«Доходным он пробыл три года, а потом тут сделали обычную коммуналку». История знаменитого московского готического дома
В любое время года можно встретить художников
На Бауманской не так много исторических зданий: есть фабричные, вокзальные постройки и колокольня, а все остальное — новострой. На этом фоне дом крестьянина Фролова сильно выделяется и сразу обращает на себя внимание.
По вечерам, когда оконные витражи подсвечены, он производит сказочное впечатление. Дом часто рисуют, потому что выглядит он очень необычно для Москвы. В любое время года рядом можно встретить художников с мольбертами.
Балконы и решетка на крыше оформлены дисковым узором. Стрельчатые окна и деревянные рамы — оригинальные. Они сохранились со времен постройки здания. В подъезде осталась историческая лепнина, решетки лестничных ограждений и метлахская плитка.
Вообще неоготических домов в Москве достаточно много. В начале XX века в город пришла мода на этот стиль. Его с удовольствием стали цитировать архитекторы эпохи модерна.
Дом с единорогом в Нащокинском переулке и Дом с рыцарями на Чистых прудах — в городе хватает подобных зданий, построенных в один период с Домом на Бауманской. Но только здесь появление такой архитектуры было обосновано — на этом месте при Петре I находилась старая немецкая слобода.
Архитектор считал, что был строителем пирамид
Когда в Европе строили готику, у нас было татаро-монгольское иго. Так что дом этот не готический, а именно неоготический. Построен он по заказу крестьянина-старообрядца Антона Фролова.
«Сама идея оформить здание в не самом распространенном для Москвы стиле связана с находившейся здесь прежде Немецкой слободой, — рассказывает «Мосленте» историк и писатель Олег Фочкин. — И предложил ее скорее всего работавший над проектом Виктор Мазырин — известный тогда архитектор. Самая знаменитая его работа в Москве — особняк Арсения Морозова в мавританском стиле на Воздвиженке».
По легенде, мать Арсения, Варвара Морозова, увидев особняк, сказала сыну: «Раньше я одна знала, что ты дурак, а теперь вся Москва знает».
Мазырин увлекался мистикой и считал, что в прошлой жизни был строителем египетских пирамид. Он дружил со многими выдающимися людьми своего времени, включая Рахманинова, Шаляпина, Коровина и Серова. Был знаком с Васнецовым, Грабарем и Куприным.
Места было мало
«Доходных домов Мазырин спроектировал великое множество, — объясняет Олег Фочкин, — пять штук для одного только Антона Фролова. Все они строились по единому, слегка меняющемуся проекту, исключение составляет только Дом на Бауманской. Из-за размеров земельного участка места под него было мало, поэтому он и получился таким миниатюрным, одноподъездным. В нем четыре этажа и всего три квартиры. Высота потолков — 3,8 метра. Очень выделяются витражи на лестничной клетке. Они современные, стилизованные, сделаны в 1990-х и воспроизводят те, которые были тут изначально».
Это не единственное неоготическое здание в районе: есть похожие доходные дома на Новой Басманной, в Первом Басманном переулке. Но они довольно громоздкие, за что современники неоднократно их критиковали.
Они строились, когда это была окраина Москвы, и считалось, что возводить здесь такие огромные дома непозволительно и неправильно.
«Дом на Бауманской интересен своей миниатюрностью, — продолжает рассказывать Олег Фочкин. — Он необычен для Москвы, похож на домики, которые в наши дни можно увидеть в Германии, в Бельгии. К тому же интересно, почему его построил именно крестьянин? Информации о Фролове сохранилось мало. Известно, что фактически он был купцом, но, чтобы не обременять себя высокими налогами, не менял сословие и по документам проходил как крестьянин. Известно, что он участвовал в финансировании строительства храма Покрова в малом Гавриковом переулке, спроектированного архитектором Бондаренко».
«Изначально существовали три четырехкомнатные квартиры»
Дом строился с 1910 по 1914 год. По проекту, в нем появилось всего три квартиры, зато четырехкомнатных, и каждая площадью около 100 квадратных метров. Правда, доходным дом был только три года. По некоторым данным, после революции в нем находился реввоенсовет.
Потом дом сделали жилым. Квартиры разгородили фанерными перегородками и сделали внутри обычную советскую коммуналку. Так в доме поселилось около 15 семей.
В 1990-х коммуналки скупили. Новые владельцы вернули дом в изначальное состояние, снова сделав по одной квартире на этаже. В каждой из них теперь живет только одна семья.
Внизу одно время работал ресторан «Немецкая слобода», который держал жилец первого этажа. Но просуществовало заведение недолго, потому что не было доходным.
Жильцы дома — люди не звездного статуса, в основном это пенсионеры. Например, одна из квартир принадлежит паре, которая в 1990-е переехала в Москву с Дальнего Востока.
