Опубликовано 27 ноября 2015, 19:00

«Все, что движется — мое»

Как «Почта России» подготовилась к новогоднему ажиотажу
На почте наступают горячие дни: после «Черной пятницы» — пика интернет-распродаж, когда объем международной почты увеличивается в несколько раз — начнется предновогодний ажиотаж. МОСЛЕНТА проверила готовность «Почты России» к самому главному празднику года
«Все, что движется — мое»
Арсений Несходимов для МОСЛЕНТЫ

На почте наступают горячие дни: после «Черной пятницы» — пика интернет-распродаж, когда объем международной почты увеличивается в несколько раз — начнется предновогодний ажиотаж. МОСЛЕНТА проверила готовность «Почты России» к самому главному празднику года.

Только в одном логистическом почтовом центре ежедневно регистрируется и отправляется адресатам больше полумиллиона посылок. И с каждым днем их будет все больше и больше.

Чтобы успокоить москвичей, что посылки дойдут в нужное время и в нужное место, «Почта России» продемонстрировала свой самый передовой логистический почтовый центр.

Этот центр был открыт недалеко от аэропорта Внуково ровно два года назад — в конце ноября 2013 года. Появился он из-за критической ситуации — почтового коллапса 2012 года. Многие наверняка помнят эти апокалиптические картины сваленной в кучу почты.

Теперь процесс получения и отправки посылок выглядит весьма прогрессивно и устроен по последнему слову техники.

Установка, которая называется скучно «машина по автоматической сортировке почтовых отправлений», на самом деле напоминает внушительных размеров аквапарк — с 42 синими пластиковыми горками. По ним со скоростью до шести километров в час скатываются пакеты с посылками — по пять тысяч каждый час — и попадают в один из контейнеров, в зависимости от определенного почтового направления. На самом деле почтовых направлений 106, поэтому у каждого «спуска» стоит оператор, который сортирует почту более детально. Уже в декабре заработают две новые машины, японские, еще более современные. И тогда участие человека в сортировке не потребуется совсем — машина сама будет раскладывать почту по всем направлениям, запечатывать по мере заполнения контейнер и отправлять его на выход.

Мозг этого устройства, точнее два — это сканеры, которые считывает бар-код, где содержится вся информация о посылке, отправителе и получателе.

Проанализировав буквально за секунды все данные, он отправляет посылку в нужном направлении. Как говорят, доля брака на этом этапе — одна посылка из тысячи. Да и то, если штрих код потерся или повредился.

От 70 до 90 процентов всех посылок, как говорят на почте, приходит в Россию из Китая. Но самое любопытное то, что большинство посылок из Китая, которые предназначены, например, для Хабаровска, все равно сначала приходят в Москву, а потом уже едут в Хабаровск. Такая вот экономическая география.

Почта живая, здесь все развивается, растет, движется

Светлана Хорошева

начальник цеха

Прибыв в логистический почтовый центр, посылки сначала проходят таможенный контроль. С помощью рентгена и других специальных устройств таможенники проверяют, нет ли в них чего запретного. Бывает, обнаруживают непонятные семена — некоторые растения нельзя отправлять почтой, на этот случай в центре есть представитель Россельхознадзора.

Правила здесь международные, и список запретных предметов везде одинаковый, поэтому подозрительные вещи встречаются в посылках очень редко. Если нашли что-то запретное (чаще всего это наркотические вещества), начинается расследование, заводится уголовное дело. А в остальных случаях путь посылки продолжается уже под опекой «Почты России».

Скоро заработают новые машины и участие человека сведется к нулю

Скоро заработают новые машины и участие человека сведется к нулю

© Арсений Несходимов для МОСЛЕНТЫ

Для начала она попадает на стол регистрации. Международные почтовые отправления бывают простые и регистрируемые. Регистрируемые, конечно, немного дороже, но идут быстрее — они в приоритете. Китайские интернет-магазины, часто доставляющие товар бесплатно для заказчика, пытаются экономить и отправляют простые посылки. Для сортировки простых посылок, кстати, в центре есть отдельная «машина по автоматической сортировке почтовых отправлений». Она, как говорят, является ноу-хау «Почты России». Изготовлена она, по документам, в Майами, но из высококачественной русской березы.

Сотрудница почты Светлана поделилась личными наблюдениями: например, самый популярный интернет-магазин «Али-экспресс» посылает, как правило, посылки стоимостью до 500 рублей простым, а свыше этой суммы — регистрируемым отправлением. Но, по ее словам, в любом случае сейчас заказы из «Али-экспресс» идут в Москву не более двух недель. Даже если это заколка за 13 рублей.

С того момента, когда сотрудник считает бар-код и внесет номер в базу «Почты России», максимум через 20 часов посылка должна быть погружена в другую машину, которая отвезет ее в почтовое отделение. По Москве максимальный срок доставки — два дня.

«Вчера мы обработали 563 тысячи посылок. И готовы принимать до миллиона ежедневно», — говорит начальник логистического центра Михаил Кузнецов. Сегодня в центре работает всего 250 человек. Для того чтобы обработать такое количество вручную, потребовалось бы 1500-3000 человек.

Все сотрудники центра — операторы, регистраторы, грузчики и технологи — прошли специальное обучение. Внешне они напоминают физиков из какого-нибудь советского НИИ. В хорошем смысле этого слова.

В каждой смене — до 50 человек. Они работают сутки через трое и зарабатывают около 35 000 рублей, получают двухразовое горячее питание и некоторые социальные льготы.

По словам начальника цеха Светланы Хорошевой, большинство из ее сотрудников — жители Московской области. Удобный график позволяет им приезжать из разных концов Подмосковья. Мужчин и женщин поровну, физически сложная работа только у грузчиков. Но психологически здесь тоже нелегко. «Мужчины не выдерживают, — говорит Светлана, — слишком много людей, механизмы, нужно быть очень внимательным».

Вчера мы обработали 563 тысячи посылок. И готовы принимать до миллиона ежедневно

Михаил Кузнецов

начальник центра

Сама Светлана имеет два высших образования и пришла сюда работать, потому что близко живет. Сначала — обычным оператором, потом стала начальником смены, а затем начальником цеха. Точнее, сразу нескольких. Работа ей нравится: «Почта живая, здесь все развивается, растет, движется. А все, что движется — мое».

Не движется в логистическом почтовом центре пока только цех экспорта — все, что москвичи отправляют за границу, обрабатывается вручную. Пока. Потому что вскоре обещают автоматизировать и этот процесс.

В прошлом году были упрощены правила отправки посылок за рубеж, из-за этого москвичи стали отправлять их на 30 процентов больше. В основном, как говорят на почте, россияне отправляют за границу книги. Чем богаты, как говорится.