Опубликовано 15 января 2020, 10:37

«Ты вдруг оказался в совершенно незнакомом городе»

Как и где художники нашли настоящую старую Москву
Выставка «Покровка и окрестности» открылась в столичной галерее Palimpsest, расположенной на Покровском бульваре. Что там есть? Порядка пятидесяти живописных и графических работ, каждая из которых показывает натуру если еще не исчезнувшую, то находящуюся на грани выживания. По крайней мере, именно так считают сами художники. Впрочем, МОСЛЕНТА решила поговорить не только с ними, но и с организаторами выставки.
«Ты вдруг оказался в совершенно незнакомом городе»
Изображение: Костя Сутягин

«В окрестностях Покровки — особая география: Белый город, “внутренний загород” — бульвары, кривые улочки, крутые переулки, маленькие церквушки, величественные монастыри, уцелевшие старомосковские дворы и арт-сквоты. Что ни дом, то архитектурный памятник, что ни адрес — памятный знак. Здесь удивительно переплетается история нескольких московских веков, здесь соседствует “французское с посконным”, а на одной стене уживаются вместе мемориальные доски жертвам и их палачам», — рассказывают организаторы выставки.

«Улица Покровка и ее окрестности (в том числе Покровский, Чистопрудный и Яузский бульвары, переулки, старомосковские улочки) – источник вдохновения для многих московских художников, которых мы знаем и любим. Наши авторы часто устраивают здесь пленэры, а некоторые живут в районе Покровки или имеют там мастерскую. Идея собрать выставку «Покровка и окрестности» - естественное продолжение наших дружеских отношений», - объясняет сооснователь и директор галереи Оксана Царевская.

Таких художников набралось около пятидесяти. Среди них – заслуженные художники и молодые авторы. Например, известный керамист Валентина Кузнецова, художник-нонконформист Евгений Измайлов, академик РАХ Хаджи-Мурад Алиханов, Ольга Плужникова-Орлова, Константин и Светлана Сутягины, Ирина Марц, Александр Шевченко, Алена Дергилева, Алексей Гимеин и многие другие.

Скетчер Алексей Гимеин считает, что одна из его главных целей - это фиксировать уходящую натуру. «Я – говорит он, - в связи с этим часто вспоминаю фильм «Покровские ворота» — его начало и конец, где лирический герой Козакова стоит у дома, который уже разрушает груша. Многие места в Москве перестают существовать в том виде, в котором я их рисовал. Иногда это трагично, но чаще дело в самых обычных урбанистических, так сказать, процессах: где-то заштукатурили фасад, где-то, извините, замостили плиткой, понаставили фонари — и все стало другим».

Алексей родился в ближнем Подмосковье, но всю сознательную жизнь провел в столице. «Я ее очень люблю! И именно поэтому долгое время ходил по Москве с фотоаппаратом. Меня очень интересовали старые районы, сумевшие пережить некоторых градоначальников: Покровка, Ивановская горка, дворы, в которых можно посмотреть на дореволюционные ящики-холодильники - небольшие короба под окном, в которые клали продукты, знаменитый двор Ярошенко на Подколокольной, 11, в котором года-то располагался трактир «Каторга» и где неожиданно оказался дом XVII века».

Впрочем, признается Гимеин, однажды он понял, что все его фотографии лежат мертвым грузом. И решил заняться рисованием.

«Покровка, Маросейка, Ивановская горка — это все другая Москва, точнее, Москва настоящая, - рассказывает он МОСЛЕНТЕ. - Ты свернул там в какой-нибудь переулок — и вдруг оказался в совершенно незнакомом городе. Вы слышали, например, о Морозовском саде? Чтобы попасть в него, нужно открыть дверь в стене, а за ней — совершенно сказочное место: там и здание бывшей типографии Юргенсона, и дикий виноград на стенах. Как это может не хотеться запечатлеть? Вот я и запечатлеваю, заходя во все подворотни, открытые и закрытые, пытаясь за кем-нибудь проскочить в на секунду распахнувшиеся калитки в заборах. Бывало, даже выгоняли».

Так, в итоге, художники и доходились до выставки, что приятно само по себе. Однако, по словам Оксаны Царевской, есть у галереи и другая цель. «Сейчас художникам очень непросто выставляться и продавать свои работы, - рассказывает она. - Жить только за счет своего творчества умеют единицы. Поэтому задача нашей галереи – создать работающий механизм, который позволил бы художникам показывать свои работы, а зрителям – их видеть и, главное, покупать».