«Все теперь ищут что-то по-настоящему свое». Кто и зачем устраивает хендмейд-маркеты и ярмарки в Москве
Про особое время, барахолки и новые идеи
Ольга Каталина, директор благотворительного фонда «Артист»
Все началось где-то году в 2008-м или 2009-м. Именно тогда в столице стали появляться первые маркеты. Сейчас их уже можно с уверенностью назвать настоящим городским явлением.
Но тогда они были немного иными. Там не было мастеров, которые приносили бы на продажу товары, созданные вручную и, соответственно, в единственном экземпляре. Это были ярмарки, барахолки и распродажи, где люди встречались, чтобы обменяться вещами, которые им уже не нужны, но еще могут послужить кому-то другому.
Тогда было особенное время. Казалось, что тяжелые времена уже позади. Впервые по крайней мере жители Москвы осознали, что такое переизбыток. Тогда же появилась и идея осознанного потребления, которая почти сразу стала модной и очень популярной. Вещи перестали выбрасывать, их начали продавать или передавать из рук в руки. И для этого создавались отдельные мероприятия, выбирались специальные площадки.
Про новую моду и приход мастеров
Так что столичные маркеты выросли из секонд-хендов, районных барахолок, сообществ в ЖЖ по обмену какими-то вещами и домашних распродаж для друзей и знакомых. Все это было довольно увлекательным. Люди не только могли поучаствовать в каком-то интересном мероприятии, пообщаться друг с другом и заодно прихватить что-то, что могло быть полезным для них. В этих барахолках была и остается специфическая романтика: каждая вещь получает шанс на новую жизнь.
Со временем ситуация начала развиваться, меняться, обрастать новыми смыслами. За последние четыре или пять лет обмен вещами и секонд-хенды, с одной стороны, стали привычным явлением, а с другой — отошли на второй план. И появились те маркеты, которые мы знаем сегодня.
На площадки пришли мастера, которые создают уникальные вещи своими руками и готовы их продать. Тренд сменился. Основной темой маркетов стал хендмейд.
Одним из крупнейших в Москве стал маркет «Четыре сезона». В этом году ему исполняется десять лет.
Про французских фермеров и новые традиции
В последние годы маркетов стало значительно больше. Они перестали быть мероприятиями, которые проходят от случая к случаю. Многие из них проводятся регулярно, все знают примерные даты, когда их ожидать, и знают, что смогут там найти.
На таких площадках продают все: украшения, предметы интерьера, одежду, картины, кукол ручной работы, какие-то интересные и необычные аксессуары, а иногда даже мебель.
Популярности маркетов поспособствовало и то, что происходит в городе. Сегодня ярмарки в столице — это уже традиция. У нас есть цикл «Московские сезоны»: это большие городские фестивали, ни один из которых не обходится без ярмарочных площадок.
А ведь все это началось еще в 2012 году, когда в Москву приехали фермеры, торговцы и мастера из Франции. Они тогда поставили торговый городок на Манежной площади… И люди потекли туда рекой. Успех был невероятным!
После этого уже наша мэрия задумалась о том, что такой опыт нужно перенимать. Если мне не изменяет память, первый московский фестиваль стартовал в 2013 году. Это было «Путешествие в Рождество». Ему в этом году тоже исполняется десять лет.
Про брендовые вещи и благотворительные истории
Довольно часто маркеты — в той или иной мере благотворительная история. Их либо организуют фонды, занимающиеся помощью тем или иным людям в сложной ситуации, либо организаторы ярмарок направляют какую-то часть выручки на благотворительность.
И если маркет организует какой-либо фонд, в продаже можно найти и брендовые вещи, которые передаются нам известными модными домами, и какие-то предметы, принадлежащие известным людям, и товары, получившиеся в результате различных коллабораций. Это отличная поддержка для благотворителей. Такие вещи всегда привлекают внимание, они всем интересны.
Я сама очень люблю маркеты и постоянно посещаю их. Особенно это касается площадок, которые организуют дружественные нам фонды — «Вера», «Жизнь как чудо» и другие. Они особо интересны для меня.
Про другие города и повороты истории
Маркеты в хорошем смысле перестали быть неформальными мероприятиями. Если когда-то их проводили там, где удалось найти место, сегодня они проходят в крупных выставочных центрах и центрах дизайна. Там, помимо прочего, есть и аудитория, которой маркеты очень близки.
Тренд подхватили и в регионах, но с ними вышла довольно любопытная история. Сейчас маркеты в других городах часто организуют под приезжающих и уже известных публике столичных мастеров. Но начиналось все с того, что москвичи сами ездили в регионы в поисках уникальных товаров, хендмейда с каким-то оригинальным колоритом. Кто-то искал платки, кто-то — шкатулки, еще что-то.
Тренд, объединивший людей
Сам по себе хендмейд стал популярным не сегодня и далеко не вчера. Но относительно недавно люди поняли, что он может не только радовать наших близких, но и приносить неплохой доход. А это уже совсем другой уровень и восприятия, и отношения, и самой работы.
