Опубликовано 19 января 2016, 12:30

Товар подлежит уничтожению

Российские интернет-торговцы хотят искать на таможне контрафакт
Отечественные компании, которые занимаются интернет-торговлей, решили обезопасить покупателей от подделок и хотят дать добро таможне вскрывать посылки и уничтожать контрафактный товар. Юристы сомневаются, что эта идея не нарушает права потребителей.
Товар подлежит уничтожению
Михаил Воскресенский, STF / РИА Новости

Отечественные компании, которые занимаются интернет-торговлей, решили обезопасить покупателей от подделок и хотят дать добро таможне вскрывать посылки и уничтожать контрафактный товар. Юристы сомневаются, что эта идея не нарушает права потребителей.

С такой инициативой выступил от лица Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) ее председатель Алексей Федоров. Участниками АКИТ являются такие компании, как «Озон», Lamoda, «Юлмарт», «Связной» и другие, в том числе и интернет-магазин «220 вольт», которым управляет Алексей Федоров.

По данным СМИ, переговоры с Федеральной таможенной службой и «Почтой России» планируется провести уже на этой неделе.

Как сообщили МОСЛЕНТЕ в АКИТ, эта инициатива родилась не просто так. «14 января наша ассоциация принимала участие в работе международного альянса, где мы с коллегами из Китая, Гонконга, Западной Европы обсуждали создание Альянса ассоциаций электронной коммерции. Выяснилось, что проблемы контрафакта, или фейка, волнуют абсолютно всех: и нас, и европейцев, и даже самих представителей Китая», — рассказывает Александр Логунов, председатель комитета по стандартизации АКИТ.

По данным экспертов ассоциации, страдают потребители, которые, часто не зная об этом, получают товар низкого качества, а то и опасный для здоровья. Страдают компании, которые тратят средства на производство качественного товара, продвижение марки.

«Мы с коллегами стали думать, каким образом мы все можем сотрудничать в борьбе с контрафактом. Выяснилось, что в Европе в качестве пилотного проекта уже существует практика вскрытия посылок на таможне. Мы тоже предлагаем ввести такую практику — пока никакого другого способа мы не придумали.

Пять процентов — тоже не с потолка взятая цифра. В прошлом году, по нашим данным, в Россию пришло до 125 миллионов посылок с товарами, заказанными через интернет. Мы посчитали, что пять-семь миллионов посылок в год, которые подвергнутся проверке, — вполне репрезентативная выборка», — говорит Логунов.

Таможенный контроль. Центр международной почты ФГУП «Почта России» в Москве

Таможенный контроль. Центр международной почты ФГУП «Почта России» в Москве

© Алексей Никольский / РИА Новости

Всего же только в одном крупнейшем логистическом почтовом центре под Москвой ежедневно обрабатывается до полумиллиона посылок. Прежде чем попасть на почту, посылки, приходящие из-за границы, проверяются таможней. С помощью рентгена и других специальных устройств таможенники проверяют, нет ли в них чего запретного. Если нашли что-то (чаще всего наркотики), начинается расследование, заводится уголовное дело.

«Почта России» отказалась комментировать инициативу интернет-торговцев, в пресс-службе подчеркнули, что почта занимается исключительно доставкой корреспонденции и посылок, а проверка — дело таможни.

«Мы предлагаем такую схему — если таможенник обнаруживает подозрительный, похожий на контрафакт предмет, вызывается легальный представитель компании, торговая марка которой указана на товаре. Он должен провести экспертизу: произведен ли товар на их заводах. Если нет — товар подлежит уничтожению, а продавец, в данном случае — интернет-магазин, который продал контрафакт, должен выплатить покупателю стоимость товара и заплатить огромный штраф. При достаточно серьезном наказании такая борьба будет эффективной.

Но, конечно, покупатель в данной ситуации не должен страдать. Наши международные коллеги готовы сотрудничать на всех уровнях: делиться информацией о фирмах, которые производят и продают контрафакт, бороться в рамках своего законодательства и помогать обманутым потребителям, вплоть до обращения суд со взысканиями компенсации и штрафа», — поясняет Александр Логунов, председатель комитета по стандартизации АКИТ.

