06 июля 2017 в 00:00

Как похоронный бизнес тянут на свет

Глава Ritual.ru рассказал о московском рынке и борьбе с черными агентами
Дмитрий Коротаев / Коммерсантъ
Рынок ритуальных услуг в Москве медленно, но верно выходит из тени. В конце 2016 года решением городских властей частные агенты покинули городские морги, а старейшая государственная похоронная служба Москвы «Ритуал-Сервис» стала работать под брендом Ritual.ru, за год заняв 10 процентов рынка в своей целевой нише.

Рынок ритуальных услуг в Москве медленно, но верно выходит из тени. В конце 2016 года решением городских властей частные агенты, которые занимались «больничными» смертями, покинули городские морги. А старейшая государственная похоронная служба Москвы «Ритуал-Сервис», которая с 2001-го работает под брендом Ritual.ru и занимается ритуальными услугами вне больниц, заняла 10 процентов этого сегмента, еще больше потеснив "частников".

Председатель совета директоров компании Олег Шелягов рассказал журналистам о сегодняшнем рынке и о том, сколько переплачивают москвичи, связываясь с черными агентами, сколько получают их информаторы и когда процесс окончательно станет прозрачным. Подробности — в материале МОСЛЕНТЫ.

Как устроен похоронный бизнес в столице

В России сфера ритуальных услуг сегодня на 70-80 процентов находится в «тени». По оценкам экспертов, приведенных компанией Ritual.ru, объем легального рынка составляет 50-60 миллиардов рублей в год, объем его теневой части — 250 миллиардов.

В Москве ситуация постепенно меняется, но и здесь до сих пор наблюдается большое влияние коррупции и криминала. Как отметил председатель совета директоров компании Олег Шелягов, если в сфере «больничной» смертности ГБУ «Ритуал» удалось вытеснить из моргов частников, которые зачастую работали там незаконно, то за «клиентами», скончавшимися у себя дома, идет напряженная борьба.

Так называемые «черные» агенты мгновенно получают информацию от прикормленных участковых или врачей и быстро оказываются дома у родных усопшего. Навязывая свои услуги, они действуют как хорошие психологи, уже с порога по обуви и пальто на вешалках понимая, сколько можно накрутить сверх обычной таксы за организацию похорон, и пользуются эмоциональным состоянием клиентов. Такие агенты часто не дают практически никаких квитанций или отчетностей о проделанной работе, а переплата может составлять десятки тысяч рублей.

Андрей Любимов / Агентство «Москва»

В общей сложности, отметил Шелягов, в одной лишь Москве эксперты насчитали около двух тысяч свободных агентов, многие работают в этом бизнесе по 10-15 лет. За сведения только об одном усопшем они готовы платить своим информаторам 20 тысяч рублей и более, и эта цена только растет. Их расходы не растворяются в воздухе, а ложатся на плечи родных.

Навести на российском рынке порядок планируют уже не первый год. Вопрос об изменении федерального закона «О погребении и похоронном деле» поднимается постоянно, но пока что дело не сдвинулось с мертвой точки.

Как изменить рынок без федеральных законов

«Почему до сих пор не могут до конца добиться какого-то закона? Потому что это межотраслевая проблема. Это и землеустройство, и землепользование, и сфера недвижимости, и медицина», — отметил Шелягов.

Однако он уверен, что переход похоронного бизнеса в легальное поле в любом случае произойдет в ближайшие год-два даже без изменений в законодательстве. Для этого достаточно внедрить современную бизнес-модель, как это произошло в его компании. Сейчас Ritual.ru сотрудничает, в том числе, с теми агентами, которые ранее работали по «серым» или «черным» схемам.

Происходит это следующим образом. Сперва клиент звонит в call-центр, где оператор предоставляет всю необходимую справочную информацию о том, что вообще ожидает родственников умершего человека, а также предлагает свои услуги. В этот момент собеседник находится на другом конце провода, а не стоит у него над душой. Если клиент согласен, оформляется заявка, автоматически назначается ближайший исполнитель, то есть агент, после чего на телефон заказчика приходит сообщение со всеми данными сотрудника.

