Опубликовано 19 сентября 2022, 00:01
6 мин.

«Стало ясно, что это "Пиво", а думали — "Вино"». Как удалось отстоять и спасти дореволюционные вывески на стене известного столичного дома

Трудовая коммуна «Вспомнить все» и ее вдохновительница Наталья Тарнавская восстанавливают московскую старину на народные деньги, причем сбор средств организуют сами. В основном расчищают рекламные надписи на фасадах, такие как вывески «Булочная и кондитерская» на Покровке и «Заводско-техническая контора. Инженер Фалькевич» в Кривоколенном переулке. Сейчас «Вспомнить все» реставрируют фасад главной достопримечательности Хитровки, знаменитого дома Ярошенко. «Мослента» узнала у Тарнавской и ее коллег, как и зачем они спасают живые осколки старой Москвы.
«Стало ясно, что это "Пиво", а думали — "Вино"». Как удалось отстоять и спасти дореволюционные вывески на стене известного столичного дома
Фото: Ирина Овчинникова / Фотобанк Лори

«Ничего подобного до сих пор не обнаруживалось»

Наталья Тарнавская, идейная вдохновительница и активистка трудовой коммуны «Вспомнить все»

Дом Ярошенко — как Кривой переулок в «Гарри Поттере». В неожиданных местах из него вылезает какая-то фантастическая бородатая древность, которая совершенно не мешает зданию жить современной жизнью.

«Стало ясно, что это "Пиво", а думали — "Вино"». Как удалось отстоять и спасти дореволюционные вывески на стене известного столичного дома

© Фото: Ирина Овчинникова / Фотобанк Лори

Этот дом — квинтэссенция Хитровки. Работать с ним мы стали благодаря Коле Аввакумову — скульптору, который там живет. Он спасает его от разрушения, уже много лет делает научную реставрацию здания.

Коля и изразцы XVII века здесь открыл, и следы первоначального декора палат, и клейма с орлами на кирпичах, и следы краски на фасаде XIX века. Он обратился к нам, мы чуть-чуть подковырнули, а там — буквы.

Оказалось, вывеска такая, что по уровню богатства и масштаба ей нет равных в Москве. Это комплекс из четырех ниш над арками бывших торговых проемов, над каждой из которых — свое слово. Это законченное художественное произведение, авторские буквы, а не просто удачно подобранный шрифт. Первая буква в каждом слове с красивыми авторскими завитками.

В простенках нарисованы картуши без надписей, заполненные штриховкой. То есть это целый торговый фасад.

Не отдельно висящая вывеска, а то, что мы видим, когда едем в Барселону, например, или в Мадрид и гуляем по какому-нибудь Готическому кварталу, где сохранились старые магазины. У них целый фасад — расписной, и там всегда есть сюжет. Вывеска перетекает в картинку. Ничего подобного в Москве до сих пор не обнаруживалось, а здесь нашлось.

Точной датировки этих вывесок нет. И до революции, и по новым правилам все четыре слова писались одинаково. Знаменитый трактир «Каторга», который описывал в своих произведениях Гиляровский, тоже назывался чайной. Но вход в нее находился со стороны Хитровской площади. Маловероятно, чтобы она дотянулась до той части здания, где мы сейчас ведем расчистку. Скорее всего это разные заведения, и наше — более новое, чем та самая «Каторга». Она работала тут в 1870-1880 годах, а наша — модерн, 1900-е. Явно недорогое «народное» заведение.

«Стало ясно, что это "Пиво", а думали — "Вино"». Как удалось отстоять и спасти дореволюционные вывески на стене известного столичного дома

© Фото предоставлено трудовой коммуной «Вспомнить все»

Проект мы делаем на народные деньги. На кикстартерах вроде «Планеты» не собираем, там очень большой процент. Ходим по людям, побираемся. Нужно 750 тысяч, и мы их почти уже собрали.

«Заметил, что видно фрагмент буквы»

Николай Аввакумов, скульптор, живущий в доме Ярошенко, основатель фонда «Хитровка»

Сейчас трудовая коммуна «Вспомнить все» устраивает экскурсии в дом Ярошенко. Собираются деньги на ремонт, люди жертвуют свою выручку. А есть гиды, которые водят группы и ничего нам не перечисляют, хотя делают бизнес на объекте, который мы реставрируем за свой счет. Они приходят даже в ночное время, и это самое неудобное. Такие вот прелести туристического центра.

«Стало ясно, что это "Пиво", а думали — "Вино"». Как удалось отстоять и спасти дореволюционные вывески на стене известного столичного дома

© Фото предоставлено трудовой коммуной «Вспомнить все»

Дом строился в несколько периодов: есть часть, которой 350 лет, а самая поздняя пристройка — 1866 года. Здание является объектом культурного наследия. Но капремонт нам не подходит, поэтому мы взялись восстанавливать его своими силами.

