Опубликовано 29 января 2016, 00:01

Как спасти Новую Москву

О колониальном и органическом сценариях развития присоединенных территорий
Старший консультант КБ «Стрелка» Розалия Тарновецкая рассказала МОСЛЕНТЕ о результатах исследования «Как построить Новую Москву», объяснила, что сейчас происходит с новыми микрорайонами в чистом поле, и показала, как развитие территорий по органическому сценарию спасет их от превращения в периферию
Розалия Тарновецкая
Розалия Тарновецкая
пресс-служба КБ «Стрелка»

Старший консультант КБ «Стрелка» Розалия Тарновецкая рассказала МОСЛЕНТЕ о результатах исследования «Как построить Новую Москву», объяснила, что сейчас происходит с новыми микрорайонами в чистом поле, и показала, как развитие территорий по органическому сценарию спасет их от превращения в периферию.

Присоединение Новой Москвы в 2011-2012 годах было легким решением проблемы дефицита территорий под застройку внутри Москвы старой. Тогда, постаравшись отхватить по максимуму, присоединили такую огромную территорию, что сразу стало ясно: московскому правительству невозможно освоить ее чисто экономически.

О населении

На тот момент, когда Новую Москву присоединяли, там проживало порядка 250 тысяч человек. Дальше эта цифра постоянно уточнялась: говорили про 310-320 тысяч. По последним и пока неофициальным данным сотовых операторов, уже сегодня на территории Новой Москвы проживает чуть более полумиллиона человек, то есть динамика населения за эти несколько лет существенная. В России вообще давно не было такого, чтобы территория наполнялась новыми жителями так быстро. Темпы соизмеримы с ростом городов-спутников вокруг Москвы.

О возможных путях развития

Если говорить о тех путях развития территории, которые сегодня стоят перед Новой Москвой, ситуация следующая. Когда-то, еще при Юрии Михайловиче, был общий тренд в том, что внутри МКАД дорогое жилье, за МКАД — дешевое. Московский стройкомплекс развивался довольно интенсивно, Юрий Михайлович хотел быть и на рынке дешевого жилья, поэтому постепенно осваивались территории вокруг старой Москвы. Обсуждалась даже идея создания городов-спутников Москвы, по примеру Зеленограда, а объясняли это тогда необходимостью «разгружать Москву».

Дмитрий Медведев снова использовал идею о том, что Москва перегружена и ее нужно разгружать от функций. Тогда все это произошло под соусом модернизации: мы берем новую территорию, переносим туда органы власти, они все расселяются в новые здания. Все это суперсовременно, модернизационно, таким образом у нас появляется новый центр, который переключает на себя потоки людей из старой Москвы. В целом это была довольно идеалистическая идея.

При Сергее Собянине для развития территории Новой Москвы был подготовлен новый план, который установил своего рода баланс между идеями Лужкова и Медведева

При Сергее Собянине для развития территории Новой Москвы был подготовлен новый план, который установил своего рода баланс между идеями Лужкова и Медведева

© Иллюстрация из исследования «Как построить Новую Москву», подготовленного КБ «Стрелка» для МУФ

В таком виде все это досталось Сергею Собянину, и утопия Дмитрия Медведева не была реализована, потому что большинство органов власти в Новую Москву ехать отказалось. Для развития этой территории был подготовлен новый план, который установил своего рода баланс между идеями Лужкова и Медведева. Правительство Москвы решило, что на территории Новой Москвы должно проживать полтора миллиона человек, так что, с одной стороны, там продолжили развивать строительство жилья. А чтобы минимизировать маятниковые миграции в старую Москву и не превращать новые районы в периферию, там решили создавать рабочие места. Но проблема в том, что часто люди не работают там, где живут.

Миллион рабочих мест

В результате сложилась ситуация, обратная системе застройки типового советского города. Как строили в СССР? Вначале ставили завод. Чтобы он функционировал, нужны рабочие, которым необходимо жилье, и для них строили жилье. Чтобы рабочие чувствовали себя комфортно, строили социальную инфраструктуру: больницы, школы, детские сады, библиотеки, клубы и кинотеатры.

В случае Новой Москвы, конечно, все понимают, что драйвером, основой ее развития является не завод, а дешевое жилье, на которое есть большой спрос. Решено было, что здесь будут строиться типовое жилье и социальная инфраструктура. Чтобы застроенные территории не превращались в новые спальные районы, там собирались создавать рабочие места.

Правительство планировало создать миллион таких рабочих мест. Сегодня все понимают, что в текущей экономической ситуации это невозможно, но на момент, когда все это придумывали, такая цифра казалась реальной.

