06 октября 2015, 17:54

Пирожки лилипутов и молчание на тему

Пять самых странных спектаклей Москвы
В Москве есть спектакли-призраки, появляющиеся на афише раз в три месяца. Их надо специально «ловить», купить билет может быть непросто. Но, попав на такой спектакль, вы потом год будете рассказывать о нем друзьям, размахивая руками. МОСЛЕНТА рассказывает о пяти самых необычных шоу столицы.
Театр «Тень» представляет собой макет театра с мини-сценой размером 50х50см, одновременно смотреть спектакли могут не больше пяти человек
Театр «Тень» представляет собой макет театра с мини-сценой размером 50х50см, одновременно смотреть спектакли могут не больше пяти человек
Митя Алешковский / ТАСС

В Москве есть спектакли-призраки, появляющиеся на афише раз в три месяца. Их надо специально «ловить», купить билет может быть непросто. Но, попав на такой спектакль, вы потом год будете рассказывать о нем друзьям, размахивая руками. МОСЛЕНТА рассказывает о пяти самых необычных шоу столицы.

Звуковые ландшафты

Перед началом концерта «Персимфанс» в постановке Петра Айду в «Школе драматического искусства».

Перед началом концерта «Персимфанс» в постановке Петра Айду в «Школе драматического искусства».

Алексей Филиппо / ТАСС

Проект Петра Айду в театре «Школа драматического искусства»

На сцене — те звуковые машины, что сто с лишним лет назад обеспечивали пение птиц и завывание ветра в спектаклях Художественного театра. Ну то есть не те же самые, а выстроенные заново, потому что это не музей, а спектакль. Зрители рассаживаются на деревянных скамьях Школы драматического искусства и разглядывают рукодельные машины — а вокруг что-то начинает шелестеть, пощелкивать, попискивать. Звуковая картинка летнего утра на даче, живая тишина с кузнечиками и прочими мелкими тварями. Незаметно начинает подниматься ветер — актер на сцене начинает вращать колесо, производящее соответствующие звуки; мелкие капли дождя перерастают в мощный ливень. И вот уже гром шарашит прямо над головой. Все это — деревяшки, медные листы, веревки, бумага; никаких электронных записей — а звук настоящий, правдивейший, восхитительный. И пугающий — когда в одной из четырех звуковых картин на зал движется уже не гроза, а невидимая война. От далеких взрывов до работающего рядом пулемета и пуль, свистящих над головой (сосредоточенные девушки вертят на сцене что-то вроде длинной удочки, а зрители чувствуют себя в окопах). Аттракцион? Ну да, в той же мере, что весь театр — аттракцион. Дух захватывает.

Куккафе «У Шекспира»

Пирожки лилипутов и молчание на тему

Митя Алешковский / ТАСС

Театр «Тень»

Крохотные пирожные и шпажка мясных закусок длиной не более пяти сантиметров — угощения, которые предлагаются в «Куккафе», сделаны, по легенде, лилипутами, так что обычным людям, приходящим в театр «Тень» на этот спектакль, поесть все же лучше заранее. В таком же микроформате идут спектакли: за вечер театр играет пять пьес Шекспира, и самая длинная из них идет минут десять. Как трагедии с массовым убийством персонажей, так и мечтательные комедии превращены самым знаменитым кукольным театром страны в забавнейшие скетчи; зал хохочет не переставая.

Попасть туда непросто: в театр «Тень» невозможно купить билет в театральных кассах или на коммерческих сайтах. Вы регистрируетесь на сайте театра и сообщаете, что хотели бы посмотреть вот этот спектакль. Через некоторое время, когда подойдет ваша очередь (в среднем через полгода) вам позвонят и скажут, что вы можете выкупить билеты на то или иное число. Купить можно только три билета (или шесть, или девять) — потому что столики в зрительном зале рассчитаны на троих. После покупки билета вы там же на сайте выбираете блюда, которыми вас будут угощать (они входят в цену), а уже придя в театр, выбираете пьесу. Одну на столик. Столиков пять — поэтому и играют пять пьес за вечер. Тут главное — не поссориться с друзьями, с которыми вы идете в театр. Вдруг они захотят непременно «Отелло», а вы «Ричарда II»?

«360 градусов»

Пирожки лилипутов и молчание на тему

группа Центр им. Вс. Мейерхольда в Facebook

Центр имени Мейерхольда

«Новый цирк» — жанр, давно и успешно развивающийся во Франции, для России еще новинка. Принципиальные отличия от цирка: никакой рекордистской интонации («я круче всех»). Трюки выполняются без нажима, без аффекта, никто не вопит «впервые на арене» — зритель не сразу даже понимает, как чисто сделан тот или иной номер. Мелодии нового цирка — не барабаны и медные духовые, но скрипка, флейта, какая-нибудь свистулька. Лирика и еще раз лирика; клоуны — поэты, и никто не раздает пинков и не мучает диких животных. Для «нового цирка» характерно вплетение в спектакль мини-историй — не какого-нибудь связного сюжетного повествования, но почти фейсбучных заметок. Герои что-то рассказывают о себе или кидают пару меланхолических фраз. Это цирк настроения, существующий на грани театра, и появляется он всегда именно на театральных площадках, а не на цирковых аренах. «360 градусов» — очень удачный российский опыт.

Remote Moscow

Пирожки лилипутов и молчание на тему

Дарья Нестеровская

Группа в пятьдесят человек собирается на кладбище. Каждый зритель (здесь, конечно, не зритель, а вполне деятель, участник) получает наушники, в которых начинают звучать указания, что ему делать. Идти или бежать, спуститься в метро или слегка потанцевать в московской толпе — ничего экстремального не предлагается, но некоторые просьбы «голоса» все же заставят прохожих взглянуть на вас с опаской. Сейчас билеты на этот проект немецкой группы Rimini Protokoll, пересаженный на русскую почву с помощью импресарио Федора Елютина, продаются с датой отправления до 16 октября — возможно, организаторы боятся, что, когда выпадет снег, бродить сто минут подряд будет не так весело.

###Молчание на заданную тему

Пирожки лилипутов и молчание на тему

Михаил Почуев / ТАСС

Театр. doc

Спектакль Всеволода Лисовского, в котором участвует единственный актер (Алексей Юдников), напоминает сразу и пьесу Джона Кейджа «4’33”» (исполняя которую, как известно, музыкант не производит ни звука), и старинный анекдот, где протестующий разбрасывает абсолютно чистые листы бумаги — мол, и без текста все понятно.

Публика собирается в Театре. doc, актер достает из конверта тему — а дальше все собравшиеся шестьдесят минут молчат на эту заданную тему. Зрителям не запрещается при этом бесшумно заниматься своими гаджетами, но соседи встретят такую попытку занять себя недоумением.

Анна Гордеева

Партнерские материалы