«Мода на паблик-арт только набирает обороты». Зачем и кому нужны арт-объекты на улицах Москвы
«Паблик-арт как пиар-продукт»
Помните, какой невидалью казались благоустроенные жилые дворы с современными детскими площадками? Сегодня это уже общее место. На этом уже толком не пропиаришься, и уж точно с помощью этого не выделиться на общем фоне. Это создает добавочную стоимость, но не создает вау-эффект. Паблик-арт в этом смысле панацея, хотя и он, разумеется, станет общим местом в обозримом будущем. Но пока мода на паблик-арт только набирает обороты – это hot & sexy, как говорится. Многие девелоперы – не буду пока говорить, кто конкретно – планируют проводить конкурсы на паблик-арт, к нам уже обращаются с соответствующими запросами как к профессиональному оператору.
Чиновники, прежде всего московские, тоже живо интересуются современной скульптурой, но они же этой темы немного побаиваются. С паблик-артом есть такая штука, что благодаря своей необычности он очень «инстаграбельный», но реакция общества на него часто непредсказуема. Чтобы она была предсказуема, необходимо проводить исследования контекста, в частности ландшафтно-визуальный анализ, соцопросы, внимательно продумывать концепцию, чем зачастую пренебрегают из желания сэкономить. Наглядным примером здесь может послужить история с «Большой глиной № 4» Урса Фишера перед зданием ГЭС-2. Ее в какой-то момент просто установили на Болотной набережной и все, то есть никто не удосужился подготовить общественное мнение к ее появлению.
«Борьба смыслов»
Иногда меня спрашивают, в чем принципиальная разница между паблик-артом и традиционным монументальным искусством: разве «паблик» – это не все, что публично? И да, и нет.
Проблема в том, что у паблик-арта нет однозначного искусствоведческого определения – это сравнительно молодое явление. Я использую сам термин исключительно для обозначения современной городской скульптуры – в противовес всему традиционному, фигуративному.
Юлия Бычкова
продюсер фестиваля «Архстояние», директор Бюро Никола-Ленивец
По одну сторону для меня – Рукавишников, Щербаков, Бурганов, по другую – Полисский, Орехов, Ермаков. Об этом можно почитать на моем Telegram-канале «Каллипига Калужская».
Традиционное монументальное искусство рассказывает о былом, оно как бы передает настоящему послания из прошлого, в то время как паблик-арт говорит о настоящем, иногда о будущем, реагирует на современную повестку, на потребности общества, на городской контекст. Эти направления различаются не только по форме, но и по смыслу. Что транслирует скульптура Пушкина, например? Что был великий поэт Александр Пушкин, живший в славную эпоху Александра I. Что транслирует скульптура Романа Ермакова «Композиция в черную полоску» во дворе Музея Москвы? Тут еще надо поломать голову, интерпретаций может быть множество. Но совершенно ясно, что она не про вчера.
Налицо борьба старых смыслов с новыми. Мы, русские, привыкли жить прошлым, которое нас одновременно тяготит и укрепляет. О будущем мы любим фантазировать, но планировать нам не очень нравится. А вот настоящим мы, как правило, пренебрегаем. «Как-нибудь срастется, что-нибудь да выйдет», – обычно говорим себе мы. И сейчас, на примере этой драмы столкновения традиционной скульптуры с паблик-артом, мы можем наблюдать, как происходит постепенная переориентация общества на новые смыслы. Это случится, уверена.
В конце концов, невозможно в стране, которая провозглашает научно-технологические инновации одним из ключевых приоритетов, продолжать лепить тут и там статуи в мантиях. Это не значит, что традиционная скульптура уйдет, но она однозначно утратит монополию на смыслы.
«Серьезный социальный инструмент»
Полагаю, в скором времени в России – не только в Москве – появится хорошо отлаженная система установки паблик-арта. И Бюро Никола-Ленивец уже сейчас прикладывает к этому все возможные усилия.
У нас был прекрасный опыт, когда в 2021 году Никола-Ленивец пришел на Красную площадь с проектом «Красный сад». Тогда мы выставили перед главным фасадом ГУМа восемь работ известных российских художников, и они стояли там все лето, прямо напротив Кремлевской стены и Мавзолея Ленина, а потом переехали в локации, для которых специально создавались. Этим проектом мы очень гордимся, потому что он продемонстрировал, насколько неконфликтным может быть качественное современное искусство даже в зоне, скажем так, особого внимания ФСО.
Прекрасно, что в городе проходит фестиваль современного искусства «Здесь и сейчас», благодаря которому на улицах Москвы появляются серьезные дорогие работы первоклассных художников. Но мне бы хотелось, чтобы подобных инициатив было больше и чтобы «украшение столицы» не было при этом единственной мотивацией. Потому что паблик-арт – это серьезный социальный инструмент, который может на разных уровнях влиять на развитие общества и городской среды. Его не стоит недооценивать.