Опубликовано 06 апреля 2021, 11:21
5 мин.

«Попкорна не будет!»: знаменитый кинотеатр «Художественный» открывается после реставрации

«Художественный» — самый старый кинотеатр Москвы — 9 апреля открывается после масштабной реставрации, длившейся несколько лет. Накануне этого события МОСЛЕНТА вспомнила о непростой судьбе этого места, о том, почему оно так важно для столицы, однако же едва не погибло, и узнала, что ждать москвичам от обновленного кинотеатра.
«Попкорна не будет!»: знаменитый кинотеатр «Художественный» открывается после реставрации
Фото: Павел Бедняков / РИА Новости

«Входъ» и «Выходъ»

«Художественный» — место историческое и благодаря своей судьбе, и эпопее с его реставрацией. С нее и стоит начать, потому как на днях случилось то, чего ждали несколько лет: руководство Сбера объявило о том, что Сбер полностью отреставрировал легендарный кинотеатр «Художественный», чтобы вернуть жителям Москвы и гостям столицы одно из самых любимых многими поколениями мест». Были воссозданы исторически ценные элементы. Реставраторы восстановили более тысячи фрагментов декора. Фасад здания обрел исторический облик, воссозданный по чертежам Федора Шехтеля и архивным фотографиям. Вернулись на прежние места надписи «Входъ» и «Выходъ», а также вывеска «Художественный электро-театръ». Вновь появились заложенные оконные проемы, исторические фонари, фонтан в фойе.

Интерьер кинотеатра после семилетней реконструкции. Зрительный зал.

Интерьер кинотеатра после семилетней реконструкции. Зрительный зал.

© Фото: Александр Миридонов / «Коммерсантъ»

Также выяснилось, что в конце марта Сбер передал кинотеатр в управление ООО «Кинотеатр Пионер».

Дорога к этому была непростой.

«Cейчас там руины»

«Художественный электро-театр» (таким было его первое название) открылся 11 ноября 1909 года. И с тех пор неоднократно реконструировался, из-за чего, увы, терял больше, чем приобретал. Так, в 1952 году с фасада здания были сбиты знаменитые барельефы с колесницами. Новый ремонт был сделан в 1980-х, в результате чего было утеряно большинство элементов внутреннего декора. А затем наступил 2014-й, когда в «Художественном» должна была начаться новая реконструкция. Но тут уж и вовсе все пошло не так, как планировалось: историческое здание по-прежнему находилось в аварийном состоянии.

Кинотеатр «Художественный»  в 1971

Кинотеатр «Художественный» в 1971

© Фото: Дмитрий Дебабов / РИА Новости

В 2016-м кинотеатр снова передали на реставрацию. На этот раз — Александру Мамуту. На счету его компании уже был успешный опыт: она не только возродила кинотеатр «Пионер» на Кутузовском, но и сделала его одной из лучших площадок столицы, где регулярно проводились кинофестивали.

Увидев, в каком состоянии находится «Художественный», Мамут тогда заявлял о своем видении перспектив новой реставрации: «Нам очень интересно, во сколько это обойдется, потому что сейчас там руины. Мы примерно оцениваем стоимость в один миллиард плюс».

«Здание в первую очередь связано с крупнейшим мастером эпохи модерна — Федором Шехтелем, — рассказала тогда МОСЛЕНТЕ историк архитектуры и специалист по охране культурного наследия Наталья Душкина. — Его фасады имеют черты классической архитектуры, однако сейчас вряд ли возможно воссоздать внутри шехтелевский интерьер. Надо представлять, что в советское время он много раз переделывался».

«Я видела фотографии здания, полностью разгромленного внутри. Это просто вандализм, — говорила Душкина о предыдущей попытке реконструировать «Художественный».

Зрители в зале, 2011 г.

Зрители в зале, 2011 г.

© Фото: Алексей Куденко / РИА Новости

Вернуть кинотеатру исторический облик и оснастить его самой современной техникой планировалось всего за 18 месяцев. А после инвестор планировал взять на себя все расходы по содержанию и поддержанию площадки — зал должен был находиться у него в аренде 20 лет.

Однако планы поменялись, когда значительную часть активов Александра Мамута осенью 2020 года выкупил Сбер. В ходе сделки Мамут также продал свою долю в кинотеатре «Художественный». На реставрации, впрочем, это не отразилось. И вот в декабре 2020 года реставрация «Художественного», архитектурной концепцией которого занималось берлинское бюро Merz (в его активе также работа с Государственной оперой в Берлине), завершилась.

