30 мая, 00:01
6 мин.

«Подросткам важно "столбить" пространство». Как школьное пространство может снизить агрессию учеников

Учебный год подошел к концу, старшеклассники сдают экзамены, однако вопросы к школе остаются. Причем, не только касающиеся процесса обучения. Каким должно быть современное школьное пространство? Как при его создании учесть пожелания учеников и учителей? Как режим освещения, цветовая гамма, инфографика и дополнительные окна позволяют снизить уровень агрессии детей и подростков? Обо всем этом «Мослента» поговорила с дизайнером, научным сотрудником лаборатории образовательных инфраструктур Московского городского педагогического университета Екатериной Барсуковой. Ниже — ее монолог.
«Подросткам важно "столбить" пространство». Как школьное пространство может снизить агрессию учеников
Фото: Предоставлено Московским городским педагогическим университетом

Пространство и агрессия

Существует подход, называющийся «предотвращение преступлений методом средового дизайна». Он содержит довольно старый набор функциональных правил, которые работают в общественном пространстве и позволяют снизить уровень агрессии. В первую очередь, конечно, в таких пространствах важно обеспечить общественный контроль, то есть просматриваемость.

Недостаток освещения, тупиковые зоны, в которых бывает мало людей, места, где можно спрятаться и какое-то время побыть без стороннего контроля со стороны взрослых или одноклассников, — это, безусловно, шаг в сторону агрессии. Соответственно, наоборот: равномерное освещение, стеклянные двери в кабинеты, просматриваемые пространства, открытые гардеробы, которые видно с проходной зоны, — эти и подобные решения работают на безопасность.

Однако существуют и другие способы предотвращения агрессии. Например, влиять на ситуацию может цветовой дизайн. Какие цвета предпочтительней? Я не могу дать таких общих рекомендаций, например, красьте стены в белый, и все будет хорошо. Тут нужно индивидуально работать с каждым конкретным проектом.

Другой важный параметр: разноуровневое качественное не слишком яркое освещение правильной «температуры». Оно должно быть не слишком холодным и не слишком теплым.

Ключевым элементом влияния является создание эмоционального контакта обучающихся и педагогов с помещением. Проще говоря, людям важно каким-то образом оставить в пространстве свое «я». Особенно, подросткам, которым в принципе свойственно «столбить» пространство.

Именно по этой причине они, скажем, всегда рисовали на партах и вырезали на них «здесь был я». Я не предлагаю делать так! Но я за то, чтобы дать ребенку легитимные и полулегитимные возможности делать это в пространстве школы. Скажем, организовывая школьные выставки или создавая различные поверхности – меловые, маркерные – для самовыражения.

Зоны социального взаимодействия

Я против того, что учителя запрещают детям сидеть или лежать на полу. Когда ребенок это свободно делает в то время, когда есть сидячие места, это в большей степени положительно характеризует школу. Ведь такое поведение детей означает, что они не брезгуют этим пространством, ощущают его, как свое, как теплое и чистое...

Соответственно, чтобы снизить уровень агрессии подростков, нужно создавать для них зоны, пространства, где они могут вести себя, как им нравится: поваляться, занять какую-то неформальную позу, посмотреть в телефон во время большой перемены, и их за это не будут ругать. Нужны места, где они смогут неформально общаться, и их не будут корить за использование подросткового сленга.

Читайте на тему:

Мы такие пространства называем «зоны социального взаимодействия для подростков», — они тоже работают на снижение чувства озлобленности и агрессии в пространстве.

Территориальный вопрос

Еще пару слов скажу о территориальности. У каждого пространства есть свое назначение: например, в столовую нельзя ходить в верхней одежде и с рюкзаком, в туалете лучше не есть, а в кабинет директора нельзя врываться без стука. То есть мы, взрослые, понимаем: существуют определенные негласные правила поведения. Однако до детей эти правила нужно доносить. И делать это четко и понятно, с уважением к личности ребенка.

Для этого в каждой школе должна существовать нормальная навигация. Кроме того, методами дизайна (как объявления, надписи, инфографика, так и различные цветовые решения) пространство должно быть зонировано. Лучше всего, на мой взгляд, для этого подходит именно инфографика, которая может в неоскорбительной и не в назидательной манере пояснить ученикам правила поведения.