«Ощущения элитности у нас нет»
При высоте потолков 3,8 метра, и площади квартир — 106 метров это жилье можно было бы считать элитным. Особенно учитывая расположение здания, его историю, и то, что квартиры в доме всего три.
Но, похоже, у самих жильцов нет ощущения, что они владеют элитной недвижимостью. Вот что рассказывает на странице Басманный 2.0 одна из жительниц дома, пенсионерка Нина Борисовна Левашева:
«Ощущения элитности у нас нет. А вот ощущение того, что ты живешь в частном, в своем доме, есть. Тихо, никто не ходит туда-сюда, нет шума, хотя у нас со всех сторон улица».
Нина Борисовна с мужем переехали в этот дом с Дальнего Востока в 1999 году. Уйдя на пенсию, они перебрались в столицу, потому что здесь учились дети. «Когда мы покупали квартиру, в Москве не было никаких новостроек, — вспоминает она. — Тогда люди в основном скупали убитые коммуналки, расселялись, делали ремонт — и перепродавали уже как отдельные квартиры. Так было и в нашем случае».
«Раньше в дом вел черный вход со двора»
Живут Левашевы в четырехкомнатной квартире, которая до этого считалась пятикомнатной из-за одной фанерной перегородки.
В интернете можно найти информацию о том, что дом принадлежит одному человеку, но это неправда. У дома четыре собственника, три — физические лица, владельцы квартир, а четвертый — город, правительство Москвы.
«Дольше всех в этом доме живет семья на четвертом этаже — они въехали сюда в начале 90-х, — вспоминает Левашева. — А вот из жильцов старых коммуналок здесь никого не осталось. У нас есть сообщество жильцов, конечно, — всего три квартиры в доме. Для нас не проблема подписать какое-нибудь заявление — это же не какой-то многоквартирный дом, где не найдешь соседей».
По словам Нины Борисовны, раньше в дом вел черный вход со двора, который со временем замуровали. А лестница в подъезде изначально была выкрашена в черный цвет, сейчас она — серая с коричневой окантовкой.
Когда здание строили, в нем не было центрального отопления. Уже при советской власти его провели, прорубив ниши в стенах метровой толщины.
Когда делали капремонт, снова прокладывать трубы в эти ниши не стали, закрыли их и проложили новые сверху.
«Работы будут выполнены через пять-шесть лет»
Для здания, которому больше сотни лет, дом 23 на Бауманской выглядит вполне прилично. Он включен в Программу капремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Москвы.
По информации пресс-службы департамента капитального ремонта Москвы: «Работы по капремонту фасада завершены здесь в 2017 году. Работы по остальным внутридомовым инженерным системам будут выполнены в 2027-2029 годах».
Таким образом, через пять-шесть лет в доме установят энергоэффективную систему освещения — светодиодные светильники с датчиками движения, поставят новые газовые краны, обеспечивающие максимальную безопасность системы. А при ремонте систем горячего и холодного водоснабжения и отопления установят на трубы современную теплоизоляцию, которая ощутимо снизит потери тепла.
«История к ценнику добавит немного»
Раньше между Бауманской и Третьим транспортным кольцом были фабричные кварталы, а сейчас на эту территорию зашли инвесторы и девелоперы. Появляются и комплексы апартаментов, и бизнес-центры.
Так что это недавно оживший район. Дом на Бауманской стоит на пути между метро и этим новым московским кластером. Вполне вероятно, что скоро в готический особняк на три семьи въедут новые жильцы.
Развитие территории может породить новый спрос и переговоры с хозяевами. Хотя на данный момент известно, что эти квартиры давно не выставлялись на продажу.
«С одной стороны, пока оценки не имеют никакого смысла, потому что люди не собираются продавать недвижимость, — объясняет пресс-секретарь московской гильдии риелторов Евгений Коноплев. — Есть даже еврейская поговорка: "Не оценивай бизнес, который не собираешься продавать". Если обратиться к риелтору-оценщику, он в первую очередь проанализирует стоимость похожих объектов, находящихся в продаже в радиусе двух километров. Недвижимость в таком месте, если усреднять и отбросить фактор исторического и ветхого жилья, должна стоить от 300 до 500 тысяч рублей за квадратный метр. В среднем получается 40-45 миллионов за стометровую квартиру».
Стоимость также будет зависеть от этажа. На втором обычно дают дисконт, процентов пять, потому что на первом может быть ресторан или любое другое шумное заведение.
Третий этаж в данном случае самый выгодный — нет риска протечки крыши.
«Сомневаюсь, что историческая значимость добавит что-то к ценнику, — комментирует Евгений Коноплев. — Это не настолько знаковый и известный памятник архитектуры, в данном случае просто оригинальный дом. Сколько добавит такая оригинальность в цене? На мой взгляд, немного. Никакого роскошества история не добавляет, и за что тогда просить покупателя платить дороже?»