Опубликовано 24 февраля 2022, 00:01
7 мин.

«Двор не изменится, пока этого не захотят люди». Что сделать для того, чтобы дворы стали безопасными для всех

Статистика, собранная специалистами Центра организации дорожного движения (ЦОДД), изучившими более 24 тысяч московских дворов, показала: в минувшем году на их территории произошло 602 ДТП. Для предотвращения подобных ситуаций было решено сформулировать набор рекомендаций для наиболее оптимальной организации безопасного движения во дворах как транспорта, так и пешеходов. Чтобы выяснить, что может в скором времени изменится в московских дворах и стоит ли об этом волноваться всем участникам движения, «Мослента» поговорила с экспертами.
«Двор не изменится, пока этого не захотят люди». Что сделать для того, чтобы дворы стали безопасными для всех
Фото: Виктор Васенин / Коммерсантъ

«Во дворах из-за ДТП гибнут люди»

Содержание опубликованного ЦОДД 110-страничного документа «Методические указания по организации безопасного движения транспорта и пешеходов на придомовых и внутридворовых территориях» можно свести к нескольким тезисам.

Вот, пожалуй, самый главный из них: горожанам необходимо пересмотреть свои приоритеты. и начать воспринимать пространство вокруг дома как предназначенное, в первую очередь, для людей. И уже потом - для автомобилей.

Из этого вытекает уже все остальное. Например, расширение тротуаров, сужение дорог, установка «лежачих полицейских», клумб, столбиков и барьеров, не пропускающих машины к дому. Причем, применять эти меры можно в разных комбинациях, в зависимости от конкретного двора.

Вот еще одна рекомендация: количество машиномест во дворах и на прилегающих к домам территориях необходимо регулировать. Так, «Методические указания» рекомендуют запретить ставить машины вдоль тротуаров, а вместо этого парковаться только в специальных «карманах», число которых должно рассчитываться для каждого дома отдельно. Кроме того, речь в документе идет о снижении скорости.

«Наша методичка носит рекомендательный характер - рассказали «Мосленте» в пресс-службе ЦОДД. - Это инструкция для районов, префектур, застройщиков, управляющих компаний и для самих жителей, чтобы понимать, как эффективнее организовать безопасную среду во дворе. Мы не отвечаем за дворовое пространство в городе. Но для нас важно, чтобы каждый человек, выходя из дома, не боялся за жизнь и здоровье своих детей и свою собственную. Мы уже работаем с застройщиками, префектурами и другими ведомствами, которые отвечают за безопасность московских дворов, предлагая им конкретные решения. Какие именно меры реализовать — будут определять только собственники территорий».

«Двор превратился в место потенциальной смерти»

Опасение столичных автомобилистов вызвала, в первую очередь, рекомендация сократить во дворах парковочные места.

«Двор не изменится, пока этого не захотят люди». Что сделать для того, чтобы дворы стали безопасными для всех

© Фото: Алексей Майшев / РИА Новости

Однако пресс-служба ЦОДД в разговоре с «Мослентой» уточнила: «Важно: эта методичка не предполагает сокращения парковочных мест во дворах. В ней идет речь об упорядочении хаотичной парковки за счет грамотного перераспределения пространства и полного исключения возможностей проехать по двору на высокой скорости».

Специалисты констатируют: многим во дворах приходится пробираться через плотные ряды машин, дышать выхлопами, чувствовать тревогу и даже угрозу.

Хаотичная парковка, высокая скорость во дворах, плохая видимость — все это провоцирует ДТП с пешеходами.

Обычно пешеходы попадают в аварии, когда большие машины сдают назад или ребенок выбегает под машину, которая едет быстро во дворе.

«К сожалению, двор в Москве превратился в место потенциальной смерти. Мы изучили более 24 тысяч московских дворов, выявили самые аварийные — на их основе сформировали набор типовых мер. Собрали в один документ эффективные зарубежные практики со всего мира, проведя исследования городов, схожих с Москвой по населению и динамике развития. Лучшие и оптимальные решения применили к аварийным московским дворам».

Кроме того, чтобы избежать трагедий во дворах, специалисты ЦОДД рекомендуют, в первую очередь, зонирование двора на пешеходное, парковочное, проездное пространства с помощью разных дизайн-элементов — это озеленение, болларды, удобная зона хозяйственной площадки. Физическое ограничение высокой скорости движения — приподнятые пешеходные переходы, искривления дороги, успокоение трафика. Повышение взаимной видимости пешеходов и автомобилей.

И все же, несмотря на исключительно рекомендательный характер «Методических указаний...», нацеленных на повышение безопасности во дворах, их обсуждения в соцсетях до сих пор не утихают. Чтобы разобраться в ситуации и максимально точно представить позиции сторон, «Мослента» поговорила с экспертами - как сторонниками, так и противниками методички ЦОДД.

«Сильнее всего изменятся дворы многоквартирных домов»

Ян Хайцеэр, вице-президент национального союза автомобилистов

Московские дворы можно разделить на два типа. Первый - это старый город, до 1960-х годов постройки, и второй - после 1960-х. Огромное количество старых дворов уже перекрыты по решению товариществ собственников жилья, которые определяют количество машин, стоящих во дворе, и все это на сегодняшний день не так уж плохо работает.

После брежневского периода в Москве появилось немало новых зданий, часть из которых были оснащены подземными парковками, но их немного. Вокруг некоторых в принципе не предусмотрена стоянка автомобилей - есть такие «чистые дворы». И это - уже проблема.