Пятиэтажные доходные дома начала века и конструктивизм несложно реставрировать: ободрал, ошпаклевал, коммуникации поменял. А в нашем случае в основе — дом XVII века, и хватало трещин, природа которых была неясна. Когда приходят реставраторы, они говорят, что никакой аварийности здесь нет. А нам тут нужна реставрация, консервация. Обычные методы капитального ремонта тут не подходят. Цементосодержащие материалы, которые они используют, плохо живут с историческим домом.

Два года назад историк-волонтер, который помогал мне на фасаде, нашел остатки вывески в простенке, которым Наталья сейчас занимается. Тогда это никого не заинтересовало, потому что очень мало чего осталось.

А в прошлом году я проходил в Подколокольном переулке, и заметил, что видно фрагмент буквы. Там, где сейчас ведутся работы, это «Воды» — самая сохранившаяся надпись, с нее начали раскрытие вывесок. Я тогда поставил со своим помощником лестницу, поднялся и смахнул отслоившийся фрагмент шпаклевки. Оказалось, под ним буква «Д».

«Стало ясно, что это "Пиво", а думали — "Вино"». Как удалось отстоять и спасти дореволюционные вывески на стене известного столичного дома

© Фото предоставлено трудовой коммуной «Вспомнить все»

Я написал реставратору Екатерине Дмитриевой, которая работает вместе с Натальей Тарнавской в трудовой коммуне «Вспомнить все». Она очень обрадовалась.

Екатерина, кстати, два года назад пришла и бесплатно укрепила первый раскрытый клочок с надписью между окон. Это сейчас окна, а раньше были торговые проемы, там двери стояли.

Мы связались с Натальей и решили, что в ближайший сезон получим разрешение, будем раскрывать и реставрировать эти вывески. После этого работа пошла.

«Исторические фотографии не сохранились»

Полина Сальникова, реставратор

Дом очень интересный. Он сложный в плане, и наша зона, где расположены вывески, — более поздняя, относится к XIX веку. Фасад был декорирован ближе к началу XX века. Живопись и роспись, которую мы обнаружили, относится к второму слою. Вначале дом просто был покрашен голубой краской. А потом, когда такое желание появилось у владельцев, он был расписан торговыми вывесками.

Фасад очень яркий, декоративный, выразительный. Мы недоумевали, почему не сохранились исторические фото с его изображением, — очень жаль.

Цокольная часть была черной, с черными карнизами по фасадами. В арочных пространствах над окнами расположены четыре вывески, написанные художником. В процессе работ мы обнаружили его подпись на первой и четвертой арках.

Сначала раскрыли «К-ц», думаем: что же такое? Купец? Потом еще немного отмыли, оказалось, это «Ж-ц». И потом осенило, это — живописец. На первой арке читается «Ж-ц В. К», дальше надпись в тяжелом состоянии. Пришлось ее демонтировать, кусочки красочного слоя будут реставрироваться в мастерской. Я подобрала 16 вариантов возможных соответствий. Судя то тому, что можно прочесть на четвертой арке, вероятно, это В. Казанов.

«Стало ясно, что это "Пиво", а думали — "Вино"». Как удалось отстоять и спасти дореволюционные вывески на стене известного столичного дома

© Фото предоставлено трудовой коммуной «Вспомнить все»

Что было над следующими арками, мы сказать не можем. Потому что там прошел глобальный ремонт, все сбили до кладки и перештукатурили. И самой сбитой штукатурки не сохранилось, а она могла бы дать нам какую-то информацию.

Так что мы работаем с той зоной фасада, где исторические штукатурки, — от угла дома до подъезда. И понимаем, что изначально наши арки были вписаны в систему росписи фасада. С черной каемочкой по периметру, на градиенте, он там от охристого к зеленому.

На фасаде дома — выступающие полуколонки между первым и вторым этажом. Они тоже декорированы — расписаны единовременно с нашими вывесками. Пилястры были бежевыми с черными кирпичиками. И еще один декоративный элемент — арки — изображен градиентом, от охры к синему. Думаю, в итоге работ мы сделаем графическую реконструкцию всего фасада, дорисуем его.

Надпись — белые буквы с черным контуром. Нам удалось выявить «Воды», «Столовую». Мы долго думали над словом на «Ч» из шести букв, все они узкие. По нашей гипотезе, это «Чайная». И самая первая надпись, она в наиболее тяжелом состоянии — тоже что-то короткое и крупное, четыре буквы, последняя — «о». По мере раскрытия стало ясно, что это «Пиво», хотя обсуждался и вариант «Вино».

По каждой вывеске мы готовим эскизы, как итоговое решение будет выглядеть, согласовываем их. У нас большой реставрационный коллектив, в обсуждении принимают участие пять реставраторов и химик-технолог.

Объем росписи в каждой арке вроде бы небольшой — около полутора квадратных метров. Но на то, чтобы отреставрировать один такой участок, у нас уходило около месяца.

Вопрос о датировке остается открытым. Такие модерновые техники и шрифты популярно было делать и в период НЭПа. Шрифт похож на дореволюционный, но нет твердого знака в конце подписи художника.