«У кого запросы попроще, оккупируют торговые центры...» Какие места в столице популярнее всего у подростков?
«Все очень любят город»
Мы провели качественное исследование, не опрос, а интервью с 25 подростками, которые живут в Москве и учатся в старших классах, начиная с седьмого. Мальчиков и девочек было поровну, все они из разных школ. Я со всеми разговаривала, и те, кому в принципе не интересен город, в число респондентов не попали.
Москву подростки любят. Ценят, что для каждого, кто тут живет, это место больших возможностей. Какими бы разными не были интересы и запросы, все их можно здесь реализовать. На вопрос: «Есть ли районы, которые вам не нравятся?», большинство затруднялись ответить. Свой район никто не назвал.
Когда я спрашивала, откуда такое позитивное отношение к Москве, подростки отвечали: «Потому что в городе в принципе есть все. Или ты уже знаешь места, где собираются люди, близкие тебе по интересам, или узнаешь, если захочешь».
Когда недавно я проводила большой опрос среди взрослых про отношение к Москве, то выяснилось, что они, как и подростки, очень любят город. Так что мнения представителей разных поколений насчет Москвы совпадают.
«Подростков отпускают одних с 12-13 лет»
В среднем сейчас подростки начинают самостоятельно передвигаться по городу позже, чем это было в поколении их родителей. Несмотря на то, что город стал более спокойным и безопасным, опасений у родителей теперь больше. В наши дни они в среднем начинают отпускать подростков самостоятельно передвигаться по городу с 12-14 лет.
Для детей Москва — это круг около дома и несколько случайных мест в других районах, где живут знакомые и родственники. Это довольно случайные точки, в которые дети ездят с родителями на машине или общественном транспорте.
Став подростками, они начинают передвигаться сами. К основным маршрутам добавляются походы и поездки на дополнительные занятия — в музыкальную школу, кружок или секцию, а также поездки с друзьями в центр.
«Набережные непопулярны, а бульвары — наоборот»
У подростков роль общения со сверстниками возрастает, они начинают больше вместе гулять после школы, иногда в том же районе, где она находится. Но чаще мне говорили о специальных поездках в центр, куда отправляются погулять компанией.
В основном приезжают и смотрят на то, что попадется на глаза. Очень мало тех, кто заранее гуглит и ищет информацию о том, что бы увидеть.
Места притяжения есть разные. Про библиотеки никто не вспомнил, а вот про музеи и выставки говорили гораздо чаще — это популярные места. Причем есть два типа интересов: те, кому нравится современное искусство, ездят в «Гараж», «Винзавод» и ГЭС-2. А кто-то говорит, что им ближе классические музеи, типа Третьяковки или ГМИИ имени Пушкина.
У кого запросы попроще, оккупируют торговые центры, таких тоже немало. А кто-то любит более экстремальные вещи — уехать неизвестно куда на каком-нибудь транспорте, а потом, сориентировавшись, оттуда выбираться. Вообще, для части подростков характерна идея, что город огромный, весь его не освоишь, и тем не менее хочется себе его представить, сформировать общую картину. Такие ребята любят из раза в раз выезжать в новые места при том, что большинство все-таки любит поездки в центр и прогулки там.
Попадаются и просто любители гулять, не важно, где. По сторонам они, конечно, смотрят, но ни на чем особенно не фиксируются. Для них главная ценность — далеко пройти.
Набережные непопулярны, а вот бульвары — наоборот, особенно у тех, кто любит покататься на велосипеде.
«Про кинотеатры, как центры притяжения, не говорил никто»
Есть те, у кого интерес к городу — специализированный. Например, в Москве много подростков, которые интересуются транспортом. У них есть сообщество в социальных сетях и они проводят время там, многие потом устраиваются на работу по такой специализации. Я бы сказала, что это профессиональная субкультура. И тем, кто этой темой интересуется, в Москве есть, куда сходить: четыре музея железнодорожного транспорта, детская железная дорога.
Те, кто катается на скейтах и роликах, ездят в рампы и на специализированные площадки, например, на Цветном бульваре.
А вот тех, кто говорил, что интересуется архитектурой, было очень мало. Подход в основном такой: если дом понравился, можем остановиться, погуглить.
Театры гораздо менее популярны, чем выставки и музеи. Воспоминания о них у подростков обычно сохраняются расплывчатые и нечеткие: с родителями на детские спектакли ходили и из школы водили, классику показывали. А какие пьесы смотрели, часто даже вспомнить не могут.
Про кинотеатры, как центры притяжения, не говорил никто. Наверное, причина в том, что для подростков билеты в кино очень дорогие.