Места и правила

Я часто вижу в школах надпись «В столовую вход с рюкзаками запрещен». При том, что деть их некуда, дети сваливают их горой… Я хочу этим проиллюстрировать вот что: если у нас есть правило, которого надо придерживаться, надо создать условия, чтобы его соблюдали. Например, поставить стеллаж, чтобы рюкзаки можно было складывать. Или сделать крючки, на которые их можно вешать.

Или еще: сейчас во многих школах одни лестницы — для подъема, а другие — для спуска. Объявления об этом, бывает, находятся между лестничными пролетами. То есть, чтобы понять, куда идти, нужно сначала подняться на пролет, а потом увидеть объявление, что, оказывается по этой лестнице можно двигаться только вниз.

Но сообщения о правилах поведения в том или ином пространстве должны находиться в месте принятия решений! Ведь, если этого не происходит, дети правила нарушают, педагоги их за это ругают, и — снова возникает агрессия. 0

Ну, и, конечно, приветливый охранник на входе тоже снижает уровень агрессии. А, чтоб он был приветливым, ему нужно что? Удобное рабочее место, хороший стул, хорошая просматриваемость, нормальное оборудование и прямая видимость турникетов. Когда человеку удобно выполнять свою работу, он и чувствует себя лучше, и общается приветливее.

Трансформация и прозрачность

Сейчас весь образовательный процесс движется, с одной стороны, в направлении индивидуализации, а, с другой, к совместной работе. И школьное пространство должно отвечать на оба эти два запроса, быть трансформируемым и гибким. Оно должно давать возможность ребенку и учителю работать и индивидуально, и самостоятельно, и в группах разной численности.

Второй важный момент — прозрачность. Она — не только про безопасность среды, но и про эффект присутствия. Ребенок сидит, выполняет свое задание и через прозрачную стену или окна между классами видит, что в соседнем помещении люди тоже работают. Кроме того, прозрачность - еще и про мультизадачность, про то, что в современном мире мы должны уметь много всего делать одновременно, не отвлекаясь на посторонние стимулы.

Читайте на тему:

Проекты и «хотелки»

Соучаствующее проектирование – это когда и к исследованию, и к созданию проекта среды подключены представители всех заинтересованных в нем групп. Скажем, если мы говорим про образовательный дизайн, то это и дети, и педагоги, и администрация, и обслуживающий персонал. Все люди, которые присутствуют в школе, имеют право принимать участие в процессе ее проектирования.

При этом не надо думать, что, если педагог сказал: «Ставьте мне тут стол, а стены покрасьте в зеленый», мы тотчас так все и сделали. Моя задача, как и задача любого архитектора, дизайнера, который работает над проектом образовательного учреждения – почувствовать, увидеть и свести к общему знаменателю «хотелки» всех участников образовательного процесса.

Примеры из московской практики

Например, когда создавались интерьеры школы «Летово», команда педагогов, которые будут в ней работать, с самого начала - с котлована - плотно общалась с командой архитекторов, а затем дизайнеров. Они совместно обсуждали и создавали элементы пространства, которые в зарубежном проекте не были учтены, и корректировали его…

Чаще всего процесс проектирования в городской школе начинается с того, что наша команда приезжает в школу по запросу. Администрация говорит: «Давайте переделаем рекреации и столовую. У нас есть бюджет, текущий ремонт. Но мы хотим, чтобы и детям нравилось».

Мы приехали. Собрали подростков. Нарисовали идеальные проекты. Сделали оценку пространства школы при помощи разных методик. А после сделали проект, в котором отразили конкретные элементы оформления из разных детских и подростковых работ. Например, был случай, когда один молодой человек нарисовал на проекте рекреации столы, чтобы за ними можно было сидеть компанией в пять-девять человек. Он сказал, что они нужны для репетиций театрального кружка. В том же классе девушка нарисовала подоконники, на которых можно сидеть, смотреть в окно, а третья девушка нарисовала горы на стенах.

В итоге, проект этой рекреации получился с контурными стилизованными изображениями гор, с рабочим подоконником и специальными столами. Но столы я сделала трансформируемыми, а не такими, какими их молодой человек нарисовал. Чтобы, если нужно, их можно было разобрать на более маленькие и использовать в другом процессе - театральный кружок ведь не каждый день репетирует. Проект очень понравился и был реализован.

Партнерские материалы