Почти у всех домов есть углы. Мы привыкли, что в угол квартиры можно поставить все: от ребенка до шкафа. Но в Москве есть дома совсем без углов. МОСЛЕНТА наведалась в два таких дома. В 1970-х Москву начали активно застраивать типовыми панельными многоэтажками, поэтому большинство спальных районов столицы стали похожи друг на друга как две капли воды. В связи с этим перед градостроителями была поставлена задача: сделать что-нибудь необычное. Советские архитекторы Евгений Стамо и Александр Маркелов, оценив типовые строительные проекты, придумали оригинальное строение — абсолютно круглый панельный дом. Специалисты выяснили, что максимальный угол при стыке панелей не может превышать шесть градусов. Разместив блоки под таким углом, можно было заключить в кольцо здание из пары десятков подъездов. Оригинально и смело.Первое «кольцо» построили на Нежинской улице в 1972 году, в нем было 26 подъездов и 913 квартир. Круглый дом был в почете у москвичей: получить здесь квартиру считалось большой удачей. На Нежинской было много иностранцев, им выдавали трехкомнатные квартиры, а после выезда жилье получали уже рядовые москвичи. Результат понравился властям, и было решено продолжить застройку Москвы «бубликами». К Олимпиаде 1980 года хотели построить пять круглых домов: предполагалось, что они станут олимпийскими символами. Однако второй дом соорудили только через семь лет — в 1979 году.Он разместился на улице Довженко и оказался полной копией своего брата, только квартир стало на две больше. Дом строили и заселяли поэтапно — в то время как половина здания уже была сдана, а в квартирах обживались люди, вторая часть «кольца» только возводилась. На Довженко рядом с «Мосфильмом» в свое время жили знаменитые артисты театра и кино: Савелий Крамаров, Галина Беляева, Эмиль Лотяну. В стенах дома сняли несколько кинофильмов, в том числе панорамные кадры светящихся окон в финальной сцене картины «Москва слезам не верит». Олимпиада прошла, и от проекта круглых домов отказались. Районы продолжили застраивать зданиями более привычной формы.Архитектор Сергей Ткаченко рассказал МОСЛЕНТЕ, как строили круглые дома, почему история с Олимпиадой на самом деле притянута за уши и по какой причине власти отказались от дальнейшего строительства оригинальных жилых кластеров.Сергей Борисович Ткаченко, бывший глава НИиПИ Генплана МосквыОсновной причиной строительства этих домов стало то, что, невзирая на экономичность и дешевизну, удобное расположение девятиэтажных зданий в кварталах всем немного… я не хотел бы говорить слово «приелось», но поднадоело. На кого-то эти типовые панельки даже морально давили. Поэтому ГлавАпу (Главное Архитектурно-планировочное Управление Москомархитектуры — прим. МОСЛЕНТЫ) разрешило архитекторам попробовать сделать из типовых проектов здание какой-нибудь необычной формы.Ну, тогда, конечно, «змею» сделать было слабовато, поэтому разработали проект вот таких больших круглых зданий. Они должны были стать образцово-показательными, оживляющими район и все в этом духе. Партией и правительством было принято решение, работа пошла. Самое главное — политическое решение, дальше все было согласовано. Архитектором был Евгений Стамо. Я его застал еще как начальника мастерской, когда работал в первом Моспроекте у Белопольского (Яков Борисович Белопольский – советский архитектор). Помню, я завидовал тем, кто у Стамо олимпийскую деревню проектировал, тоже туда хотел. Но попал в другое место в итоге. И абсолютно правильно.Особенностей у этих домов по большому счету никаких нет. Возьмите обычный дом и согните его бубликом — ничего кардинально нового не выйдет. Он был типовой панелькой, в некоторых местах вставки монолитные делали.Были проекты олимпийской деревни в форме этих колец, но в итоге победили другие разработки. Более дешевые. Вообще, олимпийские деревни никогда не делали дорогими, это такой принцип. Значит, этот проект не годился. Сначала в домах временно проживают спортсмены, а после этого их используют как экономичное жилье. Ну, у нас все жилье тогда экономичное было.Причин для отказа от дальнейшего строительства этих домов было несколько. Во-первых, неэкономичное использование городской территории — на такой же площади можно поставить больше квадратных домов, чем круглых. Во-вторых, в таких домах возникают проблемы с инсоляцией. Круглый дом это, конечно, хорошо, но есть квартиры, которые ориентированы на север, солнечного света в них попадает мало. По нормативам они должны быть большего размера, но в Советском Союзе большие квартиры нельзя было всем подряд выдавать, вы же понимаете. Сейчас-то ладно: все делают бог знает как. А тогда нельзя было эти нормы нарушать. Квартира должна получать определенное количество прямого солнечного света, и все тут.В-третьих, хоть и строили из обычных панелей, проект на самом деле был индивидуальный, его делали от начала до конца. К типовой серии добавляли монолитные вставки, чтобы здание замкнуть в круг. Это удлиняло сроки строительства. Ну и стоимость, конечно, увеличивало. Это тоже сыграло свою роль. Не могу точно сказать, но скорее всего из-за такой формы и размеров дом создает возмущение воздуха. Турбулентность получается. Во дворе, например, может быть сильный ветер, свист разный. В итоге построили только два «бублика», на этом остановились.* Прошли годы, сегодня в знаменитых домах живут не артисты, а обычные москвичи. МОСЛЕНТА поговорила с жителями закольцованных домов и выяснила, какие сложности доставляет им нестандартное жилище. В квартирах нет квадратных комнат, все они имеют трапециевидную форму. Это из-за того, что внешняя сторона дома длиннее, чем внутренняя. Жители говорят, что это практически не заметно, но создает проблемы при ремонте.В доме плохо работает вентиляция, в некоторых квартирах появляется плесень. Имеет ли это отношение к форме дома или происходит из-за неправильной эксплуатации, сказать сложно.У гостей круглых домов часто возникают сложности с поиском нужного подъезда и квартиры — это не так просто, даже учитывая написанные крупными цифрами номера парадных. А жители сталкиваются с проблемой парковки — слишком много машин для такого маленького двора.Еще одна особенность круглых домов — акустика:Жители отмечают, что у «колец» есть и много достоинств. Например, на первом этаже расположены разные социальные объекты: магазины, аптеки, в доме на Нежинской улице есть даже своя библиотека.Среди жителей легендарных домов ходят слухи, что «бублик» на Довженко собираются сносить. Но на данный момент подтверждений этому нет. «Про снос я ничего не слышал. Дело в том, что девятиэтажные дома невыгодно расселять и сносить. Я думаю, что сейчас жильцы могут спать абсолютно спокойно, пока временные экономические затруднения в стране не закончатся», — успокаивает жителей архитектор Сергей Ткаченко.