«Груня» и «Потемкин»

Переоценить значение «Художественного» для Москвы сложно, уж слишком значительный след в истории города он оставил.

Кинотеатр на Арбатской площади был открыт 10 ноября 1909 года. И уже на следующий день состоялся первый сеанс. Историки подчеркивают, что здание было спроектировано и построено именно для показа кинолент. Зрительный зал вмещал 400 человек, в фойе для красоты был установлен фонтан. Показывали в кинотеатре немые фильмы — зрители могли посмотреть драму «Жоржетта», мелодрамы «Ангел примирения», «Посмертное желание матери» и другие.

Бурное развитие отечественного кинопроизводства подтолкнуло нового владельца кинотеатра — продюсера и режиссера Александра Ханжонкова — в 1912-1913 годах перестроить «Художественный». Проект архитектора Федора Шехтеля предусматривал расширение зрительного зала до 900 мест, в здании появилось паровое отопление, вентиляция, балкон и ложи. Кинотеатр стал одним из самых фешенебельных в стране, здесь собиралась преимущественно московская интеллигенция. В течение дня демонстрировалось несколько фильмов по 10-15 минут каждый.

8 января 1926 года в «Художественном» состоялась театрализованная премьера фильма Сергея Эйзенштейна «Броненосец "Потемкин"». Специально по этому случаю фасад здания завесили огромным макетом легендарного корабля Черноморского флота, билетеров у входа в кинотеатр одели в черные бушлаты и бескозырки. Весной 1931 года в «Художественном» показали один из первых звуковых фильмов — «Путевка в жизнь» режиссера Николая Экка. А уже в июне 1936 года состоялась премьера первого отечественного полнометражного цветного фильма «Груня Корнакова».

Зрители у стенда с кадрами из фильмов в фойе кинотеатра «Художественный» во время недели чехословацких фильмов. 18 мая 1970 г.

Зрители у стенда с кадрами из фильмов в фойе кинотеатра «Художественный» во время недели чехословацких фильмов. 18 мая 1970 г.

© Фото: Василий Егоров / ТАСС

«Кино с человеческим лицом»

Так что груз ответственности на реконструкторов, конечно, давил. Да они этого не скрывали.

«Нам было важно рассказать историю кинотеатра, которая действительно очень богата. В этом здании заключена огромная часть советского прошлого и российского настоящего. Последние сто лет для страны были очень разнообразными, а история кинотеатра — это история страны в миниатюре. Мы старались продемонстрировать дух места и времени, а не просто воссоздать архитектуру», — говорил в одном из интервью основатель бюро Merz Ханс-Гюнтер Мерц.

«Попкорна не будет!»: знаменитый кинотеатр «Художественный» открывается после реставрации

© Фото: Александр Миридонов / «Коммерсантъ»

Судя по всему, в скором времени «Художественный» станет одной из главных столичных киноплощадок. Программным директором «Художественного» стал кинокритик Стас Тыркин, отвечающий за кинопрограмму «Гоголь-центра», программный директор Strelka Film Festival. Тыркин уже пообещал: во вновь открытом кинотеатре будут показывать лучшие фестивальные картины и премьеры.

«Художественный кинотеатр распахнет свои двери для публики 9 апреля. Фильм открытия — долгожданный номинант многих Оскаров "Отец" (показ ленты откроет двухнедельную программу фильмов-номинантов «Оскара-2021» — прим. МОСЛЕНТЫ) с Энтони Хопкинсом и Оливией Колман — лучше других отражает наше стремление показывать премиальное кино с человеческим лицом», — поделился Тыркин планами в своем блоге. Он также попросил иметь в виду: попкорна не будет.

«Попкорна не будет!»: знаменитый кинотеатр «Художественный» открывается после реставрации

© Фото: Александр Миридонов / «Коммерсантъ»

«Пространством для жизни»

Сводить, однако, функционал «Художественного» исключительно к демонстрации фильмов никто не собирается. «Это место должно функционировать непрерывно. Рядом с «Художественным» расположена станция метро, и люди постоянно проходят мимо здания, а кинотеатр находится в центре движения. Поэтому мы хотели связать внешнее и внутреннее. Кинотеатр должен быть жизнеспособной частью города, и мы старались максимально широко открыть его для публики», — считает Ханс-Гюнтер Мерц.

Помимо четырех кинозалов (большого на 474 места, двух на 46 мест каждый и камерного на 21 место) здесь будут работать кафе, ресторан, несколько баров, парфюмерный бутик и филиал Библиотеки им. Н.А. Некрасова.