Кластеры и пустые бизнес-центры

С одной стороны, идут естественные процессы на территории, заложенные до 2011-2012 годов: достраиваются жилые комплексы, бизнес-центры, разрешения на которые были выданы еще правительством Московской области. Правительство Москвы пытается притормозить проекты, которые кажутся не совсем правильными. Часто рассказываются истории про то, что в момент, когда уже было известно, что эта территория станет Новой Москвой, но юридически еще принадлежала области, местная власть чуть ли не пачками выдавала разрешения на строительство. И сегодня правительству Москвы нужно что-то со всеми этими разрешениями делать.

Новая Москва, Троицк. Вид на строящийся жилой комплекс Новые Ватутинки

Новая Москва, Троицк. Вид на строящийся жилой комплекс Новые Ватутинки

© Сергей Бобылев / ТАСС

С другой стороны, уже разработана схема территориального планирования Новой Москвы, сейчас разрабатывается общий генеральный план, который охватывает всю территорию и старой и новой Москвы.

И есть еще третья, параллельная история про кластеры, места приложения труда. Медведевым был предложен проект, в соответствии с которым на территории Новой Москвы будут созданы кластеры, у которых будет разная специализация: административно-деловой, логистический, научный. Это будут такие точки роста, которые экономически вытянут территорию, и миграция внутри этой территории будет направлена к рабочим местам в кластерах. Сегодня эти точки роста практически не читаются на уже принятой схеме территориального планирования, они как бы существуют отдельно друг от друга. К тому же сейчас, в кризис, развитие новых кластеров, требующих больших затрат, осуществить трудно.

Сегодня правительство Москвы отчитывается о том, что у нас опережающими темпами идет создание рабочих мест на территории Новой Москвы — их количество выросло в два раза. В момент, когда эти территории присоединили, там было порядка 80 000 рабочих мест, а сегодня их стало уже 164 000. Однако если проанализировать ситуацию, станет ясно, что чаще всего новые рабочие места — временные, связанные со строительством, и к моменту, когда оно здесь закончится, их снова не станет.

Те бизнес-центры, которые были запланированы еще при правительстве Московской области, стоят сейчас практически пустые, там очень низкий уровень сдаваемости площадей, опять-таки в силу экономической ситуации.

В целом получается так, что жилье в Новой Москве все-таки покупается и население растет. Но программы развития, которые были запланированы три года назад, реализовать сегодня очень сложно. И стоит вопрос, как же все-таки эту территорию развивать, не давая ей превратиться в периферию, при том, что такой тренд уже наметился.

Колониальный сценарий развития

По итогам исследования, проведенного для Московского урбанистического форума, нам видится, что развитие Новой Москвы может происходить по двум сценариям. Сценарий первый: у нас есть сильная Москва, и она присоединила к себе новую территорию, которую начала колонизировать. Реально это сельская территория, это не город, там почти 300 населенных пунктов, 20 процентов территории — поля, довольно большой процент — лесная территория, там есть три полноценных города.

Главным ресурсом этой территории являются квадратные метры жилья в новостройках, которые сегодня покупают. Продавая эти квадратные метры, мы высасываем ресурсы из этой территории и в результате получаем периферию — это в случае, если у нас будут деньги на создание социальной инфраструктуры и строительство дорог. Либо получаем еще худший вариант, по примеру Коротищ — урбанизированного района, который примыкает к Москве с северо-востока и сложился в результате слияния в первую очередь Королева и Мытищ, а также Пушкино, Ивантеевки и еще ряда территорий. Там очень низкая обеспеченность социальной инфраструктурой — школами, больницами, поликлиниками — и еще более низкое качество среды, нежели на периферии.

Ни о какой полицентричности при развитии такого сценария в Новой Москве говорить не приходится: мы получаем очень сильную маятниковую миграцию, пробки, низкое качество среды, деградацию природных территорий. Да и социальная напряженность на этих территориях в перспективе, вероятнее всего, будет расти. При таком колониальном подходе мы не заинтересованы в развитии этих территорий и живущих там людей, мы просто строим новые квадратные метры и получаем с этого прибыль.

Сценарий органического развития

Второй возможный сценарий — органическое развитие, принципы которого были сформулированы в 1974 году Римским клубом. Идея заключается в том, что территория развивается так, что в ней прогрессируют все субъекты. Мы заинтересованы в развитии и самой территории, и проживающих на ней людей, в повышении качества их жизни. При этом сценарии политика должна проводиться таким образом, что принятие решений оценивается с позиции жителей этих населенных пунктов.

Органическое развитие означает, прежде всего, отказ от развития с чистого листа. То есть мы должны остановить строительство в полях, что сегодня происходит, например, в Ватутинках, когда микрорайоны возводятся в чистом поле, без привязки к какому-либо населенному пункту. Мы должны стремиться к прогрессу уровня жизни населения территорий Новой Москвы, при этом максимально уважительно относиться к сложившимся ландшафтам.