Однако юрист Алексей Егармин, сопредседатель Национального союза защиты прав потребителей, полагает, что при такой схеме потребитель пострадает в любом случае.

«С точки зрения законодательства, человек, который покупает подделку, не нарушает закон, пока он не вступил в сговор с производителем. Если эта инициатива воплотится в жизнь, то пострадает в любом случае покупатель.

Вот если бы они довели все до логического конца: сначала заплатили покупателю компенсацию, а потом сами разбирались с продавцом, тогда — другое дело.

А так — они уничтожат контрафакт, а человеку, который заплатил за него деньги, скажут: «Разбирайтесь сами». А продавец вполне логично ответит: «Ваши законы на нашей территории не действуют». И как человек из города Барнаул, у которого, может, даже загранпаспорта нет, тем более денег на юриста, должен разобраться с продавцом из Шанхая?» — объясняет свою позицию юрист.

В отделе экспертизы материалов, веществ и изделий в Центральном экспертно-криминалистическом таможенном управлении Федеральной таможенной службы России

В отделе экспертизы материалов, веществ и изделий в Центральном экспертно-криминалистическом таможенном управлении Федеральной таможенной службы России

© Вячеслав Прокофьев / ТАСС

Александр Логунов в свою очередь подчеркивает, что на территории России продажа контрафактных товаров — то есть товаров, на которых указан товарный знак другого производителя, товаров более низкого качества, которые продаются по более низкой цене, — запрещена законом. Легально импортировать такой товар нельзя, большинство фейковых продуктов сегодня попадает к потребителю через интернет.

«По нашим данным, около 85 процентов интернет-заказов приходит в страну из Китая. Причем, посылка эта может прийти в Москву из Эстонии или Финляндии, но все равно оказаться из Китая — отправитель иногда выбирает более выгодный путь, например, из Шанхая до Бельгии и далее. Не меньше 65 процентов, по нашим оценкам, покупок приходится на самый популярный китайский интернет-магазин AliExpress.

Одна из главных проблем — поставки в страну опасных для здоровья товаров, питания и одежды. Причем это не подделки, а вполне легальные производители, даже именитые компании замешаны в скандалах. И никто за это не хочет ответить

Алексей Егармин

сопредседатель Национального союза защиты прав потребителей

Там тоже, разумеется, есть фейки — достаточно набрать на сайте, например, Луи Витон и посмотреть, сколько вам будет предложено сумок стоимостью менее 100 долларов. Но, конечно, далеко не все товары там контрафактные — есть масса китайских производителей, которые продают товар под своими марками, с адекватным соотношением цены и качества. И поэтому китайцы сами очень страдают от такого положения и заинтересованы в борьбе с контрафактом».

Сопредседатель Национального союза защиты прав потребителей же считает, что подобные инициативы не имеют смысла хотя бы потому, что, по его мнению, проблемы контрафактных товаров сегодня в России нет. «Это одна сотая доля процента среди других проблем. А одна из главных — поставки в страну опасных для здоровья товаров, питания и одежды. Причем это не подделки, а вполне легальные производители, даже именитые компании замешаны в скандалах. И никто за это не хочет ответить, а все хотят, чтобы мы отвечали за то, что какой-то американский или итальянский дядя — владелец бренда — недополучил свою копейку, потому что мы выбрали товар подешевле». По ощущениям юриста, идея вскрывать посылки похожа скорее на какой-то корпоративный заказ, а не заботу о покупателе.

На прямой вопрос МОСЛЕНТЫ, не хотят ли российские интернет-магазины таким образом побороться с китайскими конкурентами с их низкими ценами, Александр Логунов, председатель комитета по стандартизации АКИТ, ответил так:

«Мы ни в коем случае не хотим закрывать «Али-экспресс» или другие подобные магазины на территории России. Они очень хорошо развиваются и популяризирует интернет-торговлю в нашем обществе.

Но мы хотим, чтобы законы и правила были одинаковые для всех. Торговать в России контрафактом нельзя. Кроме того, китайские интернет-магазины не платят все те пошлины, которые платим мы, а 18-процентный НДС им возвращает китайское правительство. Разумеется, они в более выгодных условиях, которые позволяют им держать очень низкие цены».