Опубликовано 06 июля 2017, 00:00

Как похоронный бизнес тянут на свет

Глава Ritual.ru рассказал о московском рынке и борьбе с черными агентами
Рынок ритуальных услуг в Москве медленно, но верно выходит из тени. В конце 2016 года решением городских властей частные агенты покинули городские морги, а старейшая государственная похоронная служба Москвы «Ритуал-Сервис» стала работать под брендом Ritual.ru, за год заняв 10 процентов рынка в своей целевой нише.
Как похоронный бизнес тянут на свет
Дмитрий Коротаев / Коммерсантъ

Рынок ритуальных услуг в Москве медленно, но верно выходит из тени. В конце 2016 года решением городских властей частные агенты, которые занимались «больничными» смертями, покинули городские морги. А старейшая государственная похоронная служба Москвы «Ритуал-Сервис», которая с 2001-го работает под брендом Ritual.ru и занимается ритуальными услугами вне больниц, заняла 10 процентов этого сегмента, еще больше потеснив "частников".

Председатель совета директоров компании Олег Шелягов рассказал журналистам о сегодняшнем рынке и о том, сколько переплачивают москвичи, связываясь с черными агентами, сколько получают их информаторы и когда процесс окончательно станет прозрачным. Подробности — в материале МОСЛЕНТЫ.

Как устроен похоронный бизнес в столице

В России сфера ритуальных услуг сегодня на 70-80 процентов находится в «тени». По оценкам экспертов, приведенных компанией Ritual.ru, объем легального рынка составляет 50-60 миллиардов рублей в год, объем его теневой части — 250 миллиардов.

В Москве ситуация постепенно меняется, но и здесь до сих пор наблюдается большое влияние коррупции и криминала. Как отметил председатель совета директоров компании Олег Шелягов, если в сфере «больничной» смертности ГБУ «Ритуал» удалось вытеснить из моргов частников, которые зачастую работали там незаконно, то за «клиентами», скончавшимися у себя дома, идет напряженная борьба.

Так называемые «черные» агенты мгновенно получают информацию от прикормленных участковых или врачей и быстро оказываются дома у родных усопшего. Навязывая свои услуги, они действуют как хорошие психологи, уже с порога по обуви и пальто на вешалках понимая, сколько можно накрутить сверх обычной таксы за организацию похорон, и пользуются эмоциональным состоянием клиентов. Такие агенты часто не дают практически никаких квитанций или отчетностей о проделанной работе, а переплата может составлять десятки тысяч рублей.

Как похоронный бизнес тянут на свет

© Андрей Любимов / Агентство «Москва»

В общей сложности, отметил Шелягов, в одной лишь Москве эксперты насчитали около двух тысяч свободных агентов, многие работают в этом бизнесе по 10-15 лет. За сведения только об одном усопшем они готовы платить своим информаторам 20 тысяч рублей и более, и эта цена только растет. Их расходы не растворяются в воздухе, а ложатся на плечи родных.

Навести на российском рынке порядок планируют уже не первый год. Вопрос об изменении федерального закона «О погребении и похоронном деле» поднимается постоянно, но пока что дело не сдвинулось с мертвой точки.

Как изменить рынок без федеральных законов

«Почему до сих пор не могут до конца добиться какого-то закона? Потому что это межотраслевая проблема. Это и землеустройство, и землепользование, и сфера недвижимости, и медицина», — отметил Шелягов.

Однако он уверен, что переход похоронного бизнеса в легальное поле в любом случае произойдет в ближайшие год-два даже без изменений в законодательстве. Для этого достаточно внедрить современную бизнес-модель, как это произошло в его компании. Сейчас Ritual.ru сотрудничает, в том числе, с теми агентами, которые ранее работали по «серым» или «черным» схемам.

Происходит это следующим образом. Сперва клиент звонит в call-центр, где оператор предоставляет всю необходимую справочную информацию о том, что вообще ожидает родственников умершего человека, а также предлагает свои услуги. В этот момент собеседник находится на другом конце провода, а не стоит у него над душой. Если клиент согласен, оформляется заявка, автоматически назначается ближайший исполнитель, то есть агент, после чего на телефон заказчика приходит сообщение со всеми данными сотрудника.

