Москва забитая
Основатель тату-студии — о новой грани конфликта Москва-Питер, трендах и упрямых клиентахМир не стоит на месте, и вечный конфликт Москва-Питер — тоже. Относительно недавно у москвичей появился новый повод поспорить с петербуржцами — на сей раз об отношении к татуировкам, которые сейчас, пожалуй, только ленивый не делает. МОСЛЕНТА расспросила об этом подробнее основателя московской тату-студии «Забитые» Алексея Варицкого, который успел много поработать и в Петербурге. А ещё он рассказал о трендах, самых надоевших сюжетах и дал пару дельных советов тем, кто всё никак не решится себя разрисовать, но очень хочет.
Солидная столица
Алексей Варицкий, основатель московской тату-студии «Забитые»
В целом у Москвы и Питера не так-то много различий. Но есть одно ключевое — в Питере давно считается нормальным делать татуировки на лице, шее, на кистях рук, и я знаю огромное количество людей, которые даже с этого начинали. Это просто яркий способ выделиться для всяких «креативных» людей. Там вообще каждый второй фэшн-блогер, или гитарист, или татуировщик, и каждый второй считает себя великим артистом.
Москва не то, чтобы менее творческий город, она всё-таки посолиднее, чиннее. Мы здесь стараемся отговаривать людей от шеи и кистей. Слушают? Нет. И даже высокая цена их не всегда останавливает.
Раньше такое просто никому не приходило в голову. Да и вообще татуировка была не так распространена. Ещё 30 лет назад «костюмов» (полностью покрытое татуировками тело, исключая шею, кисти рук и ступни - ред.) почти ни у кого не было. «Рукав» (полностью забитая рука от кисти до плеча - ред.) считался пределом крутости. Сделай рукав — только тогда переходи на кисть. А сейчас эта мода пошла от металкорных и пост-хардкорных групп — у них и рукава, и кисти забиты, и лицо даже.
Я такое не одобряю. Я из старой школы и считаю, что пока у тебя нет хотя бы «рукава», к кистям и шее переходить нечего. А сам вообще не собираюсь этого делать, у меня есть работа, я не хочу её терять. Понятно, что сейчас таких проблем с трудоустройством, как раньше, уже нет. Я работал в разных крупных конторах, там никто не хочет терять талантливые кадры из-за татуировок. Но уверен, кисти и шея нигде не приветствуются.
На моей памяти в Москве никто не вылетал с работы из-за татуировки. А вот в Петербурге случаи помню. Были девочки (да и мальчики этим грешат), которые разрисовали себе лицо и шею, чтобы сразу выбиться в тату-модели и сотрудничать с каким-нибудь непонятным брендом, у которого в инстаграме подписчиков 20, не больше. Естественно, это плохо кончается. И кстати, так делают в основном не самые привлекательные дамы, которые пытаются это как-то исправить (ну, они уверены, что это выход).
Детям вход воспрещён
Ещё одно различие: в Питере раньше начинают делать татуировки, приходят первый раз лет в 14-16, в Москве уже попозже, в 17-20. Про то, что «вырастешь — татуировка поплывёт» — это, конечно, миф. Нормально делай — нормально будет. Другой вопрос, что в 16 лет вряд ли человек окончательно сформировал свои вкусы.
С детьми всё строго, потому что есть потрясающие истории (причём опять же в Питере, там таких полно). Вот, например, сделали 16-летнему мальчику татуировку. Он, разумеется, сказал, что ему 18, все поверили. Через два дня пришел его отец с битой, крайне недовольный тем, что у сына теперь татуировка. «Вы сделали моему сыну татуировку? Все на выход» - говорит, помахивая битой. Ребята попытались как-то вопрос уладить, объяснить, что они вот не знали, но злой отец настоятельно посоветовал всем валить подальше. Вышли. Мужик громит всю студию, выходит, говорит «Успехов всем» и уходит.
