21 ноября 2017 в 16:02

«Первое, что помню, — СССР развалился»

Зачем Андрей Федяев оживил советские уличные вывески
Massfilm Production
Новосибирская студия Massfilm Production сняла видеоэссе, в котором «оживила» давным-давно отключенные советские неоновые вывески на фасадах домов. Для чего это было сделано, что такое дизайн-код и что убивает городской уют — обо всем этом МОСЛЕНТА поговорила с автором этого ролика, продакшн-директором студии Андреем Федяевым. И записала его монолог.

И эта ночь, и ее электрический свет...

Все началось около двух лет назад, причем совершенно случайно. Я гулял по городу, смотрел на старые вывески и вдруг подумал: «А что если их оживить?» Но времени тогда на это у меня совершенно не было. К своей задумке я вернулся только в начале этого лета, когда приобрел новую камеру, которую и решил потестировать на вывесках. Первая съемка получилась не очень. Пришлось все переделывать. Ну, а дальше где-то в течение полугода мы рисовали неоновые трубки, занимались цветокоррекцией.

Reload
1 / 3
Фото: Massfilm Production

Большинство используемых в ролике цветов — плод нашей фантазии, точнее — памяти. Плюс к этому я еще специально пересматривал «Служебный роман» Эльдара Рязанова, в котором есть кадры с вывесками. И ориентировался на него, чтобы попасть в нужные оттенки, хотя и делал их чуть ярче.

Мы застали финальный период существования этих вывесок. Еще год-два, и их точно не останется

Далее — музыка. Друзья мне советовали разное, даже Виктора Цоя с его песней «Ночь», в которой есть такие строчки:

«И эта ночь, и ее электрический свет

Бьет мне в глаза,

И эта ночь, и ее электрический свет

Бьет мне в окно...»

Но тут все уперлось в вопрос об авторских правах, потому что без их приобретения ролик не взяли бы на YouTube. В итоге я нашел музыку композитора Сергея Штерна и выкупил права на нее. Затем оказалось, что моей задумке мешают современные вывески, поэтому было решено использовать кадры кинохроники. И, наконец, под картинку мы подложили еще и голоса той эпохи. Вот тут все и встало на свои места! Но я, честно говоря, все равно не ожидал, что ролик произведет такой эффект. За первый день его посмотрели примерно 40 000 человек!

Reload
1 / 2
Фото: Massfilm Production

Путеводные звезды детства

Увы, все старые вывески в Новосибирске мертвы уже где-то годов c девяностых. Некоторые из них почему-то находятся на балансе у жителей домов, некоторые давно считаются чем-то вроде мусора. Лампочки в них разбиты, неоновые трубки порваны. Их постепенно демонтируют. Я считаю, что мы застали финальный период существования этих вывесок. Еще год-два, и их точно не останется. А жаль. Я был в этом уверен с самого начала, а теперь мне подтвердили это и все, кто просмотрел наш ролик: эти светящиеся старые вывески словно бы возвращают всех нас в детство. Для меня зимним вечером уже исчезнувшая надпись «Гостиница Северная» была как путеводная звезда для странника, холодным электрическим светом намекающая, что дом уже совсем близко. Пара темных кварталов — и в тепло, в свет, в горячую тарелку с супом.

Мне 29 лет, поэтому я не испытываю ностальгии по советскому времени. На самом деле первое, что я помню, — это как СССР развалился. Я тоскую скорее по теплу, доброте, свету, которые острее всего воспринимаешь именно в детстве.

Первое, что я помню, — это как СССР развалился

Кстати, больше всего откликов на ролик мы получили с молодежных порталов, где тусуются люди, которые при Советском Союзе никогда не жили. Они вообще не обсуждают исторический аспект, для них вывески не ассоциируются с тем временем. Они говорят: для нас эти светящиеся надписи — словно вечерняя сказка, словно волшебные огоньки на елке, словно возвращение к себе маленькому.

Reload
1 / 2
Фото: Massfilm Production

Ностальгия востребована

Сейчас наша студия находится в стадии постепенного переезда в Москву. И я уже думаю о том, что здесь можно было бы сделать что-то подобное. У вас вывесок осталось меньше, чем в Новосибирске, но я, например, знаю, что многие из них сумела сохранить Студия Артемия Лебедева.

Да, все это не очень оригинально. ГУМ, Парк Горького и многие другие — все сегодня в своем дизайне обращаются к прошлому. Ностальгия востребована. Но это ведь объяснимо: в советские времена было, конечно, много визуально топорного, но в то же время посмотрите, какой тогда существовал прекрасный леттеринг! Более того, он еще и прекрасно гармонировал с городской средой, особенно в Москве, где, в отличие от того же Новосибирска, которому всего сто лет, находилось и находится много старых зданий.

Хочу вкрутить лампочки

Мне кажется, уют сегодняшних российских городов убивает обилие уличной рекламы. Произошло какое-то световое загрязнение! И еще: нигде — может быть, за исключением Москвы — не существует внятного дизайн-кода светового оформления, вывесок, рекламы. Все несогласовано, все разное, каждый пытается свою вывеску сделать больше и светлее. Вот и получается аляповато и безвкусно.

А ведь раньше было совсем не так! Жаль, что нет возможности отправиться в прошлое. Там можно было крикнуть «Стойте, не отключайте!» или самому залезть на крышу и вкрутить недостающие лампочки.

Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...