Опубликовано 29 июля 2017, 13:00

Уличный лекторий

Как организовать лекции во дворах и парках
Музей Москвы «выходит в город» — первые шесть краеведческих лекций во дворах и парках уже прошли, еще восемь должны состояться до 20 сентября. МОСЛЕНТА выяснила у организаторов выездного лектория, как оформить подобные мероприятия, подстраховаться на случай дождя и сделать проект с самыми активными из слушателей.
Уличный лекторий
предоставлено пресс-службой Музея Москвы

Музей Москвы «выходит в город» — первые шесть краеведческих лекций во дворах и парках уже прошли, еще восемь должны состояться до 20 сентября. МОСЛЕНТА выяснила у организаторов выездного лектория, как оформить подобные мероприятия, подстраховаться на случай дождя и сделать проект с самыми активными из слушателей.

Идея

Сама идея выездного лектория возникла оттого, что на лето сотрудникам музея хотелось придумать формат, который включал бы взаимодействие с жителями и позволял выйти на новую аудиторию, которая по каким-то своим причинам в музей не ходит.

Теперь, когда идея выхода в город одобрена и запущена, после каждой лекции ее организаторы собирают контакты местных жителей, чтобы впоследствии записывать их воспоминания и использовать этот материал при создании новых музейных экспозиций. Все они будут оформлены в единый проект, и на его презентацию Музей Москвы позовет всех тех, кто оставлял свои координаты на проходящих сейчас выездных лекториях.

«Музей Москвы – это музей о городе и его жителях, и именно их личные истории составляют неотъемлемую часть памяти о городе, — рассказывает генеральный директор Музея Москвы Алина Сапрыкина. — Собирая эти воспоминания после выездных лекций, мы хотим понять, чем живет город сегодня, как воспринимают его жители, как относятся к его изменениям и его истории».

Популярный проект

«Проект пользуется популярностью у горожан, они вовлекаются в него с радостью, — продолжает Алина Сапрыкина. — Важно, что у каждого москвича есть возможность не только узнать об истории своего района, двора, но и рассказать частную историю, поделиться ощущениями и воспоминаниями об интересных событиях, изменениях, сформировать свою историю. Мы планируем и дальше продолжать рассказывать о городе не только в стенах музея, но и в новом для нас формате уличного лектория».

Уже сейчас в Музей обращаются жители районов, в которые лекторий этим летом не приедет, и просят включить их дворы в программу на следующий год. Так что у проекта намечается продолжение, а по итогу двух-трех лет такой выездной деятельности музей планирует опубликовать книгу, которая объединит все интервью, записанные после выездных лекций.

Особенности формата

Команда музея привозит на машине складные стулья и выставляет их во дворе – вот и вся подготовка к мероприятию. На случай дождя каждый раз продумывается дополнительная площадка, как правило, это ближайшие ДК, досуговые центры или музеи.

Лекции об истории московских районов длятся с 19:00 до 20:30 и проходят на улице, еще засветло. Читают их известные историки и краеведы.

Лектор без микрофона рассказывает о районе, показывает распечатанные иллюстрации и передает их по рядам.

Вопреки изначальным опасениям, послушать об истории родного района каждый раз стабильно собирается не менее 50 человек. Зафиксированный пока максимум — 117 слушателей, удалось собрать в Замоскворечье. Места хватает всем, потому что на мероприятия существует предварительная регистрация и стульев каждый раз берут с запасом.

Пространства для проведения выездных лекций выбираются уютные, подальше от шума больших проспектов и улиц. Это не всегда дворы, иногда площадкой мероприятия выступает парк или сквер.

Как оформить выездной лекторий

Никакой инструкции насчет оформления подобных мероприятий на данный момент в Москве не существует ни для граждан, ни для сотрудников ведомственных учреждений. Поэтому отработка механики взаимодействия с местными жителями и городскими структурами, которые принимают на рассмотрение заявки на проведение подобных мероприятий, изначально рассматривалась организаторами как важная часть проекта. Даже в налаживании взаимодействия с местными структурами и местными жителями был заложен элемент современного московского краеведения.

Считая, что проведение лекций во дворах должны согласовывать управы, сотрудники Музея направляли письма туда, и в большинстве случаев получали ответ: «идею мероприятия поддерживаем, можете проводить». Если не приходил письменный ответ, часто было достаточно позвонить в управу, входящее письмо-запрос находилось и получалось устное одобрение. В одном случае из 10 ответ был следующий: мероприятия такого уровня нужно согласовывать на уровне префектуры, а если они охватывают несколько округов, одобрение надо получать на уровне Москвы, с департаментом региональной безопасности и противодействия коррупции. В итоге именно туда за месяц до проведения цикла лекций из Музея Москвы было отправлено письмо-запрос с указанием цели, мест и сроков проведения мероприятий.

Когда проект был согласован, оказалось, что управы не оповещаются об этом автоматически. В каждом случае надо было отправить информационное письмо во все управы о том, что существует такой проект и организаторы информируют представителей власти на местах о проведении своих мероприятий.

В некоторых случаях управы брались сами оповестить население о предстоящих лекциях, расклеить объявления, в некоторых случаях сотрудникам музея отвечали, что не имеют права этого делать, на их территории такое право отдано другим структурам.

О проведении каждого мероприятия необходимо уведомить полицию и жилищные организации. Остается открытым вопрос, как анонсировать мероприятие для жителей. Открытым остается вопрос, можно ли вешать объявления на дверях подъездов. Информация размещается в онлайн-сообществах, и, тем не менее, большинство жителей не знает о предстоящей лекции. Так что многие присоединяются к числу слушателей после того, как, проходя по двору, видят, что проходит мероприятие и видят его афишу на выставленном временном баннере. Кто-то спускается во двор по звонку подруги, а кто-то - увидев с балкона, что внизу проходит лекция.