Но сложнее всего ситуация, если уходить ближе к МКАДу и в «замкадную» Москву, где количество автомобилей уже гораздо выше, чем было рассчитано. И что делать? Многоярусные стоянки строятся у нас пока не очень активно. Или на них такие цены, что они недоступны людям, которые и так выплачивают ипотеку за квартиру. Поэтому дворы забиты. Там, что называется, «полна коробочка».

Так что, я думаю, сильнее всего изменятся дворы именно этих многоквартирных домов, где творится хаос и полная неразбериха.

«Конкретные рекомендации на основе данных»

Артем Герасименко, урбанист, один из авторов «Методических указаний…»

«Двор не изменится, пока этого не захотят люди». Что сделать для того, чтобы дворы стали безопасными для всех

© Фото: Илья Питалев / ТАСС

В открытом доступе «Методические указания…» находятся уже больше двух месяцев. Но те, кто воспринял их в штыки, мне кажется, не разобрались в том, что там предлагается. Почему-то многие заголовки, которые я вижу, носят декларативный характер.

Утверждается, что некое ведомство решило, и теперь по всему городу сделают так, а потом еще и плату введут за парковки во дворах.

Но ведь организация, выпустившая «Методические указания…» - ЦОДД - не имеет возможности напрямую влиять на тот объект, который они рассматривают. То есть, если мы говорим о городских улицах, то департаменты ЖКХ и капитального ремонта могут запланировать капитальные работы, перегородить дорогу и начать что-то делать. Но с дворами это так не работает.

«Двор не изменится, пока этого не захотят люди». Что сделать для того, чтобы дворы стали безопасными для всех

© Фото: Антон Денисов / РИА Новости

И рекомендации, которые изложены в этой работе, нужны на случай, если возникнет намерение что-то в этой области менять. Чтобы было видно, в чем проблема. Особенно когда хочется уложиться в минимальные сроки и бюджеты, но сделать все хорошо. Ведь люди, которые формируют задание, будь то префектура или управляющая компания, нуждаются в ориентирах...

Так что когда в соцсетях пишут: «смотрите, что сделали, как теперь будет, какой кошмар» - это изначально ложный посыл. По схемам, предложенным, в «Методических указаниях…» двор не изменится до тех пор, пока этого не захотят люди, которые там живут и его эксплуатируют.

Не является основным принципом этих рекомендаций и то, что выносится в заголовки - «уничтожат, уберут все парковки». Там в принципе не ставится акцент на удалении, уменьшении количества парковочных мест.

Короче, у меня возникает ощущение дискуссии на разных уровнях. Если «Методические указания...» апеллируют к конкретным рекомендациям на основе данных, то группы автомобилистов оперируют страхами, сомнениями и призрачными тревогами.

«Ставят в приоритет безопасность пешеходов»

Эдуард Моро, французский архитектор-урбанист

«Двор не изменится, пока этого не захотят люди». Что сделать для того, чтобы дворы стали безопасными для всех

© Фото: Алексей Мальгавко / Коммерсантъ

Парковка - большая проблема не только для Москвы, но и для всех больших городов. И вопрос, как ее организовать, в том числе и рядом с домами, во дворах, решается по-разному. В европейских городах приоритет отдается общественному транспорту, и пространство часто распределяется так, чтобы места было больше именно для него, а не для парковок. И в итоге людям становится удобнее перемещаться по городу без автомобиля. А еще девелоперов стимулируют делать подземные парковки в строящихся домах, что позволяет сохранять общественные пространства для людей...

Конечно, действенная мера по достижению безопасности пешеходов - ограничение скорости автомобилей. Есть много способов этого добиться, в том числе создавая непрямые изгибающиеся маршруты. В «Методических указаниях...» это подробно рассмотрено.

Приятно видеть, что дворы там предлагается распределить не только между автомобилями, но еще и рассматриваются варианты оптимизировать, озеленить пространства, расширить тротуары.

Так что это современный и актуальный подход - опубликовать набор методических указаний, которые ставят в приоритет безопасность пешеходов в городе, в своих дворах.

«Новое руководство выгодно отличается от аналогов»

Илья Чистяков, директор проектов КБ «Стрелка»

«Двор не изменится, пока этого не захотят люди». Что сделать для того, чтобы дворы стали безопасными для всех

© Фото: Михаил Терещенко / ТАСС

Дворы относятся к особой категории пространств, которые должны выполнять несколько функций: предоставлять возможности для отдыха, обеспечивать безбарьерный доступ к подъездам для жителей и экстренных служб. Сегодняшние нормы организации придомовых территорий заложены еще советской системой и не рассчитаны на возросшую автомобилизацию, которая произошла в 1990-х и начале 2000-х.

С другой стороны, с 2020-го началась велосипедизация страны и активно развиваются другие формы микромобильности, включая электросамокаты и моноколеса.

В результате во дворах выросла концентрация разных видов транспорта и они стали очагами аварийности.

Представленный документ содержит проектировочные решения, которые снизят скорость движения во дворах: сужение полос, выступающие объекты, специальное тормозящее покрытие.

Решения для пешеходной зоны включают выдвижные столбы — болларды, островки безопасности, приподнятое покрытие и более яркое освещение. Парковки станут более организованными за счет разметки, разворотных площадок и ограничения доступа во двор для автомобилистов, которые не живут в этом доме. 
 Авторы документа показывают, как применять проектировочные решения, на примерах типичных московских дворов — это выгодно отличает новое руководство от аналогов, которые по сути представляют собой перевод зарубежных методик. Новый документ закладывает основу для трансформации придомовых пространств и увеличения безопасности во дворах.