Как похоронный бизнес тянут на свет

© Андрей Любимов / Агентство «Москва»

Сотрудник прибывает на вызов с планшетом, с помощью которого можно выбрать все необходимые атрибуты — гроб, цинк для транспортировки, дезинфекцию или кремацию, а также спланировать церемонию практически до мелочей. Использование системы 1С исключает переплаты, которые агент может навязать. Только после этого происходит оплата, и клиент получает на руки документы, по которым может проследить расходование средств.

«Этот бизнес может быть продуктивным, рентабельным и быстрорастущим, в короткие сроки и без коррупционной составляющей или использования административного ресурса, — отметил глава Ritual.ru. — Все зависит от нас самих и от того, насколько правильно мы можем донести информацию до потребителя, дать ему возможность выбора».

Работая таким образом, за один год компании удалось погасить накопленный убыток в размере 36 миллионов рублей, увеличить оборот в 30 раз, дополнительно привлечь в штат 80 человек и впервые за 12 лет выйти на прибыль, следовательно — заплатить соответствующий налог. Сейчас, по словам Шелягова, компания занимает 10 процентов рынка «домашней» смертности.

«Последние три месяца у нас устойчивое количество заказов, это порядка 250 в месяц. «Домашняя» смертность сегодня — это порядка 4-5 тысяч случаев в месяц», — добавил он.

На данный момент Ritual.ru готовится к расширению в регионы, но не по франшизе и не как агрегатор, а на условиях партнерства. В стратегических планах компании к четвертому кварталу 2019 года занять 20 процентов рынка в городах с населением более 250 тысяч человек. Будущее же, уверен Шелягов, за появлением федерального номера вызова экстренной ритуальной службы на манер 101 или 102. Сейчас в его компании уже работает номер *105, по которому можно связаться с оператором, не дожидаясь, когда вслед за медиками или полицейскими придут «черные» агенты.

Как похоронный бизнес тянут на свет

© Дмитрий Коротаев / Коммерсантъ

Сколько стоят похороны

Цены на «белом» рынке ритуальных услуг не имеют ни минимального, ни максимального значения. Самый дешевый вариант — бесплатный. Это так называемые безвозмездные похороны, дотация на которые в размере 16 тысяч рублей поступает из бюджета столицы. На эту сумму закупается весь минимально необходимый набор: гроб, крест, венок и доставка. «В большинстве случаев люди все равно что-нибудь докупают», — добавил Шелягов.

«Наш средний чек оценивается в районе 60 тысяч рублей», — отметил он. Гроб для такого среднего варианта стоит 16-19 тысяч рублей, остальная сумма — венки, транспортировка и сопровождение заказчиков на похоронах.

Потолка в ценах на похороны уж тем более нет. Чтобы проводить близкого человека с помпой, родные готовы тратить на церемонию миллионы. Набирающее популярность направление — это «реализация индивидуальных особенностей усопшего при осуществлении захоронения», отметил представитель компании Валерий Пильников.

Так, дизайн гроба может соответствовать особенностями характера умершего человека или его профессии.

«Если человек был простой, прямолинейный, то просят простые линии, никаких узоров, — приводит пример Пильников. — Если человек был творческий, просят, чтобы была изящная резьба, элементы декора».

Как пример необычного индивидуального заказа журналистам демонстрируют гроб, оформленный в красно-черно-белом камуфляже. Он создан для человека, связанного с силовыми структурами. Стоимость такого гроба — около 200 тысяч рублей.

Однако серийные модели могут быть даже дороже. Например, гроб под названием «Вудсток», созданный из ценных лиственных пород древесины со внутренней отделкой из бархата и пеналом для памятной записки. Для полного соответствия названию не хватает разве что DVD с выступлением Джими Хендрикса 1969 года. Цена «Вудстока» – 350 тысяч.

Самый дорогостоящий заказ одного лишь гроба обошелся родственникам усопшего более чем в миллион рублей, добавил Пильников.