Предложения по развитию

Что мы предлагаем? Мы считаем, что на территориях с органическим развитием должно прежде всего развиваться малоэтажное и индивидуальное жилое строительство. Если мы создаем новые рабочие места, то они должны располагаться в уже существующих городах и поселках Новой Москвы (Троицк, Щербинка, Московский, Коммунарка, Внуково и т.д.), а не на свободных полях, примыкающих к магистралям.

Новая Москва. Виды города Троицка

Новая Москва. Виды города Троицка

© Александр Вайнштейн / Коммерсантъ

Например, самая насущная проблема для города Троицка сегодня — это создание университета. Для них это просто факт выживаемости в ближайшие 20 лет, потому что транспортно от Москвы город довольно изолирован, а у российских и у международных студентов существует большой спрос на лаборатории, которые там есть, на стажировки, на взаимодействие с учеными, которые там находятся. При этом в городе нет университета, который мог бы модерировать этот поток, управлять им. Все это от того, что в Троицке находятся уникальные научные институции.

В Щербинке, например, существует предприятие — аэропорт Остафьево, у которого есть большой потенциал. При этом сегодня в существующей схеме территориального планирования эти города слабо задействованы. Внуково, Троицк, Щербинку воспринимают как белые пятна, потому что там еще остались свои органы управления. И сложившаяся ситуация грозит этим территориям деградацией, если не будет решаться вопрос налаживания коммуникаций между правительством Москвы и старыми правительствами этих городов.

Также мы дали правительству конкретные рекомендации по поводу того, что нужно сделать на этих территориях. Одну из наших идей — по созданию дата-центра в Троицке — в правительстве восприняли очень положительно, нам сказали, что по возможности проект будет реализован.

Визуализация проектного предложения по застройке Новой Москвы

Визуализация проектного предложения по застройке Новой Москвы

© Иллюстрация из исследования «Как построить Новую Москву», подготовленного КБ «Стрелка» для МУФ

Развитие жилищного строительства

Сейчас на территории Новой Москвы мы выделяем несколько видов застройки: микрорайонную, коттеджную, застройку деревень и другие. В рамках сценария органического развития мы предлагаем конкретные подходы к тому, как развивать эти пространства. Подробнее о них можно узнать в нашей книге «Как построить новую Москву», которая выложена на сайте Московского урбанистического форума.

Развитие дорожной сети

Мы предлагаем рассмотреть возможность использования старой дорожной сети, которая была на территории Новой Москвы еще в начале ХХ века. Это сеть гужевых и почтовых дорог, частично уничтоженных в ходе революции, индустриализации, войны. Если бы этого не произошло, а страна развивалась бы без войн и социальных потрясений, со временем эти гужевые дороги были бы асфальтированы, как это произошло в Великобритании, например.

Предложения по развитию дорожной сети Новой Москвы КБ «Стрелка» разрабатывала на основе карты XIX века

Предложения по развитию дорожной сети Новой Москвы КБ «Стрелка» разрабатывала на основе карты XIX века

© Иллюстрация из исследования «Как построить Новую Москву», подготовленного КБ «Стрелка» для МУФ

Мы полностью оцифровали карту 1860 года, детально показывающую дороги, которые были тогда на территории Новой Москвы. Мы понимаем, что полностью восстановить ту сеть невозможно, но при реализации новых проектов рекомендуем правительству Москвы в тех же местах прокладывать дороги и улицы. Потому что эта сеть сформировалась не по проекту, а в результате хозяйственной деятельности большого количества людей, с учетом рельефа местности. Они не ориентированы на старую Москву, сеть дорог 1860 года просто позволяет оптимальным образом использовать всю территорию Новой Москвы.

К сожалению, проект трассировки основных дорог Новой Москвы, который есть на данный момент, с этой сетью практически не совпадает и никак на нее не ориентируется, если не считать таких крупных трасс, как Калужское и Старое Киевское шоссе. На ней все магистрали, ведущие в старую Москву, дублируются параллельными дорогами, вся ориентация — именно на старую Москву.

###Цель развития Новой Москвы

В целом же нам кажется, что сегодня целью развития Новой Москвы может стать идея о том, что здесь мы создаем новый региональный стандарт развития для России. И как раз наши подходы органического развития помогут воплотить это в жизнь. В принципе, правительство Москвы соглашается с этим. Ведь если посмотреть на то, что происходит в стране, то мы увидим, что практически все инновации в городском управлении у нас сегодня происходят из Москвы. Если мы возьмем любой провинциальный город, будь то Воронеж, Нижний Новгород или Калуга, то увидим, что они просто берут и копируют то, что делает Москва. И идея в том, чтобы со временем другие губернаторы просто брали те инновации, которые происходят в Новой Москве, и транслировали их по всей России.