«Самое популярное место — Парк Горького»
Очень популярен Китай-город и район Ивановской горки. С одной стороны, там есть места, где подростки постоянно тусуются, с другой — хватает недорогих вкусных «кормушек», где можно поболтать-пообщаться. Рядом и исторические красивые места, и интересные магазинчики, где можно что-то посмотреть. Красиво, вкусно, много возможностей пообщаться со сверстниками — что еще нужно, чтобы приятно провести время? Так что район очень популярен, причем часто в маршрут такого выезда входит и парк «Зарядье». Про Красную площадь никто не говорил, видимо, считается, что это место для туристов.
Конечно, самое популярное место, которое все называют — это Парк Горького. Он давно стал популярным, с тех пор, как его переделал Капков. Подростки говорят, что это одно из немногих мест, где безопасно, не разгонят и можно встречаться большими компаниями, поэтому представители субкультур могут там собираться.
К тому же там удобные прокаты велосипедов и самокатов, можно позаниматься спортом, потанцевать — есть, чем заняться. Это популярная точка, где и знакомятся с новыми людьми, и встречаются со знакомыми. С приходом холодов место становится менее популярным, хотя и на каток ходят, и на лыжах катаются.
«Есть те, у кого восприятие Москвы эмоционально-чувственное»
Есть подростки, которые воспринимают город интеллектуально. У них есть маршруты, которые они специально выстраивают. Многие говорят, что даже в одни и те же места интересно приезжать разными путями, чтобы увидеть многообразие города.
Есть те, у кого восприятие Москвы эмоционально-чувственное. Они рассказывают, что им не так интересно, какое прошлое у того или иного места. Важнее, как сегодня оно выглядит, как там пахнет, какие там люди, насколько модно они одеты.
У тех, для кого важнее всего вкус, есть любимые кофейни, кафе, и они предпочитают тусоваться вокруг них, изучая соседние магазинчики.
«Вспоминали "Бегущий город" и "Пушкинскую карту"»
Часть респондентов рассказывали, что их родители увлекались таким видом городского ориентирования, как «Бегущий город», брали их с собой с детства на забеги. И теперь они с друзьями тоже участвуют в этих соревнованиях. К ним надо готовиться, изучать информацию, знать места, отвечать на вопросы. Это помогает выяснить и запомнить про город много нового.
Вспоминали и про обучающую олимпиаду «Парки, музеи, усадьбы», которая проводится уже десять лет. Те, кто в ней участвовали, говорят, что это очень интересно, при командной работе возникает азарт, в таких условиях новую информацию легче запоминать и в результате они больше узнают о Москве.
Интересно, что многие говорили также про «Пушкинскую карту», по которой можно дешево или бесплатно сходить на интересные события и мероприятия.
«Для большинства подростков город — это часть тусовочной жизни»
В ходе уже другого исследовании взрослые ретроспективно рассказывали мне, как развивается этот процесс исследования Москвы, как они постепенно складывали у себя в сознании карту города. Подростки в меньшей степени осознают такое собирание фрагментов в мозаику большого знакомого мегаполиса. Для них Москва — это чаще всего свой район и центр.
В будние дни после уроков они едут погулять с друзьями из школы. Кидают клич в соцсетях: «Сегодня в 19:00 у шестого выхода из Китай-города», многие начинают маршрут по центру именно оттуда. В выходные часто собираются компанией с друзьями и знакомыми из других школ. Тех, кто любит гулять один, мало. Они говорят, что впитывать воздух, запах города им приятнее в одиночку, тогда их чувства больше раскрыты.
Для большинства подростков город — это часть тусовочной жизни, часть коммуникации. И в отличие от родителей, они чувствуют себя в Москве в безопасности.
«Часто идут в ближайший торговый центр или парк»
Когда я спрашивала, чего им не хватает, чтобы узнавать город, чаще выезжать из своего района, подростки отвечали, что информации. Причем, не той, которую надо искать, а той, которая сама тебя находит. Многим самим гуглить лень, но они готовы куда-то выезжать, если им попадается реклама событий или мест в соцсети.
В каждом районе есть локальные места, куда идут, когда не хочется далеко уезжать. Помимо торговых центров у ближайшего метро это, конечно же, парки, и взрослые, и подростки очень их сейчас любят. Битцевский, Измайлово, Сокольники, Царицыно, Коломенское, Кусково — любой ближайший парк.
Об интересных местах узнают через социальные сети — по сути это то же сарафанное радио. Плюс старшие с рук на руки передают «пароли и явки» младшим. Например, информация о районе Ивановской горки передается от одного поколения подростков следующему. Как только они вылупляются из материнской заботы, сразу начинают такую информацию проверять. В исследовании не принимали участие подростки, у которых денег столько, что о них можно не думать. Поэтому все говорили, что район, где дорого, вроде Патриарших прудов, менее привлекателен, чем место с дешевыми «кормушками», как, например, район Ивановской горки.