«Выставка заканчивается, так что выхода нет»
Как штурмовали Серова в Третьяковской галерееС 7 октября прошлого года в отделении Третьяковской галереи на Крымском валу проходит выставка картин Валентина Серова, посвященная 150-летию художника. В воскресенье она уже закроется, поэтому ажиотаж нарастает. Корреспондент МОСЛЕНТЫ пообщался с посетителями в очереди, которая растянулась на сотни метров.
С 7 октября прошлого года в отделении Третьяковской галереи на Крымском валу проходит выставка картин Валентина Серова, посвященная 150-летию художника. В воскресенье она уже закроется, поэтому ажиотаж нарастает, в четверг нетерпеливая публика даже повредила двери. Корреспондент МОСЛЕНТЫ пообщался с посетителями в очереди, которая растянулась на сотни метров.
Интерес к экспозиции рос обратно пропорционально количеству дней, оставшихся до ее закрытия. Работы Валентина Серова выставляются на Крымском Валу четвертый месяц, но пик посещаемости наблюдается сейчас. Люди, пришедшие в последние дни работы экспозиции, увидели огромную очередь, растянувшуюся от входа в галерею до Садового кольца. В ней стояли люди, которые не позаботились заранее о покупке билетов на выставку.
я выбрал вместо рекламы.
/imgs/2016/01/22/07/38813/87d5fece0d8553f04c0d0a293d243b1dab5fccb5.jpg)
/imgs/2016/01/22/07/38817/003d167e6bc59c4b08a02fca3d74d7c17f7be89f.jpg)
/imgs/2016/01/22/07/38816/db496b8c8f6b1bc833744378b6675897bddefe24.jpg)
/imgs/2016/01/22/07/38815/1c1332071e924dd9c12b2cb7fd7a5137213716f3.jpg)
/imgs/2016/01/22/07/38814/775b6625a89cc2e298557aa32fbfca1ba3b9a38c.jpg)
Бухгалтер Татьяна уже не первый раз мерзнет в очереди к прекрасному
Фото: Артем Житенев / МОСЛЕНТА
Более предусмотрительные посетители — те, что купили билеты через интернет, — могли пройти без очереди. Во всяком случае, так сообщается на сайте галереи. Предусмотрительных ценителей искусства оказалось тоже немало. Для тех, кто идет без очереди, организовали отдельную очередь в соседний вход Третьяковки. Очередь идущих без очереди раза в три короче обычной, но лица в ней не менее сосредоточены, чем у тех, кто стоит за билетом.
«Два билета!» — отчаянным голосом произносит женщина в короткой норковой шубе. В ее ледяных руках зажаты два листочка с логотипом Третьяковской галереи. Она показывает их всем, кто подходит к концу обычной очереди. Это не перекупщица, как может показаться на первый взгляд. Они с подругой отстояли два часа в очереди на вход и, отчаявшись, решили избавиться от билетов на самую полную экспозицию Валентина Серова. Работы мастера собрали из двадцати пяти отечественных музеев, четырех иностранных, а также из частных коллекций. Но женщин это больше не волновало. Они замерзли, пали духом и просто хотели домой.
«Я уже не первый раз в подобной очереди. До этого как-то в Пушкинский музей стояла тоже долго, — говорит Татьяна, бухгалтер. Она ушла с работы, чтобы попасть на выставку. — Я дилетант, конечно, но Серов мне знаком с детства. Знаю, что «Девочка с персиками» выставляется в обычной экспозиции Третьяковки, но тут будет очень много редких картин».
У людей сейчас огромная тяга к фигуративному реализму в его высшем проявлении, которым и является творчество Серова. А все эти поллоки, уорхолы и даже шалости позднего Пикассо — это временно
Александр Константинович
кандидат биологических наук
Кто застал мавзолей Ленина в советские годы, помнит очередь, которая тянулась, порой, до самого Александровского сада. Но она двигалась довольно быстро, а на Крымском валу все сложнее. Люди стоят на морозе и думают о высоком. Больше похоже на ажиотаж в первый день продаж новых «айфонов». Правда, контингент пришедших на выставку Серова — это не хипстеры со стаканчиками кофе, как можно было ожидать, а люди среднего и пожилого возраста. Молодежь есть, но их не больше двадцати процентов.
