«Плыли, затыкая пробоину ногой». Как двое москвичей прошли Яузу на веслах и зачем они это сделали
Про дерзкий замысел
Мы с другом давно обсуждали, как круто было бы на байдарке по Яузе проплыть. Ведь это забытая река: она вроде есть, но ее как бы и нет. Я у Яузы живу на Преображенке, но у нас она как будто пропала — никаких активностей на воде.
Смеялись-смеялись, а когда на этот Новый год переплывали Ганг на арендованной лодке с лодочником-индусом, окончательно договорились устроить сплав в Москве. Тогда мы решили, что знаем только одну такую же грязную речку — нашу Яузу, и что надо будет обязательно пройти по ней, когда станет тепло. Лето пришло, и мы это сделали.
Про лодку и каршеринг
Для начала нашли через интернет прокат снаряжения для походов. Оказалось, что все удовольствие стоит пять тысяч рублей на двоих. За эти деньги на неделю дают двухместную байдарку «Шуя-2», очень рекомендую.
Взяли лодку, доехали с ней на каршеринге до Мытищ. В районе железнодорожной станции Тайнинская оставили машину, спустились к реке и сплавились... при том что Яуза совершенно для этого не предназначена. Но в этом и ее плюс. Поскольку это не какая-то горная река, пройти ее по силам даже начинающим байдарочникам. У нас, например, опыт был нулевой.
Про приключения
Яуза достаточно пологая. Но из-за того, что там каждые десять минут какая-то хренотень происходит, сплавляться по ней — целое приключение. Например, после этого мы сплавлялись по Москве-реке от Звенигорода, и оказалось, что это совсем неинтересно — просто широкая река и ты гребешь себе спокойно. Ничего не происходит, только пейзажи медленно меняются.
А тут — приключения с самого начала. Каждые минут 10-15 нужно выходить из лодки, перетаскивать ее через какие-нибудь трубы и преграды, обходить непонятно что, торчащее из воды, чинить лодку. Все потому, что недавно построенная хорда (СВХ) в районе Ботанического сада — место специфическое. Сверху-то все построили, а вот снизу, где река... Она вся в арматурах, в преградах. Хорошо, что у нас только одна пробоина случилась.
Про красоты маршрута и опасные места
Маршрут изумительной красоты — что в Мытищах, где это узкая, очень живописная, заросшая, как в джунглях, речка, что потом, когда МКАД переезжаешь и Яуза сразу становится широкой.
С двух сторон по берегам Сергей Семенович Собянин сделал парки. Наверное, на протяжении часа, пока спускаешься с севера Москвы вниз, в сторону ВДНХ, все вокруг очень симпатично и красиво. Казалось бы, дайте людям лодки, организуйте сервис, чтобы они могли в точке А их взять и в точке Б сдать через час. Но, видимо, нескоро еще такое будет.
Потом началась некрасивая и даже достаточно опасная часть маршрута. Только люди в хорошей спортивной форме могут сделать то, что мы там делали, потому что есть места в промзонах, где все завалено заборами, колючей проволокой и деревьями. И много раз перетащить через такое лодку было настоящим испытанием.
Клевые отрезки — от МКАДа до Ботанического сада. Дальше ужасный и опасный отрезок в промзонах. А потом опять приятный кусок от Ростокино до Преображенки, до Богородского вала.
Та часть Яузы, которая всегда у всех на виду — от Преображенки до Москвы-реки, это тихая спокойная речка, где нет никакого течения, никаких порогов. И там только один раз надо было вытаскивать лодку, чтобы перетащить ее через плотину.
Про кофе и большую воду
Восемь часов нам понадобилось, чтобы пройти эти 34 километра. Это достаточно быстро, несмотря на то, что плыли мы с перерывами. У одного парка припарковались, выпили кофе, съели по хот-догу. Надо было видеть глаза продавца, который вообще не понял, откуда мы взялись, потому что палатка стояла у речки и получилось, что мы из-за спины у него вылезли.
У нас изначально была идея доплыть до Кремля. Но когда началась большая вода, пошли волны, и мы решили: все, хватит с нас. И хорошо, а то, уверен, достаточно быстро приехали бы сотрудники органов — все-таки большие суда рядом ходят.
Честно сказать, мы даже не выясняли, есть ли какие-то запреты и ограничения. Пока ты сплавляешься по Яузе, там даже есть места для байдарок, для байдарочников, которые профессионально этим занимаются. Надпись о том, что здесь плыть нельзя, попалась только один раз в промзоне.
Про пробоину
Пробоина была маленькая, а не то, что наша «Шуя-2» пошла под списание. Так что нас даже не оштрафовали. В аренду нам давали лодку с ремонтным набором, в котором есть клей и заплатка. Мы ее более-менее починили, но этого, правда, не хватило, потому что клей должен был засохнуть, а у нас пары лишних часов не было.
Так что плыли, затыкая пробоину ногой и вычерпывая воду картонным стаканчиком. Лодка достаточно быстро наполнялась водой и грозила утонуть, но стаканчик из-под кофе нас спас. Один греб, другой вычерпывал, потом менялись.
Про последователей
Люди уже повторяют наш маршрут. Знакомые, узнав про всю эту историю с заплывом по Яузе, говорят: «Офигенно! И нас бери обязательно в следующий раз на все такое». Журналисты стали звонить. Наш сплав оказался для всех сюрпризом. Мне пришло множество отзывов типа: «Боже мой, у нас есть Яуза! Никита, спасибо, что рассказал, напомнил».
Весь маршрут не каждый осилит. Стоит пройти клевые куски — от МКАДа до Ботанического сада, после которого мы как раз и пробили лодку, и от Ростокино до Преображенки, а там можно паковаться — либо, как мы, взять каршеринг, либо попросить, чтобы кто-то вас встретил, либо заказать такси. Хотя при спортивном настрое можно и пешком и на общественном транспорте с лодкой передвигаться. В сложенном виде она вместе с рюкзаком весит 18 килограммов.
Про впечатления от сплава
Оказалось, что Яуза — очень чистая река. Не было в воде, как в моем детстве, холодильников, машин, трупов кошек.
Сейчас идешь по Яузе — никакого мусора. Мы его видели буквально в двух-трех местах. Все очень достойно, никакого ощущения антисанитарии. Это здорово, река удивила. Видно, что ее чистят и делают это очень хорошо.