Как московских продавцов озадачил торговый сбор
Заплатить налог и 200 рублей штрафа за просрочку или 40 тысяч — после проверки?Несмотря на окончание 7 июля официального срока регистрации предпринимателей в качестве плательщиков торгового сбора, налоговая служба продолжает принимать от них заявления. Как пояснили в УФНС по Москве, опоздание с регистрацией не является серьезным нарушением: опоздавшим нужно оплатить минимальный штраф — 200 рублей. Серьезные штрафы грозят только при проверке.
«Штраф в 10 процентов от оборота (но не менее 40 тысяч рублей) грозит только в случае, если нарушение будет выявлено при проверке. За несвоевременную подачу уведомления штраф составляет только 200 рублей», — отмечает официальный представитель налоговой службы.
Впрочем, лояльность чиновников понятна: из 260 тысяч торговых предприятий, по данным Росстата, к середине июля было зарегистрировано только 35 тысяч плательщиков торгового сбора. Ранее департамент экономической политики правительства Москвы рассчитывал, что всего будет подано порядка 100 тысяч уведомлений.
«Многие небольшие компании просто выжидают, подсчитывают, что для них будет выгоднее — зарегистрироваться или ждать проверки», — уверен председатель комитета по инвестиционной политике Торгово-промышленной палаты Антон Данилов-Данильян. — Мы уже озвучивали свои опасения: часть еще работающих предприятий может уйти в тень».
Торговый сбор на территории Москвы введен с 1 июля. Это фиксированный платеж, взимаемый c торговых объектов. Платить его необходимо тем, кто торгует, вне зависимости от прав собственности на помещение. Если торговое помещение арендовано, потребуется встать на учет и сообщить об этом в инспекцию.
Платить сбор необходимо даже в том случае, если хотя бы один день в квартал компания ведет торговую деятельность. На сумму начисленного сбора можно уменьшить другие выплачиваемые налоги: например налог на прибыль или НДФЛ. В мэрии уверены, что сбор является по сути минимальным налогом, уплачиваемым в столичный бюджет. И честный бизнес не почувствует роста фискальной нагрузки.
После того, как несколько лет назад налоговая нагрузка была повышена, мы снова видим уход малого бизнеса в тень. При введении любого нового сбора ситуация будет аналогична: те, кто не платил налоги не станут их платить и в дальнейшем, а вот честные предприниматели призадумаются, не уютнее ли им будет в тени
Павел Сигал
вице-президент «ОПОРЫ России»
От сбора освобождена торговля в кинотеатрах, музеях, театрах, если выручка компании или предпринимателя от продажи товаров ниже, чем от продажи билетов. Кроме того, не обязаны платить сбор парикмахерские, химчистки, прачечные, а также мастерские по ремонту одежды, обуви, кожаных, ювелирных и металлических изделий и ключей, если площадь зала для продажи сопутствующих товаров у них занимает менее 10 процентов зала обслуживания.
«Дополнительную налоговую нагрузку получат лишь те, кто вообще уклонялся от налогов. Именно это важно для города — чтобы все предприниматели находились в условиях равной конкуренции, а не выигрывали те, кто не платит налогов. Также обращаем внимание, что за основу торгового сбора была взята патентная система налогообложения, действующая в городе Москве, ставки по которой в среднем в 3-5 раз ниже предельных ставок, установленных Налоговым кодексом РФ. Кстати, стремительный рост покупаемых в этом году патентов в сфере розничной торговли говорит о том, что предприниматели действительно оценили этот удобный вид налога», — отмечает официальный представитель департамента экономической политики и развития Москвы Дарья Левченко.
Согласно принятому закону, для маленького магазина в спальном районе (площадью не более 50 квадратных метров) ставка сбора составляет 10 тысяч рублей в месяц, для такого же, но в центре — 20 тысяч рублей.
Крупные торговые центры будут выплачивать сбор, исходя из своих торговых площадей. Например, при площади торгового зала в 1000 квадратных метров магазина в ЦАО, сбор составит 430 тысяч рублей в год.
По данным Росстата, оборот 260 тысяч розничных предприятий в 2014 году составил 4,4 триллиона рублей. То есть, если верить официальной отчетности, выручка одного магазина составляет около 17 миллионов рублей в год или 1,4 миллиона рублей в месяц. То есть «новая» налоговая нагрузка на один столичный магазинчик составит сотые доли процента. С учетом того, что средняя общероссийская налоговая нагрузка на розничную торговлю (отношение уплаченных налогов к выручке) составляет 2,6 процентов, столичный сбор будет всем под силу.
Но официальная отчетность — цифра лукавая. При розничном обороте в 4,4 триллиона рублей, в прошлом году оборот оптовой торговли в столице составил 18 триллионов рублей. Даже учитывая, что часть проданных оптовиками товаров была увезена в другие регионы России, понятно, что значительная часть розничных продаж в столице проходит мимо кассы, то есть, вообще, без уплаты налогов. Всего дополнительные поступления от торгового сбора в столице оценивают в 1,2 миллиардов рублей.
«Торговый сбор как раз и призван вывести бизнес из тени, выровнять налоговую нагрузку между участниками рынка, чтобы устранить ситуацию, когда из двух рядом стоящих объектов один исправно платит налоги, а второй умышленно занижает прибыль, платя 16 процентов от нуля, тем самым становясь более рентабельным по сравнению со своим соседом-добросовестным налогоплательщиком. Налоги — метод формирования здоровой конкуренции», — говорит Левченко.
Впрочем, предприниматели все равно ожидают худшего.
«Когда в начале нулевых была внедрена упрощенная система налогообложения, мы фиксировали выход бизнеса из тени — по нашим оценкам, обелились около 70 процентов предпринимателей, — говорит вице-президент «ОПОРЫ России» Павел Сигал. — После того, как несколько лет назад налоговая нагрузка была повышена (они стали также платить пенсионные взносы), мы снова видим уход малого бизнеса в тень. При введении любого нового сбора ситуация будет аналогична: те, кто не платил налоги не станут их платить и в дальнейшем, а вот честные предприниматели призадумаются: не уютнее ли им будет в тени».
Тамара Карамазова