей, но педагог остается педагогом. Кроме того, дети органично воспринимают как преподавателей именно привычных им учителей, у них не возникает диссонанса. При этом в православной школе религиозные предметы как правило преподают священники.
— Отдельный образовательный пласт в Москве — православные гимназии. Как там организован процесс обучения?
Там помимо общеобразовательной составляющей дети изучают вероучительные предметы — «Основы вероучения», «Историю церкви», «Основы богослужебной практики». В гимназиях детям дают не только знания, но и направляют их мировоззрение. В каждом округе Москвы есть как минимум одна православная гимназия. Дети получают по результатам обучения аттестат государственного образца, сдают ЕГЭ. Вместе с этим они знакомятся, начинают изучать и излучать дух христианской любви и поддержки. Дети также активно работают вне стен гимназии — на выездных экскурсиях, в летних лагерях, паломнических поездках, походах. В православных гимназиях учатся дети, родители которых хотят, чтобы ребенок был не у, а в православии.