К нам дети приходят часто и пытаются пролезть по-всякому. Один пришёл с распиской. Мы насторожились, тогда он попросил маме позвонить, прямо с его телефона, по номеру, записанному «Мама». Ладно. Набираю, спрашиваю: «Когда день рождения у вашего сына?», а в трубке неловкое мычание, ну всё понятно. Видеообращения приносят, где якобы их родитель торжественно заявляет, что разрешил такому-то такому-то забить всю спину. А на видео сидит мальчик лет 19, не больше. Нет, так не работает. Хотите татуировку — приходите с родителями. Мы лучше упустим прибыль, зато столько нервов спасём.
О моде
Мода скачет. Все сейчас делают всё, будь то Москва или Петербург, нет строго разделения по стилям и возрастным категориям. Примерно каждые 3-4 года тренды меняются. Последние пару лет была очень популярна «чернуха» с технике дотворк и лайнворк — это какие-то мрачные образы, сделанные только в черных тонах. Сейчас это потихоньку уже выходит из моды.
Ещё в последние годы популярны лес, совы, олени, геометрия всякая с животными и не только. Откуда-то взялся лев в короне, очень много народу хотят его. Но вот лес особенно достал! Вот каково мастеру — он уже этого леса наделался на всю жизнь, хочется за что-то крутое взяться, чтобы расти, коллегам показать, а тут к тебе опять приходят с этим дурацким лесом. И даже при виде цены в 40 тысяч не уходят. Ну благо есть опция «передать стажёру», они с радостью нам помогают.
Очень часто девушки делают себе цветы: пионы, хризантемы, розы. А те, кто хочет сделать одну маленькую татуировку, просят руны себе набить или какие-нибудь треугольник с палочкой и глубоким смыслом.
Из уже отживших трендов — легендарный рукав как у Клуни в фильме «От заката до рассвета». Приходили толпами люди с этим Клуни, им предлагали хотя бы творчески переработать экскиз, а они ни в какую. Одного отличного мастера с замечательным чувством юмора это настолько достало, что у него появилась такая работа под названием «Какуклуни» - рисунок с рукава в миниатюре в рамочке и подпись соответствующая.
10 лет назад были модны иероглифы. Я себе даже сделал, потом конечно закрасил. Сейчас это стыдно и смешно.
Есть бессмертные стили: олдскул, реализм, ориентальная татуировка, Япония. Особенно Япония хорошо смотрится в виде костюма, и я считаю, это вершина творчества. Круче ничего не придумать, это прям здорово.
Олдскул, кстати — самый удобный стиль, можно просто лепить и лепить на себе эти кораблики, якоря, факелы, и смотреться будет нормально. А вот самый капризный — как раз реализм: татуировку в таком стиле очень трудно продолжить. Проблема тут может быть даже не в мастере: с этим может не справиться даже хороший татуировщик, просто для продолжения работы в стиле «реализм» надо знать основы академического рисунка.
Надписи в этот же список бессмертных стилей. Но тут нельзя путать красивый леттеринг (от англ. letter - буква, каллиграфически прорисованные надписи) и партак (разг., «очень плохая татуировка» - ред.). Если кто-то написал у себя Оne love one life или Сarpe diem на груди большими буквами, то это позорно конечно. Это провал. А можно написать совсем по-другому. Ещё надписи гармонично и хорошо смотрятся в стиле чикано.
Есть сезонные татуировки - вот, например, вышла игра Pokemon Go, и все повалили покемонов забивать. Вышел Fallout 4 - пришли за ним. Мы отказываемся копировать, мы перерисовываем эскизы всегда, чтобы была авторская работа.
Но на мой взгляд, самое высокое искусство - фрихэнд. Это когда мастер берёт маркер и на ходу рисует по тебе татуировку, а потом по этому контуру сразу набивает. Обычно это делают в реализме, нью-скуле, биомехе и органике.
Ну а самое актуальное и беспроигрышное - тёлки и черепа, делай, и всё точно хорошо будет.