При этом хендмейд — не только модный тренд, а история, объединившая людей в сильное сообщество, в котором принято поддерживать друг друга, несмотря на конкуренцию. Среди людей, занимающихся созданием чего-то своими руками, взаимопомощь на очень высоком уровне.
Мастера помогают друг другу расти и развиваться. К тому же люди борются за качество того, что создают. Это не вещи, как говорят, сделанные на коленке. Работы мастеров — настоящее искусство, к тому же у него есть очень важная социальная идея. Например, создавать что-то может молодая мама, сидящая в декрете, но у нее будет и патент, и все необходимые документы. Таким брендам можно доверять.
Про здоровую конкуренцию и человеческое тепло
Поскольку с самого начала это была история про объединение людей между собой, появляющиеся сообщества генерировали очень важные смыслы. На мой взгляд, один из главных — то, что создается своими руками, несет в себе частичку нас самих, нашей теплоты, доброты, а также творчества и красоты. Передавая такую вещь другому, мы передаем и это ощущение тепла, некоего единства. Для многих это очень важная часть всей работы.
К тому же взаимодействие с другими людьми всегда помогает развивать себя. Мастер неизбежно начинает общаться с коллегами, организаторами, покупателями. Да, он вступает в конкуренцию, но в данном случае ее действительно можно назвать здоровой. Она не калечит, а, наоборот, стимулирует, мотивирует, дает толчок к развитию. К тому же каждый может теперь увидеть в хендмейде не просто хобби, о котором мало кто знает, а новое направление самореализации, которое приносит доход.
В итоге получается, что через свои работы мастер может поделиться с другими чем-то очень важным и одновременно что-то значимое для себя приобрести. Он ничего не теряет, а, наоборот, наполняется новыми силами, впечатлениями, знаниями. Это история про добро, которое мы отдаем, чтобы оно к нам вернулось.
Через взаимодействие мастеров и благотворительных фондов это особенно ярко видно. Кто-то может прийти волонтером и помочь нам, потратив свое время, а кто-то может принести на маркет свою работу и точно так же помочь общему делу.
А еще очень важно, что на таких маркетах можно найти то, что своими руками сделали люди, которым помогает тот или иной фонд. Например, у нас будут вещи, которые мы создавали вместе с нашими ветеранами. Такие работы мы еще дарим нашим благотворителям, и они получают невероятный отклик. Это очень сильная эмоция, которая передается от человека человеку. В этом смысле у маркетов огромный потенциал.
Про отличие обычного магазина от ярмарки
Есть одна идея, которая объединяет как мастеров, участвующих в маркетах, так и покупателей и гостей таких площадок. Это еще одна возможность проявить эмоции, прочувствовать что-то новое. Собственно, такой была одна из базовых идей. В итоге, если говорить особенно о благотворительных маркетах, люди приходят туда в одном состоянии, а уходят с совершенно новыми чувствами и эмоциями.
К тому же маркеты заметно отличаются от стандартной практики покупок в массмаркете. Зачастую в магазинах мы встречаем суровых охранников, молчаливых консультантов в форменной одежде и товары в стеклянных витринах. Если честно, это не способствует желанию немедленно что-то купить или долго выбирать. В магазин чаще всего мы приходим с конкретным планом.
Ярмарки — совсем другая история. Чаще всего товары можно потрогать руками, повертеть, покрутить, оценить со всех сторон. А еще всегда можно пообщаться с мастером. Он расскажет и об идее каждой вещи, о какой-то ее внутренней философии, о материалах, из которых она создавалась, и о самом процессе работы. Это уже совсем иной уровень диалога, чем разговор с консультантом в обычном магазине. И люди часто идут на маркет именно за этим.
Про поиски чего-то уникального
Еще одна причина, по которой маркеты стали настолько интересны москвичам, — уникальность товаров. Высокие смыслы — это прекрасно, но все же не главная цель для большинства людей. Например, если мы разрабатываем банковскую карту с благотворительным компонентом, мы точно понимаем: клиенты банка будут смотреть в первую очередь на ее основной функционал. Возможность помочь еще и благотворительным организациям станет приятным бонусом. Конечно, любому человеку приятно получить возможность сделать что-то доброе и почувствовать себя хорошим. Но это все же дополнение к главному.
Сейчас мы живем в период индивидуальности. Нам давно уже не хочется носить одни и те же брендовые вещи, пусть и модные. Мы постоянно ищем что-то по-настоящему свое, уникальное.
Например, вы покупаете у мастера серьги. Рядом висят еще одни, созданные по тому же эскизу. Но это не заводская штамповка. Полностью повторить ручную работу невозможно. И ваши серьги в любом случае будут уникальными. Даже если это реплика какого-то модного украшения, ситуацию это не меняет: это индивидуальная история.
Интерес к подобным вещам — не только российский, но и мировой тренд. Сознание общества меняется не только у нас в стране.
Люди идут на маркеты не просто за покупками, а в поисках чего-то уникального. И еще им важно, чтобы вещь, которую они приобретают, соответствовала их собственным ценностям, была близка им по духу. Это касается и философии отдельных мастеров и их брендов.
