Опубликовано 01 апреля 2024, 00:01
7 мин.

«Здесь все было, как после бомбежки». Как в бывшем овощном магазине появилась мечеть и почему для нее не нашлось другого места

В Москве, на улице Басовской, есть похожее на типовой павильон ВДНХ кирпичное здание магазина «Овощи-фрукты» 1961 года постройки. Вывески нет, но над входом чудом сохранилась оригинальная роспись фасада. Уже одиннадцать лет здесь по факту работает пятая мечеть Москвы, официально — Местная религиозная организация мусульман (МРОМ). Почему на здании нет минарета и как в столице легально организовать пространство для молитвы, «Мосленте» рассказал заместитель председателя МРОМ «Центр заучивания Корана Хафизлык» Магомед Халилов. Ниже — его монолог.
«Здесь все было, как после бомбежки». Как в бывшем овощном магазине появилась мечеть и почему для нее не нашлось другого места
Фото: АГН «Москва»

Про помещение бывшего овощного магазина

Когда в 2013 году мы вышли на собственника этого здания, оно пустовало. Но было видно, что какое-то время там находилась пивная, а после жили люди без определенного места жительства.

Состояние помещений было пугающим. Когда мы зашли, сложно было понять, что тут раньше делали, все было, как после бомбежки. Местные жители нам рассказывали, что там собирались наркоманы, был притон. Какое-то время выращивали грибы... Из помещений площадью 220 метров мы вывезли восемь контейнеров мусора.

Общий вид фасада здания на Басовской, 1

Общий вид фасада здания на Басовской, 1

© Фото: сервис «Яндекс.Карты»

Сейчас там, конечно, совсем другой вид. Помню, какими глазами собственник смотрел на все, когда зашел после ремонта. И от себя, мы даже не спрашивали, подарил нам два дополнительных месяца арендных каникул.

Почему молельный зал открыли именно здесь

Помещение на Басовской, 1 мы взяли, потому что у нас был строго ограниченный бюджет, а здесь выполнялись все требования. Это отдельно стоящее здание с возможностью организовать там учебные классы и молельный зал. К нему есть подъезд и возможность парковать машины.

Мы рассматривали разные варианты, но в Духовном управлении мусульман Москвы утвердили этот, так как он единственный отвечал всем требованиям. Мы подписали с хозяином договор и провели ремонт: и фасада, и внутри здания.

Про рисунок над входом

Рисунок над входом, сохранившийся с 1961 года, когда в этом здании открылся магазин «Овощи-фрукты»

Рисунок над входом, сохранившийся с 1961 года, когда в этом здании открылся магазин «Овощи-фрукты»

© Фото: сервис «Яндекс.Карты»

У нас обсуждался вариант закрасить рисунок с овощами и фруктами на фасаде и обозначить там мусульманские орнаменты. Но так как изначально в здании был овощной магазин, и изображение над входом сохранилось со дня открытия в 1961 году, мы посчитали, что этот рисунок обладает исторической ценностью. Решили его сохранить, так что он до сих пор не закрашен и находится на своем месте. Если в 2014 году он смотрелся не так примечательно, то сегодня, десять лет спустя, это уже явно история.

Предполагается, что государство выделит более подходящее помещение, и мы находимся здесь временно. Так что мы постарались сохранить здание, каким оно было. Ремонт за эти годы проводился четыре раза, и рисунок мы каждый раз сохраняли.

Про отсутствие минарета

Что касается минаретов или каких-либо еще обозначений того, что это мечеть, — мы этот вопрос поднимали в общении с местными властями. Он не продвигается, а мы не настаиваем, рассчитывая со временем переехать в более подходящее помещение, чем бывший овощной магазин.

Значок участника образовательной программы, проходившей в МРОМ на Басовской, 1

Значок участника образовательной программы, проходившей в МРОМ на Басовской, 1

© Фото: страница «Седьмое поколение» во ВКонтакте

Более того, минарет — это элемент архитектурного декора, не существует требования обязательно строить его при создании мечети. Известны мечети, в которых минаретов нет.

Про молельный зал

Помимо зала у нас есть три учебных кабинета и три кабинета администрации. В зале мы не только молимся. У мусульман мечеть не является сугубо религиозным пространством, при необходимости в здании можно проводить культурные мероприятия.

Было время, у нас проходили кинопоказы. Проект назывался «Киносреда», на него приходили местные жители. Смотрели фильмы, посвященные разным народам, — документальные, художественные.

У нас даже проходил показ авторского кино. Приезжал режиссер, рассказывал об истории создания фильма и мы смотрели его картину «Встреча на Эльбе», посвященную участию малых народов в Великой Отечественной войне.

То есть молельный зал трансформируется, при необходимости можно поставить стулья и кино посмотреть или внести столы и организовать торжественную встречу. Или повесить плакаты, разложить игрушки и устроить детский квест. Так мы стараемся выжать что можно из существующих 220 квадратных метров.

Про историю появления этой мечети

С 2010 года жители Нижегородского и других соседних районов Москвы писали письма в адрес муфтията (централизованная религиозная организация, объединяющая мусульманские религиозные учреждения, — прим. «Мосленты») с просьбой открыть мечеть. В ЮВАО она очень нужна, и в соседних районах ее нет. Ближайшая — на проспекте Мира, но в 2010 году там была реконструкция, что усугубило ситуацию. И писем стало много.

На многомиллионную мусульманскую общину Москвы четырех существующих мечетей недостаточно.