Клиент не всегда прав
Однако и Москве, и в Питере полно клиентов, которые приходят с чужими эскизами и просят бить чёрт знает что.
Про оленей и чужие эскизы мы поговорили. А есть ещё люди, и много, кто приходит делать «наколку». Меня вообще это слово раздражает: наколка — это что-то тюремное, синюшное, совершенно не имеющее отношения к художественной татуировке. А люди приходят, настаивают на куполах всяких, чтобы их принимали за своих в определенных кругах. Но синюшную тюремную работу в цивилизованных условиях повторить сложновато. Пусть и чернил уже существует около 400 оттенков, проблема-то в другом: те, на кого рассчитан маскарад, сразу увидят, когда и кем была сделана работа.
Частенько люди приходят и просят сделать кавер на большую работу, не разобравшись — а это почти нереально. Либо несколько лет вытравки лазером, либо просто чёрным пятном забить. Есть конечно и средний вариант — бластовер. Это когда по старому сюжету рисуется что-то жирным чёрным контуром. Но такое работает только со старыми татуировками, которые уже выцвели. Свежую так не поправить.
Реагируют во время сеанса все очень по-разному. Кого-то рвёт, у кого-то, так сказать, «дно вышибает», девочки часто в обморок падают (на этот случай всегда есть нашатырь). Кого-то трясет — и вот каково мастеру? Кто-то кровью заливает кушетку и пол, и мы понимаем, что красить такого небезопасно.
Клиенты часто хотят чужой эскиз, а ты его не можешь отговорить. Это хорошего татуировщика очень злит. Потому что ты художник плохой, а твой татуировщик - крутой. Поэтому, по идее, ты должен засунуть свои предпочтения куда подальше и не выпендриваться. И я рекомендую всем приходить к мастеру, давать руку и говорить «Делай». Я и сам так поступал — на моём рукаве нет ни одного моего пожелания.
Вообще, чем больше ты делаешь татуировок, тем больше пропадает… здравый смысл, так сказать. Вот, например, есть у нас хороший друг в Питере - Костя (Константин Дмитриевич, представитель ведущего американского бренда одежды от татуировщиков и для татуировщиков Sullen clothing russia - ред.), по прозвищу «Ткань». Отдельная смешная история. Мы напились и подумали, что хорошо бы, чтобы Костя к нам прилетел. Поэтому набили новые татухи — четверо сделали себе олдскул с самолётиком и надписью «Костя прилетай», а я решил подумать наперёд: у него же есть девушка по имени Марийка, вдруг она не пустит? Ну я и сделал кусок ткани с надписью «Марийка отпусти». Так и сфоткались, но как-то не сработало.
А одна из самых смешных работ, которую я знаю — мои знакомые полетели на Алтай, а там, говорят, клещи. Так они взяли и набили друг другу по клещу в разных стилях. По-моему отлично.
Проходняк и статус
Возвращаясь к Москве и Питеру: в Питере в принципе много татуировщиков, а значит, и идиотов тоже много. Они копируют чужую работу, лишь бы взяться: цветы жизни, надписи, кружочки, треугольнички. И там очень распространена работа на дому. Хотя у них в городе есть потрясающие места, где можно арендовать рабочий стол, поработать и уйти.
В Москве, во-первых, все стараются работать по салонам, потому что несолидно, некруто дома сидеть. Например, не всякий клиент второй раз придёт. И кстати, для мастера это лучше: когда ты сидишь и на тебя смотрит ещё 10 пар глаз, стараешься сделать свою работу лучше, как на экзамене. А дома над тобой никто не смотрит. Тут точно такой же спорт, такая же конкуренция.
А во-вторых, в Москве в хорошем салоне скорее скажут, что не будут делать по чужим эскизам, а перерисуют. Принципиально. Конечно, у нас тоже есть места, где лепят проходняк — на Арбате например, на Таганке. А вот к нам нельзя просто так завалиться и потребовать срочно набить какие-то палочки-кружочки.