К тому же сегодня на маркетах продаются работы высокого качества. Популярность хендмейда заставляет высоко держать планку. Мастеров становится все больше, так что нужно постоянно думать о качестве вещей, чтобы обратить на себя внимание. И это часть того, что мы называем здоровой конкуренцией.
Про уверенность в себе и искусственный интеллект
Мне хотелось бы верить, что интерес к маркетам — своего рода маркер нашей уверенности в себе, показатель того, что мы больше ни на кого не равняемся. Как минимум мы идем в эту сторону. Это меняет наше отношение как к самим себе, так и к вещам, которые нас окружают.
Сегодня, когда уже активно используются высокие технологии и в нашу жизнь входит искусственный интеллект, вопросы нашей самоидентичности становятся особенно важными. Тут уже не приходится говорить о моде. Мы просто меняемся, как меняется вся наша жизнь. И мы получаем все больше возможностей быть самими собой, сохранять свою уникальность и индивидуальность.
Именно за это я сама люблю маркеты и выступаю за их посещение. Это не просто красивая картинка, но и очень вдохновляющая история.
Про одиноких артистов, стереотипы и необходимость помочь
Цель нашего маркета — помощь артистам и другим людям искусства, оказавшимся в сложной ситуации. Есть стереотипное мнение, что все актеры в России живут очень хорошо, так что и помогать им незачем. Но это далеко от истины.
Мы знаем чудовищные истории ухода из жизни некогда известных артистов, которые в конце пути оказались в нищете и одиночестве. Они не получали роялти за свои легендарные работы в кино, а после того, как покидали сцену, жили в полном забвении.
Из этого родилась история нашего фонда, и за 15 лет его существования, скажу честно, подобных рассказов в СМИ стало значительно меньше.
Благотворительный маркет — очень интересная инициатива, в том числе и для города. Он соберет не только модные отечественные бренды одежды, которые хотят поддержать фонд, но и классных мастеров хендмейда со всей страны: это необычные украшения и различные аксессуары, косметика ручной работы, предметы интерьера и домашнего быта, коллекционные и винтажные. Фонд тоже представит к продаже изделия наших ветеранов, редкие книги и многое другое, ну и, конечно же, мерч. Наша команда готовит много сюрпризов для посетителей — например, лотерею для покупателей, которую поддержали наши партнеры среди ресторанов и другие.
В этом году наш фонд отмечает 15-летие. Это, пожалуй, самый веселый и бунтарский возраст, вот и наш мерч получился таким, но при этом наполненным смыслами. Связь поколений — одна из главных ценностей в нашей работе, и мы постарались объединить искусство с новыми модными тенденциями. Мы выбрали самые яркие фразы и образы из великого советского кино и перенесли их на базовые элементы современного гардероба в стиле street fashion. Так любимые цитаты обрели новые смыслы, которые понятны разным поколениям, а вещи получились очень комфортными и забавными.
Мария Миронова
Народная артистка России
Как было в одной театральной работе Влада Маленко: «Театр — не только актеры с актрисами, но и те, кто прячется за кулисами». Профессионалы театра и кино, мультипликаторы, режиссеры, сценографы, бутафоры, музейные работники — мы стараемся помогать всем, кто к нам обращается. Среди них много артистов из малых городов и находящихся там театров.
По большей части мы занимаемся работниками культуры, которые уже вышли на пенсию. Для этого работают медицинская и социальная программы. Оказавшись на пенсии, люди, с которыми мы работаем, точно так же, как и все остальные, сталкиваются с обычными человеческими проблемами. К тому же многие из них — одинокие, потому что всю свою жизнь посвятили служению искусству.
Мы не только помогаем им получить медицинскую помощь, не только организуем для них вечера и чаепития. К нам обращаются и с просьбами помочь купить, например, зимнюю одежду. Сами не справляются.
Работы очень много. Она огромна, масштабна. Но два главных и равноценных для нас направления — медицинское и социальное. На первое средств требуется больше, но и второе для нас в таком же приоритете.
Про Москву и перемены
Маркеты, тем более благотворительные, довольно сильно влияют и на сам город, и на москвичей. Подобные мероприятия в последние годы стали нормой в столице, в том числе и благодаря ярмарке «Пасхальный дар». Но это далеко не единственная благотворительная инициатива.
Все они помогают людям узнать больше о благотворительности, о том, как мы можем кому-то помочь, и начать в этом участвовать. И все это влияет на городскую атмосферу: она становится спокойнее, мягче, добрее. Мы сами создаем что-то важное и передаем другим свое тепло.
Здорово, что и город нас в этом поддерживает, что у нас есть отличные партнеры, помогающие проводить подобные маркеты. Каждое наше решение меняет город вокруг нас, и мы верим, что он с каждым днем становится лучше.
Благотворительный маркет в поддержку пожилых деятелей культуры пройдет 5 и 6 августа на территории фудмолла «Депо» с 10:00 до 22:00.