Самая большая из них расположена на проспекте Мира, остальные поменьше: на Новокузнецкой — это Историческая мечеть, на Поклонной горе — Мемориальная, и в Отрадном — мечеть Ярдям.

Прорабатывались вопросы строительства мечети в Люблино, в других районах. Но все это затягивалось, переносилось, отменялось. В итоге в Духовном управлении мусульман Москвы, куда также направлялись письма, нам было предложено временно взять помещение в аренду.

Мы писали в органы государственной власти с просьбой что-то выделить, но государство также предложило нам найти что-то самостоятельно: купить либо арендовать.

Про первую волну прихожан

В 2014 году, когда мы открыли это учреждение — официально оно называется Местной религиозной организацией мусульман (МРОМ), — мы рассчитывали, что его прихожанами станут граждане России.

В первое время так и было, в основном приходили выходцы с кавказских регионов России — их было около половины, порядка 30 процентов были татары. Еще 15 процентов приходилось на представителей разных национальностей: башкиры, народы Сибири, были и новообращенные мусульмане из числа русских. И совсем мало поначалу было мигрантов.

Про соседей

Помимо религиозных служб мы организовывали уроки религии и уроки поведения, потому что многие часто путают свое мнение или местные традиции с тем, как полагается в религии. В частности, права соседа очень твердо закреплены в мусульманской религии. Считается, что одно из обязательств — не только сохранение, но и защита прав своего соседа. Пророк Мухаммед говорил, что не является верующим тот, из-за кого страдают его соседи.

И надо понимать, что, когда мы приезжали, мы сразу позвали на встречу своих соседей. В основном приходили пенсионеры. Мы договорились, что если будут какие-то замечания, пожелания, мы всегда открыты, сообщайте нам напрямую.

Про парковочные места

В основном обсуждения касались парковочных мест. Потому что, если брать улицу Басовскую, там можно расположить 20-30 автомашин. Тогда, в 2014 году, прихожан было меньше — 150-200 человек. Многие добирались на автобусах, мы просили по возможности на машинах не приезжать. Станции метро рядом не было. Если кто-то все-таки ехал, мы просили по четыре-пять человек приезжать в такой машине. Ставили волонтеров следить за парковкой, чтобы проезд не загораживали. Обращались в правоохранительные органы, в ГИБДД, чтобы они вызывали наряд, эти машины эвакуировали. Так что мы решали вопросы, которые ставили перед нами местные жители.

Буквально пара человек из соседних домов категорически не хотели, чтобы мы в принципе тут находились. Мы им объясняли, что арендовали здесь помещение не оттого, что нам делать нечего. А оттого, что, по сути, государство нас сюда направило.

Мест для молящихся не хватает в Москве, мы обращаемся официально с просьбой предоставить пространство для молитвы и обучения. В Департаменте по делам национальностей нам в ответ сказали: вы можете арендовать помещение и использовать его для уставных целей.

А потом было расселение и снос пятиэтажных домов, на месте которых сейчас построили высотки. В семье бывает по две-три машины, так что парковочных мест стало меньше. А прихожан за это время стало больше — все-таки больше десяти лет прошло.

Про современный состав прихожан

Сейчас на пятничный намаз приходят порядка 300-400 молящихся, вдвое больше, чем в начале. За это время и состав прихожан сменился. После того как в первые годы несколько раз сюда приезжал ОМОН и увозил по 100 с лишним человек, граждане России стали меньше к нам ходить. Они стали искать другие площадки, их к тому времени стало уже больше.

Процентов 40 сейчас — мигранты из центральной Азии, процентов 40 — Кавказ. После этих облав татар стало приходить меньше, а азиатов — больше. Каких именно, не всегда понятно. Я, например, башкир от киргизов до сих пор на глаз отличать не научился.

Про праздники

На протяжении нескольких лет мы с местными жителями и здешними депутатами устраивали мероприятия и праздники. Например, в 2015, 2016 и 2017 годах проводили детский Сабантуй. На месте нынешних высоток был пустырь, и по согласованию с префектурой мы проводили там мероприятия.

Детский Сабантуй рядом с МРОМ на Басовской, 1

Детский Сабантуй рядом с МРОМ на Басовской, 1

© Фото: страница «Седьмое поколение» во «ВКонтакте»

Приходили в основном местные жители, кому для этого ехать никуда не нужно. Были разные конкурсы, подарки. В частности, как положено на Сабантуе, у нас была борьба. И в 2016 году произошел запомнившийся всем случай.

Зашел парень, который просто мимо проходил. Он занимался борьбой, увидел, что тут такие же, по сути, соревнования, решил поучаствовать и в итоге занял первое место.

Май месяц, с утра было холодно, после обеда стало жарко. А он вышел в толстом свитере, и мы ему все говорили: «Сними, жарко же».

В последней схватке ему соперник этот свитер нечаянно порвал. Мы ему вручили подарок — спортивный велосипед. В порванном свитере фотографироваться победителю было уже неудобно, и он согласился его снять. И только тогда мы поняли, почему парень его не снимал — под ним была черная футболка с надписью «Мы — русские, с нами — Бог».

Вручили ему велосипед, и он потом приходил к нам, помогал как волонтер.

Человек постеснялся этой футболки, а для нас само признание того, что он верит в Бога, уже дорогого стоит. И мы в любом случае с уважением относимся ко всем религиям и национальностям. Наша организация, МРОМ — для всех желающих.