Хотя один клиент запомнился. Суровый дядечка из Екатеринбурга, приехал в ночи на «Гелендвагене» с водителем и потребовал сейчас же, вот прямо сию секунду сделать ему татуировку. Отдал пять тысяч за маленький кораблик. Потом ему захотелось ещё. И ещё. Водителя он отправил за догонкой, а сам начал рисовать и раскидывать пятитысячные купюры. В итоге напоил нас всех, уехал с этим корабликом и ничего больше делать не стал. Но это исключение.
Вообще к проходным работам по чужим эскизам отношение своеобразное - они показывают определённый уровень, причём не самый высокий. Такая работа в портфолио, какой-нибудь поганый крестик между красивыми олдскулами — это стыдно, это тебя позорит.
Вообще увлекаться этим не стоит. Все начинают с надписей, наверное, но в какой-то момент это настолько надоедает, что ты хлопаешь кулаком по столу и переходишь только на заказные работы. Да, это потеря денег сразу, но при этом качественный скачок. А с проходняком, шаблонными работами ты деградируешь как мастер.
Нет, конечно, ситуации бывают разные. Если ты не раскрученный мастер, у тебя вдруг закончились деньги и ты вынужден делать иероглифы, чтобы заполнить холодильник - пожалуйста, никто тебя бить за это не будет, все мы люди и все всё понимаем. Но если ты начнёшь частить, коллеги по цеху чуть-чуть будут не одобрять. И уж, конечно, хвастаться ими не надо.
Как разобраться
Ярких татуировщиков не так уж много. Но оценит их только тот, кто в этом разбирается, их в России от силы 1000 человек, а большинству плевать. Люди приходят хрен знает к кому, бьют хрен знает что, потому что татуировка это в принципе считается «круто». И в целом, если ты не рвёшься демонстрировать свои квадратики с оленями на тату-конвенции, а просто тебе самому нравится, ничего плохого в них нет.
Я на эту тему придумал отличный пример. Вот, скажем, ты живёшь в Воронежской области, город Павловск. И у тебя там есть машина Skoda. И все там от неё в восторге. Но попробуй приехать на этой самой Skoda в Барвиху — конечно, тебя не выгонят, но отношение будет соответствующее, и взгляды косые. Skoda, конечно, хорошая машина, но рядом со всякими Bentley и Mercedes будет смотреться иначе.
Если всё-таки важно имя, то разобраться можно. Есть группы в соцсетях. Можно погулять на международных тату-конвенциях, в России они уже очень круто проходят, каждый год все больше и больше событий. Есть уже свои «звёзды», хотя мне это слово не нравится: всё-таки мы не про шоу-бизнес говорим. Вообще лучшие татуировщики — они из России и Восточной Европы.
«Сарафанное радио» всё-таки не гарантирует попадание к крутому мастеру. Есть люди с 20-летним стажем, которые как били 20 лет назад свои непонятные рисунки, как с обложек фантастических романов — драконы там, викинги всякие в ужасающих пастельных тонах - так вот и продолжают делать на том же уровне. Тогда это было хорошо, а сейчас уже позор. Я и сам несколько раз делал свои работы у тех, кого считал крутыми из-за «сарафанного радио», а потом оказывалось... в общем, не очень удачно.
У именитых мастеров год-два в очереди можно ждать. Или по-другому, караулить запись у них год. Им ведь надо как-то фильтровать клиентов, так что сравнительно недавно они начали практиковать новую систему: открывается запись на сутки в определённый день месяца, кто успел записаться — молодец.
В своё время, когда я только разбирался, я спрашивал у очень крутых питерских татуировщиков. И в какой-то момент мне просто ответили: «Хватит спрашивать. Нравится - делай, не нравится - не делай». И имя не всегда важно. Молодой мальчик из Москвы со стажем в год может делать лучше, чем раскрученный мастер из Америки, а про него никто не знает.
Один из показателей хорошей работы — если в числе клиентов мастера есть другие татуировщики. Вот тогда точно не прогадаешь.