«Я приехала из Питера специально на эту выставку, — говорит Александра, студентка Санкт-Петербургской Академии художеств. — Стою уже около получаса, и длина очереди меня особо не пугает. Здесь и профессиональный интерес, и повод лишний раз съездить в Москву».
я выбрал вместо рекламы.
/imgs/2016/01/22/08/38836/3adc3af5d7ee04378d3fdbd108f38ca4e990f7c5.jpg)
/imgs/2016/01/22/08/38837/a2dc312808d01b0bf759dc1cc1718dd3ff6cdb39.jpg)
/imgs/2016/01/22/08/38833/70f05862f421fa75d486c4644acebbacefdd3b46.jpg)
/imgs/2016/01/22/08/38835/00d2bb86c87ad4e536e5164dff0cfcabeeaf7623.jpg)
/imgs/2016/01/22/08/38834/17e30554d05f7fee3ce4aebd7a227a17066184ff.jpg)
Большая очередь — в кассу, поменьше — для тех, у кого уже есть билеты
Фото: Артем Житенев / МОСЛЕНТА
В середине очереди за билетами лица людей становятся еще более одухотворенными. Возможно, действует близость работ великого мастера, а может успокаивает двухчасовое стояние на морозе.
«Я большой любитель искусства, — говорит Александр Константинович, кандидат биологических наук. — Лувр, Уффици, галереи в Вене, Китае, Индии — стараюсь посещать выставки в каждой стране, где бываю. Серов, конечно, уникален. У него великолепный колорит, хотя он не считал себя колористом, утверждал, что основа живописи — это рисунок. Но, в первую очередь, Серов — великолепный психолог, так тонко он отмечал характер людей в своих портретах. Полагаю, что эта выставка имеет такой фантастический успех от того, что у людей сейчас огромная тяга к фигуративному реализму в его высшем проявлении, которым и является творчество Серова. А все эти поллоки, уорхолы и даже шалости позднего Пикассо — это временно».
Вплотную к очереди из тех, кто стоит без очереди на полпути к прекрасному, расположился мобильный пункт с кофе-машиной, разливающей горячие напитки в картонные стаканчики. Что очень кстати, ведь на улице минус двенадцать.
я выбрал вместо рекламы.
/imgs/2016/01/22/07/38825/534adc56dd2be9c4cab31e5c3ee2a9d2ec60b1fe.jpg)
/imgs/2016/01/22/07/38823/ec207807d82e592e45072afd92882b0e2b7ed8c8.jpg)
/imgs/2016/01/22/07/38824/6e600870489e8bc27a526e81a063eabef3e6cd7b.jpg)
/imgs/2016/01/22/07/38826/6351489d32a401f0e9997954357cd6253647b957.jpg)
/imgs/2016/01/22/07/38828/3817d74ef684747aa9e37b6d57691ff74a453a7d.jpg)
Фото: Артем Житенев / МОСЛЕНТА
«Мы думали, что стоять вообще не придется, — говорят студенты Митя и Таня. — Неделю назад мы приезжали неподготовленными, встали в общую очередь, но в итоге не выдержали и уехали. Теперь вот специально купили электронные билеты, чтобы не мерзнуть, но стоим здесь уже два часа».
Митя с Таней пришли по совету друзей, которые уже были на выставке и остались в полном восторге. Вообще, большинство опрошенных около ЦДХ пришли, послушав рекомендации друзей и коллег. И многие штурмуют галерею не в первый раз.
Для тех, кто идет без очереди, организовали отдельную очередь
«Мы приезжали в субботу, тоже с билетами, но решили не стоять, — говорят Константин и Елена, финансист и домохозяйка, которые только-только встали в очередь. — Но очередь мы уже видели, и для нас это не сюрприз. Решили, что сегодня пойдем до конца, выставка скоро заканчивается, так что выбора нет. Вряд ли при нашей жизни еще раз соберут столько работ Серова в одном месте».
Выставка, посвященная 150-летию Валентина Александровича Серова закрывается 24 января. После этого картину «Девочка с персиками» можно будет видеть на обычном месте в экспозиции Третьяковской галереи каждый день, кроме понедельника. Правда, уже без очереди.
Владимир Еркович