Андрей Любимов / Агентство «Москва»

Сотрудник прибывает на вызов с планшетом, с помощью которого можно выбрать все необходимые атрибуты — гроб, цинк для транспортировки, дезинфекцию или кремацию, а также спланировать церемонию практически до мелочей. Использование системы 1С исключает переплаты, которые агент может навязать. Только после этого происходит оплата, и клиент получает на руки документы, по которым может проследить расходование средств.

«Этот бизнес может быть продуктивным, рентабельным и быстрорастущим, в короткие сроки и без коррупционной составляющей или использования административного ресурса, — отметил глава Ritual.ru. — Все зависит от нас самих и от того, насколько правильно мы можем донести информацию до потребителя, дать ему возможность выбора».

Работая таким образом, за один год компании удалось погасить накопленный убыток в размере 36 миллионов рублей, увеличить оборот в 30 раз, дополнительно привлечь в штат 80 человек и впервые за 12 лет выйти на прибыль, следовательно — заплатить соответствующий налог. Сейчас, по словам Шелягова, компания занимает 10 процентов рынка «домашней» смертности.

«Последние три месяца у нас устойчивое количество заказов, это порядка 250 в месяц. «Домашняя» смертность сегодня — это порядка 4-5 тысяч случаев в месяц», — добавил он.

На данный момент Ritual.ru готовится к расширению в регионы, но не по франшизе и не как агрегатор, а на условиях партнерства. В стратегических планах компании к четвертому кварталу 2019 года занять 20 процентов рынка в городах с населением более 250 тысяч человек. Будущее же, уверен Шелягов, за появлением федерального номера вызова экстренной ритуальной службы на манер 101 или 102. Сейчас в его компании уже работает номер *105, по которому можно связаться с оператором, не дожидаясь, когда вслед за медиками или полицейскими придут «черные» агенты.

Дмитрий Коротаев / Коммерсантъ

Сколько стоят похороны

Цены на «белом» рынке ритуальных услуг не имеют ни минимального, ни максимального значения. Самый дешевый вариант — бесплатный. Это так называемые безвозмездные похороны, дотация на которые в размере 16 тысяч рублей поступает из бюджета столицы. На эту сумму закупается весь минимально необходимый набор: гроб, крест, венок и доставка. «В большинстве случаев люди все равно что-нибудь докупают», — добавил Шелягов.

«Наш средний чек оценивается в районе 60 тысяч рублей», — отметил он. Гроб для такого среднего варианта стоит 16-19 тысяч рублей, остальная сумма — венки, транспортировка и сопровождение заказчиков на похоронах.

Потолка в ценах на похороны уж тем более нет. Чтобы проводить близкого человека с помпой, родные готовы тратить на церемонию миллионы. Набирающее популярность направление — это «реализация индивидуальных особенностей усопшего при осуществлении захоронения», отметил представитель компании Валерий Пильников.

Так, дизайн гроба может соответствовать особенностями характера умершего человека или его профессии.

Reload
1 / 3

Фото: Дмитрий Коротаев / Коммерсантъ

«Если человек был простой, прямолинейный, то просят простые линии, никаких узоров, — приводит пример Пильников. — Если человек был творческий, просят, чтобы была изящная резьба, элементы декора».

Как пример необычного индивидуального заказа журналистам демонстрируют гроб, оформленный в красно-черно-белом камуфляже. Он создан для человека, связанного с силовыми структурами. Стоимость такого гроба — около 200 тысяч рублей.

Однако серийные модели могут быть даже дороже. Например, гроб под названием «Вудсток», созданный из ценных лиственных пород древесины со внутренней отделкой из бархата и пеналом для памятной записки. Для полного соответствия названию не хватает разве что DVD с выступлением Джими Хендрикса 1969 года. Цена «Вудстока» – 350 тысяч.

Самый дорогостоящий заказ одного лишь гроба обошелся родственникам усопшего более чем в миллион рублей, добавил Пильников.