«Граффити? Я бы назвал эту картину фреской»
На Большой Дмитровке открылся сквер Майи Плисецкой и скоро появится памятникБезымянное пространство на Большой Дмитровке стало 20 ноября сквером имени Майи Плисецкой. На церемонию торжественного открытия пришли не только представители столичной мэрии и коллеги покойной балерины по театру, но и простые москвичи, вдохновленные творчеством примы.
По всему скверу стояли фотографии балерины, под каждой из них поклонники таланта Плисецкой положили белые розы.
Там торжественно открыли бронзовую табличку с надписью «Сквер Майи Плисецкой назван в честь выдающейся российской балерины. Открыт 20 ноября 2015 года». Возложить цветы к ней пришли заммэра Москвы Леонид Печатников, глава департамента культуры города Александр Кибовский, член Попечительского совета Большого театра, вице-премьер Ольга Голодец и композитор и пианист Родион Щедрин.
«Майя родилась в Москве, училась в Москве, танцевала в Москве. И ей удалось преодолеть тот этап человеческой жизни, который называется старостью. До последней минуты она была сильна. Хорошо, что именно в свой день рождения она вошла в будущее — в этом сквере», — сказал Щедрин перед тем, как с таблички сдернули покрывало и под нее положили первые цветы.
Печатников добавил, что сквер находится не так далеко от Большого театра, так что его можно назвать «театральным» местом столицы.
«Конечно, мы надеялись отмечать юбилей Майи Михайловны не так. Думали, что она будет с нами. Но не вышло», — добавил он.
В первый день существования сквера там оказались не только поклонники, пришедшие специально, но и те москвичи, кто просто проходил мимо в это время.
«Мы хотели в Камергерском переулке в кафе посидеть, пошли от «Чеховской» по Дмитровке. Случайно внимание обратили на граффити, ну и на толпу, конечно. Решили остаться. Мы никогда Плисецкую на сцене не видели, но граффити впечатляет», — рассказали МОСЛЕНТЕ студентки Анастасия и Жанна.
Представители старшего поколения настроены более строго.
«Слишком яркая получилась картинка. Мне кажется, Плисецкая — это воплощенная классика, так что ей и нужно было бы что-то другое, спокойное, изящное. Но, с другой стороны, может, так молодежи будет проще понять?» — задалась вопросом Вера Васильевна, пришедшая к скверу с небольшим букетом хризантем. Об открытии мемориала она узнала из газет.
Впрочем, отчасти с такой позицией согласился и глава столичного департамента культуры Александр Кибовский.
«Граффити? Я бы назвал эту картину фреской. И, может быть, здесь появится еще одна картина — на стене напротив, она ведь тоже пустая. А потом, возможно, и памятник Майе Михайловне. Ее имя ассоциируется с балетом не только в Москве и не только в России, но и во всем мире. И здесь актуально выражение «Это нужно не мертвым, это нужно живым», — рассказал Кибовский.
Кроме того, он не исключает, что сквер Плисецкой может стать главным «балетным» местом Москвы, где будут проводить небольшие выездные выступления — может быть, детских балетных школ.
«На следующей неделе Российское военно-историческое общество внесет в Мосгордуму предложение по установлению памятника Плисецкой в этом сквере. Там будет закрытый конкурс между молодыми скульпторами. Поскольку Майя Михайловна была достаточно скромным человеком, я думаю, что памятник будет достаточно изящным. Его рабочее название — «Русскому балету», — рассказал Сергей Половинкин, начальник отдела монументов, памятных знаков и мемориальных досок департамента культуры.
Некоторые гости специально приехали в Москву ради этого дня — открытия сквера и памятного концерта в Большом в честь 90-летнего юбилея примы.
«Мне кажется, на граффити у Майи руки слишком мощные получились. Но, вообще, ярко, красиво. Мы пятнадцать лет с ней были знакомы, дважды она приезжала в Белград — один раз танцевала сама, второй раз приезжала на концерт Щедрина. Очень надеялась, что нам удастся вместе отпраздновать ее юбилей», — рассказала МОСЛЕНТЕ сербская переводчица Загорка Зецевич. Благодаря ей в Сербии смогли прочитать мемуары балерины — «Я, Майя Плисецкая…» и «Читая жизнь свою…».